Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства) (Исторические аспекты развития института несостоятельности (банкротства)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ несостоятельность (банкротство) является признанной арбитражным судом неспособностью должника к полному удовлетворению требований кредиторов по финансовым обязательствам и (или) выполнению обязанностей по уплате обязательных платежей. В цивилистике, в связи с синонимичностью понятий «несостоятельность» и «банкротство» сложилось множество подходов к данной проблеме, например, «Банкротство представляет собой два элемента, из которых один (несостоятельность) является понятием гражданского права, другой (банкротское деяние) является понятием уголовно-правовым» [11].

Как и во многих областях хозяйствующей деятельности, институт несостоятельности имеет ряд проблем как на практике и теории, так и в законодательном закреплении проблемы. С уголовно-правовой стороны проблемы на практике появляются в связи с рассмотрением фиктивного и преднамеренного банкротств. То есть речь в данном случае идет о взаимосвязи между возбуждением уголовного дела правоохранительными органами и постановлением АС РФ.

ГЛАВА 2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)

2.1. Банкротство юридического лица

Несостоятельность (банкротство) наступает в случае невозможности (неспособности) полного удовлетворения юридическим лицом всех денежных требований своих кредиторов. Последние, соответственно, могут рассчитывать только на частичное удовлетворение своих требований. В подобной ситуации необходимо равномерное и справедливое распределение имеющегося имущества должника между его кредиторами, между которыми в этом случае происходит своего рода конкуренция в рамках тех или иных групп (очередей). В силу этого порядок этого распределения получил название конкурса или конкурсного производства (конкурсного процесса). Правила данного конкурса представляют собой суть института несостоятельности (банкротства) [17].

Из числа юридических лиц банкротами не могут быть объявлены лишь казенные учрежденияи предприятия, по долгам которых их учредителям принадлежит субсидиарная ответственность, а также политические партии и религиозные организации, которые, как некоммерческие организации, как правило, не являются активными участниками предпринимательской деятельности и фонды, если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда. (п. 1 ст. 65 ГК, п. 2 ст. 1 Закона о банкротстве).


Несостоятельность может быть признана судом или объявлена самим должником. Признание банкротства в судебном порядке возможно как на основании требования кредиторов (включая уполномоченные государственные органы, например налоговые), так и на основании заявления самого должника. В установленных законодательством случаях руководитель должника должен подать в арбитражный суд заявление о признании должника банкротом (ст. 9 Закона о банкротстве). Таким образом, как объявление банкротом, так и следующая за ним ликвидация юридического лица могут быть как принудительными (по судебному решению), так и добровольными (по решению самого банкрота, принятому совместно с его кредиторами согласно п. 2 ст. 65 ГК) [11].

В качестве основания несостоятельности (банкротства) может выступать либо недостаточность имущества должника для погашения всех его долгов, при которой совокупный размер его задолженности превышает общую стоимость его имущества (принцип неоплатности), либо неисполнение должником требований по денежным обязательствам в течение установленного законом времени, то есть обнаружившаяся неспособность должника к платежам своим кредиторам (принцип неплатежеспособности). Применение первого из указанных принципов, то есть выявление и подтверждение в суде недостаточности имущества должника, может быть достаточно непростым делом потребовать большого количества времени (в течение которого должник, который фактически является банкротом, тем не менее считается нормальным участником оборота, а недобросовестный должник имеет возможность даже предпринять определенные действия в ущерб кредиторам). В связи с этим более предпочтительным является применение второй системы, по которой основанием несостоятельности служит неспособность должника к платежам. Такое состояние должника определяется гораздо проще, в связи с чем к нему возможно более быстрое применение процедуры банкротства, тем самым исключается возможность ряда злоупотреблений с его стороны, что в большей степени соответствует потребностям имущественного (гражданского) оборота [11].

В то же время целью института банкротства не является только прекращение (ликвидация) юридического лица, поскольку интерес кредиторов неплатежеспособного должника заключается не в его ликвидации, а в как можно более полном удовлетворении своих требований, что может быть достигнуто и путем продолжения его деятельности (если, разумеется, в ее результате возникнут дополнительные доходы, а не убытки). Необходимо также принимать во внимание, что ликвидация юридического лица вследствие его банкротства крайне отрицательно сказывается на его наемных работниках и зачастую обладает иными отрицательными социальными последствиями (например, в случае банкротства градообразующих организаций). Поэтому современное право закрепляет различные способы законодательного регулирования банкротства: одни традиционно связаны с ликвидацией неплатежеспособного должника, угроза которой побудит должника к максимально возможному удовлетворению требований своих кредиторов (прокредиторские системы), другие рассматривают банкротство в качестве возможности должника освободиться от долгов и вновь вступить в бизнес (продолжниковские системы). В любом случае банкротство - это крайняя мера, применению которой, как правило, предшествует использование иных, предупредительных мер [18].


На основании ст. 30 Закона о банкротстве учредителям (участникам) должника, а в установленных законом случаях - и органам публичной власти необходимо принимать своевременные меры, направленные на предупреждение банкротства предприятий, включая мероприятия по восстановлению платежеспособности должника. Это может быть реорганизация должника, частичная продажа его имущества, закрытие убыточного производства, смена руководства, а также оказание прямой финансовой поддержки и тому подобные мероприятия. В случае непринятия указанными лицами предупредительных мер, они могут нести субсидиарную ответственность по долгам должника согласно п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве [38].

В число таких мер входит и досудебная санация (оздоровление), которая заключается в оказании должнику финансовой помощи, достаточной для погашения его долгов и восстановления платежеспособности, предоставляемая не только учредителями (участниками), но и его кредиторами и иными (третьими) лицами согласно ст. 31 Закона о банкротстве. Это могут быть льготные займы (кредиты), предоставление поручительств и банковских гарантий исполнения обязательств должника, отсрочки и рассрочки платежей, дополнительные взносы в уставный капитал должника и другие мероприятия.

Согласно ст. 150 Закона о банкротстве традиционная мера предотвращения ликвидации состоит в мировом соглашении должника с кредиторами, принимаемом общим собранием кредиторов на любом этапе рассмотрения дела о банкротстве и утверждаемом арбитражным судом. В содержание мирового соглашения могут входить условия об отсрочке или рассрочке удовлетворения требований кредиторов, о прекращении обязательств посредством предоставления должником отступного, изменения (новации) содержания обязательств (к примеру, передача кредиторам ценных бумаг  или оборудования взамен денежных средств), о снижении (скидке) суммы долга, об удовлетворении требований кредиторов другими законными методами. Расторжение утвержденного арбитражным судом мирового соглашения возможно только в судебном порядке, по заявлению, но не по соглашению его участников (ст. 164 Закона о банкротстве) с последующим возобновлением производства по делу о банкротстве [38].

Банкротство юридического лица, как правило, наступает вследствие кризиса в его деятельности. Микроэкономика под кризисом понимает такое состояние субъекта хозяйствования, при котором отмечается слабая конкурентная позиция, финансовая неустойчивость, ставящая под угрозу существование предприятия. Крайнее проявление микроэкономического кризиса заключается в полной потере платежеспособности, обусловливающей несостоятельность (банкротство) юридического лица, то есть его неспособность к погашению (оплате) своих денежных обязательств в срок и в полном объеме [11].


Неплатежеспособность одного субъекта хозяйствования может обусловить несостоятельность его коммерческих партнеров и ухудшить макроэкономическую ситуацию в целом. С целью регулирования правоотношений между неплатежеспособным юридическим лицом, его учредителями (участниками) и кредиторами государством введен институт банкротства - система норм права, способствующая, с одной стороны, финансовому оздоровлению хозяйственной деятельности субъекта-должника, с другой - защите законных требований ее кредиторов по погашению долговых обязательств.

Законом о банкротстве 2002 года устанавливаются основания для признания несостоятельности (банкротства) должника, регулируется порядок применения мер, направленных на предупреждение банкротства, условия и порядок реализации процедур банкротства. Законом определены применяемые в институте банкротства понятия: несостоятельность (банкротство), денежные обязательства, обязательные платежи, должник, кредитор, конкурсный кредитор, уполномоченный орган, арбитражный управляющий, саморегулируемая организация, собрание кредиторов, реестр требований кредиторов, мораторий на удовлетворение требований кредиторов, конкурсная масса и т.п. [16]

В соответствии с указанным законом несостоятельность (банкротство) является признанной арбитражным судом неспособностью должника к полному удовлетворению требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнения обязанности по уплате обязательных платежей. При этом признаки банкротства юридического лица состоят в неспособности к удовлетворению требований кредиторов по денежным обязательствам или исполнению обязанности по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с установленной даты исполнения обязательств. В отношении должника - юридического лица дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. рублей. При этом необходимо подтверждение требований к должнику по денежным обязательствам, вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда, или подтверждение требований об уплате обязательных платежей решением таможенного или налогового органа о взыскании задолженности за счет имущества должника [14].

В соответствии с законом о банкротстве, денежное обязательство - это обязанность должника выплатить кредитору установленную денежную сумму во исполнение гражданско-правовой сделки или по иному предусмотренному ГК РФ основанию, а обязательные платежи - это сборы, налоги и другие обязательные взносы, предусмотренные российским законодательством, в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды. Размер и состав денежных обязательств и обязательных платежей, заявленных до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, устанавливается на дату представления в арбитражный суд заявления, размер и состав заявленных после принятия заявления денежных обязательств устанавливается на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока выполнения соответствующего обязательства. Обязательства, выраженные в иностранной валюте, устанавливаются в рублях по курсу Банка России на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства [17].


При обнаружении признаков банкротства денежные обязательства принимаются в размере задолженности поставщикам и подрядчикам за поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, задолженности по займам с учетом процентов, подлежащих уплате должником, задолженности, возникшей в связи с необоснованным обогащением, и задолженности за причинение ущерба имуществу кредиторов. Указанные суммы принимаются без учета имущественных и финансовых санкций за нарушение исполнения обязательств по договорам (штрафы, пени, неустойки, возмещение ущерба и т.п.). При определении наличия признаков банкротства юридического лица не учитываются требования граждан за причиненный вред жизни или здоровью, обязательства по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих на основании трудового договора, обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также обязательства перед учредителями (участниками) должника, вытекающие из такого участия. Сумма обязательных платежей при определении признаков банкротства принимается в размере основного долга (недоимки) без учета предусмотренных законом штрафов, недоимок и других финансовых санкций [17].

Право на подачу в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом имеют должник, конкурсный кредитор и уполномоченный орган. Должник вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом при предвидении банкротства, то есть при наличии обстоятельств, очевидно указывающих на невозможность исполнения денежных обязательств или уплаты обязательных платежей в определенный срок. Право на обращение с заявлением о признании должника банкротом у конкурсного кредитора (уполномоченного органа) по денежным обязательствам возникает по истечении 30 дней со дня направления исполнительного документа об истребовании задолженности за счет имущества должника в службу судебных приставов и его копии должнику. Право на обращение в арбитражный суд у уполномоченного органа по обязательным платежам возникает по истечении 30 дней со дня принятия решения о взыскании задолженности за счет имущества должника.

Законом «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливаются случаи обязательной подачи должником в арбитражный суд заявления о признании его банкротом. Руководство организации обязано обратиться с заявлением должника в арбитражный суд не позднее, чем через 30 дней со дня возникновения следующих обстоятельств: удовлетворение требований части кредиторов вызывает невозможность исполнения должником денежных обязательств и обязательных платежей в полном объеме; обращение взыскания на имущество должника приводит к невозможности осуществления должником хозяйственной деятельности; при осуществлении ликвидации юридического лица определена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме [30].