Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства) (Исторические аспекты развития института несостоятельности (банкротства)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральный Закон от 1998 г. содержит не только материальные нормы, а и достаточно большое количество норм процессуального характера. В частности, речь идет о подсудности дел о банкротстве, требованиях к заявлению о признании банкротом, о классификации процессуальных документов и прочее.

Статья 65 Гражданского Кодекса РФ устанавливает - банкротом может быть признано [2]:

- юридическое лицо;

- коммерческая организация, кроме казенного предприятия;

- юридическое лицо, которое действует в форме потребительского кооператива, благотворительного и другого фонда;

- физическое лицо.

Указанная правовая норма, очертив перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций, полностью решает вопрос относительно их банкротства. Остается открытым вопрос относительно некоммерческих организаций, которые могут действовать не только в формах потребительского кооператива и благотворительного (или иного) фонда. На этот счет следует отметить следующее. Федеральный Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. предусматривает такие формы некоммерческих организаций, как некоммерческое партнерство и автономная некоммерческая организация [4].

По основным юридическим параметрам, например, благотворительный фонд и автономная некоммерческая организация вполне совпадают. Следовательно, возникает вопрос о возможности признания банкротом благотворительного фонда и невозможности - автономной некоммерческой организации. Такой подход не совсем удачен. Решить этот вопрос можно, определив в Гражданском Кодексе четкий перечень форм некоммерческих организаций или предусмотрев возможность банкротства новых форм некоммерческих организациях в нормативных актах, регулирующих их деятельность [19].

26 октября 2002 был принят новый, третий Федеральный Закон от № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [5]. Принятие нового закона, регламентирующего отношения в сфере несостоятельности, стало событием, свидетельствующем о развитии новых подходов в макроэкономическом регулировании банкротства.

Таким образом, рассмотрев институт банкротства в мировой истории и в гражданском праве России, необходимо отметить, что: истоки института банкротства восходят к римскому праву и получили свое дальнейшее развитие в гражданском законодательстве многих государств, в частности, в России. Это выражается в том, что развитие законодательства о банкротстве совершенствовалось вместе с усложнением отношений между экономическими субъектами, возникновением различных организационно-правовых форм юридических лиц, обеспечением законодательной защиты интересов как кредиторов, так и лиц-банкротов.


В настоящее время, несмотря на перечисленные правовые неопределенности в признании отдельных субъектов банкротами, в целом вопрос признания банкротом хозяйствующих субъектов и физических лиц получил достаточно широкое законодательное регулирование.

Выделение понятия, признака и специфика правового регулирования банкротства в России

В настоящее время в России несостоятельность (банкротство) определяется и регулируется Федеральным Законом от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Этот законодательный акт распространяется на все юридические лица и индивидуальных предпринимателей, кроме [5]:

- казенных предприятий и учреждений;

- кредитных организаций;

- субъектов естественных монополий;

- политических партий;

- религиозных организаций.

В декабре 2008 года как один из элементов «антикризисного пакета» был принят Федеральный Закон № 296-ФЗ [6], направленный на смещение баланса защиты интересов в пользу кредиторов. Так, последние получили право обращаться в арбитражный суд с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с должника денежных средств.

Далее, через несколько месяцев, был принят Федеральный Закон № 73-ФЗ [7], который привнес более значимые изменения. Так, в частности, этот законодательный акт упростил процедуру доказывания недействительности сделок, в результате которых должники пытались уменьшить собственное имущество, которое составляет конкурсную массу.

Конкурсная масса - это все имущество, имеющееся у должника на момент открытия конкурсного производства, а также выявленное у него в процессе конкурсного производства [33].

В целом ключевые изменения в Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» были внесены в декабре 2008 года, в апреле и июле 2009 года. Состояли эти изменения, в частности, в следующем [38]:

- произведено расширение перечня случаев подачи должником заявления о банкротстве в обязательном порядке;

- установлены новые основания для оспаривания сделок должника, которые были заключены до подачи заявления о признании банкротом;

- предусмотрена ответственность лиц, которые контролируют должника. Это не только генеральный директор, а и акционеры, участники и другие лица. Такая ответственность устанавливается за сокрытие или искажения документов бухгалтерского учета, действие иди бездействие, которые стали причиной банкротства должника.


В юридической литературе на сегодняшний день остается актуальным вопрос о понятиях несостоятельности и банкротства - являются ли эти категории синонимами либо же имеют существенные отличия?

Шершеневич Г.Ф. определяет банкротство как несостоятельность, которая сопряжена с виновным поведением должника и преследует цель причинить вред кредиторам [36].

Щенникова Л.О. отмечает, что проведение различий между категориями «несостоятельность» и «банкротство» по принципу вины не лишено истинного смысла [37].

Жилинский С.Э. наряду с категориями несостоятельности и банкротства оперирует также понятием неплатежеспособности. По мнению Жилинского, неплатежеспособность является причиной несостоятельности и банкротства. Кроме того, субъект становится несостоятельным, когда его неплатежеспособность оказывается непосильной, и должник не может рассчитаться с кредиторами. Завершающий «статус», которым наделяет неплательщика исключительно арбитражный суд, - банкрот [19].

Действующий Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» до статьи 2 употребляет понятие «банкротство» после несостоятельности в скобках. Далее указанные скобки отброшены, и банкротство употребляется как самостоятельное понятие [17].

Ст. 2 указанного закона определяет несостоятельность как признанную арбитражным судом или объявленную должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Следует отметить, что традиционный подход, принятый в гражданском праве более широко подходит к пониманию понятия банкротства. Гражданский кодекс определяет должника как сторону, которая обязана по требованию кредитора передать товар, выполнить работу, оказать услуги, уплатить денежную сумму и прочее (ст. 307 ГК РФ). Однако закон также предусматривает публично-правовую обязанность относительно уплаты налогов и иных обязательных платежей.

С точки зрения А.Д. Шеремета и Р.С. Сайфулина, банкротство представляет собой неспособность предприятия к финансированию текущей операционной деятельности и погашению срочных обязательств [35].

Э.С. Минаев и В.П. Панагушин дают более содержательное определение понятия банкротства: «рыночный механизм защиты здоровых хозяйствующих субъектов от безнадежно больных» [23].

С.Г. Беляев и В.И. Кошкин в работе «Теория и практика антикризисного управления» отмечают, что банкротство в сугубо юридической сущности этого термина является юридическим фактом, который наступает после признания данного факта арбитражным судом либо после официального объявления должника о своем банкротстве при его добровольной ликвидации [15].


Н.А. Русак определяет банкротство как подтвержденную документально экономическую несостоятельность субъекта хозяйствования, которая выражается в его неспособности финансировать текущую основную деятельность и оплачивать срочные обязательства [31].

Статья 65 Гражданского Кодекса РФ устанавливает - признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

Общий признак банкротства организаций определен в статье 3 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)»: должник в течение трех месяцев не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам, по оплате труда и выходных пособий работников, по обязательствам перед бюджетом.

Также следует отметить, что для определения наличия признаков банкротства должника (юридического лица) должны учитываться состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, установленных пунктом 2 статьи 4 указанного закона, а именно [17]:

- размер денежных обязательств, перед поставщиками и подрядчиками;

- размер займов с учетом начисленных процентов;

- задолженности, связанной с причинением вреда имуществу кредиторов (кроме задолженности за причинение вреда жизни и здоровью граждан);

- размер обязательных платежей, кроме установленных законодательством штрафов (пеней) и других финансовых санкций.

Для определения наличия признаков банкротства должника могут учитываться соответствующие суммы, взысканные судом вместо причитавшегося кредитору исполнения обязательства в натуре (стоимость не переданной кредитору оплаченной им вещи, стоимость оплаченных, но не выполненных должником работ или услуг и другие). Такие требования кредиторов подлежат включению в реестр требований кредиторов в качестве требований конкурсных кредиторов. Такой же правовой режим распространяется и на суммы, присужденные кредитору в связи с изменением способа или порядка исполнения судебного акта или постановления иного органа. На это указано в Постановлении Пленума ВАС от 15 декабря 2004 года № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 29 [9].

Признаками банкротства юридического лица является [25]:

1) неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам;

2) и (или) неспособность исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, при условии, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.


Дела о банкротстве рассматриваются в арбитражном суде, и могут быть возбуждены арбитражными судами при условии, что требования к должнику (юридическому лицу) в совокупности составляют не менее 300 000 рублей (раннее 100 - тыс. рублей).

В случае возникновения признаков банкротства, руководитель организации должника обязан направить учредителям (участникам) должника сведения о наличии признаков банкротства.

Учредители (участники) должника в свою очередь могут принять своевременные меры, по восстановлению платежеспособности организации и не допустить ее банкротства.

Например, учредители (участники) должника могут использовать досудебную санацию [30]:

1. Учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей, и восстановления платежеспособности должника (досудебная санация).

2. Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

Статья 31 Федерального Закона о несостоятельности предусматривает право на процедуру досудебной санации, а не обязанность учредителей (участников) организации-должника.

Процедура банкротства физических лиц была введена в действие с 1 октября 2015 г. в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014. г. № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, в части регулирования реабилитационных процедур в отношении гражданина-должника» [8].

В связи с принятием Закона № 476-ФЗ был дополнен Гражданский кодекс Российской Федерации положениями о несостоятельности (банкротстве) гражданина (ст. 25 ГК РФ) [2].

Действующее законодательство Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) является сложной системой правовых норм, в качестве основания которой служат положения Гражданского кодекса Российской Федерации. На центральном месте в структуре правового регулирования несостоятельности (банкротства) находится Закон 2002 года, задачами которого являются исключение из оборота неплатежеспособных организаций и предоставление возможности добросовестным предприятиям улучшать положение своих дел под контролем АС РФ и кредиторов и снова добиться финансовой стабильности [38].