Файл: Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности (ОСОБЕННОСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для определения правовой природы исследуемого явления рассмотрим легальное определение лицензии. Согласно Закону Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера - это специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела[29].

Лицензированию деятельности субъекта страхового дела включает в себя обязанность по непосредственному получению лицензии. Данный процесс включает в себя предоставление субъектом страхового дела определенных документов и рассмотрение органом страхового надзора этих документов, по результатам которого и принимается решение о выдаче либо отказе в выдаче лицензии. Получив лицензию на осуществление страховой деятельности, субъект страхового дела обязан соблюдать страховое законодательство. При соответствующих нарушениях на субъектов страхового дела возлагаются определенные санкции.

Данные процедуры объединяет общая особенность: основанием для их применения выступает виновное деяние соискателя лицензии, при том, что в законе закрепляются различные основания для применения каждой из указанных мер[30]. Представляется, что они несут защитную функцию и применяются только в случае правонарушения. В то время как исполнение установленного круга обязанностей при получении лицензии на осуществление страховой деятельности представляет охранительную функцию обязанности по лицензированию как правового ограничения. На сегодняшний день страхование может охватывать многие сферы жизни общества. Потребители страховых услуг полагаются на страховые агентства, чтобы обеспечить жизненно важную безопасность для чего-либо, начиная от имущества и заканчивая разрушительными стихийными бедствиями или тяжелыми заболеваниями. Очевидно, что в этом случае особенно важна защита и охрана законных интересов и прав потребителей от недобросовестных субъектов страхового дела.

Стоит отметить, что аннулирование лицензии или отмена решения о выдаче лицензии - это процесс, в ходе которого решение о выдаче лицензии органом страхового надзора принято, но лицензия не была выдана по причине наличия вины субъекта при следующих обстоятельствах. Во-первых, в случае, если соискателем лицензии мер не были предприняты меры для получения лицензии в течение двух месяцев со дня уведомления о выдаче лицензии. Во- вторых, это выявление предоставления соискателем неверных сведений до момента выдачи лицензии.


В свою очередь, при устранении нарушений, следствием которых стали ограничение или приостановление действия лицензии, действие лицензии возобновляется, и указанные запреты прекращают действие. Если за субъектом страхового дела наблюдаются нарушения страхового законодательства, и они не устраняются данным субъектом в определенный период времени, орган страхового надзора принимает решение об отзыве лицензии[31].

Таким образом, в заключение можно отметить, что обязанность по лицензированию деятельности субъекта страхового дела выражается в правовом ограничении в гражданско-правовом регулировании страховой деятельности. Являясь важнейшим условием специальной правоспособности субъекта страхового дела, является ключевым составляющим в системе правовых стимулов и ограничений в гражданско-правовом регулировании страховой деятельности. Также в качестве важной особенности лицензирования деятельности субъектов страхового дела можно выделить то, что данная процедура главным образом отражает охранительную и защитную функции правовых ограничений в гражданском регулировании страховой деятельности.

Кроме того, лицензирование деятельности субъектов страхового дела выступает сложным правовым ограничением, по своей структуре включающим такие обязанности субъекта страхового дела, как: обязанность получить лицензию на осуществление страховой деятельности; обязанность обеспечивать непрерывное действие лицензии, а также защитные процедуры по аннулированию лицензии, ограничению и приостановлению действия лицензии, отзыву лицензии.

2.2 Проблемы лицензирования отдельных видов деятельности

Лицензирование отдельных видов деятельности является госу­дарственной контрольной функцией, порядок реализации которой в различных сферах деятельности регулируется Федеральным законом № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятель­ности», а также рядом федеральных законов специального характера, устанавливающих конкретно-ориентированные на отдельные виды деятельности цели, принципы, состав административных процедур лицензирования.

Анализ нормативно-правовых актов показал, что количество ви­дов деятельности подлежащих лицензированию составляет около 91.


Изучая законодательство РФ, можно говорить о полном норма­тивно-правовом урегулировании процедуры лицензирования. Однако даже при этом на практике встречается немало вопросов, не урегули­рованных в законном порядке в области лицензирования.

Так, анализ процедур лицензирования, не охваченных вышеука­занным законом, позволяет наглядно увидеть несовпадение положе­ний о лицензировании значительного количества видов деятельности с базовым законом. В свою очередь все это влечет за собой необхо­димость повышения универсальности данного, посредством распро­странения его требований на все иные виды лицензионной деятельно­сти[32].

Кроме того, разбивая регулирование каждого вида деятельности подлежащего лицензированию на отдельные нормативно-правовые акты, законодатель упускает ряд вопросов, которые имеют немалое значение при регулировании аспектов их применения. Так, лицензи­рование в области использования атомной энергии реализуется в по­рядке, установленном Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», а также Положени­ем о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. № 280[33]. Однако необходимо отме­тить, что перечень видов деятельности, подлежащих лицензирова­нию, законом четко не сформулирован в связи с чем на практике при определении данного перечня возникает значительная неопределен­ность[34].

С 1 мая 2015 г. в состав перечня деятельности, подлежащих ли­цензированию, была добавлена предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами. Минэкономразвития Рос­сии сохраняет позицию о том, что введение указанного вида деятель­ности в перечень лицензируемых привело к увеличению администра­тивной нагрузки на хозяйствующие субъекты. Так, согласно докладу Министерства экономического развития РФ 2017 года обозначено: «Рядом субъектов Российской Федерации как в 2015 году было обра­щено внимание, что проведение работы по лицензированию деятель­ности управляющих организаций показало, что требования к лицен­зиатам носят формальный характер и связаны, главным образом, с соблюдением стандарта раскрытия информации. Среди лицензион­ных требований отсутствуют требования к соответствующей матери­ально-технической базе, наличию квалифицированных кадров среди производственного персонала, не учитываются экономические пока­затели, такие, как задолженность управляющей организации перед ресурсоснабжающими организациями, собственников перед управ­ляющей компанией (ведение претензионной работы) и т.д. По суще­ствующим требованиям легче всего получить лицензию вновь со­зданной организации, которая никогда не занималась обслуживанием жилищного фонда»[35].


Если анализировать практику лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных метал­лов, цветных металлов, то в определенных субъектах Российской Фе­дерации сохраняется проблема отсутствия межведомственного электронного взаимодействия при предоставлении государственной услу­ги с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, что сказывается на сроке принятия решения о предоставлении (переоформлении) лицензии. Помимо этого, возника­ет проблема, связанная с получением по межведомственному взаимо­действию ошибочной или искаженной информации, что может быть причиной отказа в предоставлении лицензии лицензиату (соискателю лицензии). Также обращено внимание на неурегулированность на законодательном уровне процедуры переоформления лицензии, вы­данной в другом субъекте Российской Федерации, в связи с измене­нием места осуществления лицензируемой деятельности, не указан­ного в лицензии.

Таким образом, несмотря на рост нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы лицензирования отдельных видов деятельно­сти не предусмотренных ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», на увеличение положительных тенденций в реализа­ции их на практике, анализ отчетов и самого законодательства натал­кивает на выявление пробелов неурегулированных правом нашей страны. В связи с чем, необходимо реализовать разработку системы учета, отчетности и мониторинга эффективности деятельности во всех сферах лицензирования. Произвести делегирование полномочий Российской Федерации по лицензированию отдельных видов дея­тельности уполномоченным органам исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, были получены следующие выводы:

1. Лицензирование, предусмотренное в ФЗ «О лицензировании» - это деятельность лицензирующих органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений лицензиатами законодательно установленных требований. В заключение следует отметить, что институт лицензирования прошел достаточно трудный путь становления в российском праве. Так, за довольно короткий период времени успели смениться три различных закона о лицензировании. При этом последний закон не является абсолютной гарантией прав лицензиатов, в нем есть правовые пробелы и неточности, которые требуют законодательного регулирования. Но одно можно сказать точно: новый закон является ещё одним шагом на пути защиты прав предпринимателей и юридических лиц.


2. Система федерального зако­нодательства в области лицензирования разви­вается в направлении совершенствования феде­ральных законов[36], принятия новых[37] и вместе с тем в направлении подзаконного норматив­но-правового регулирования административных процедур лицензирования[38].

3. Лицензирование деятельности субъектов страхового дела выступает сложным правовым ограничением, по своей структуре включающим такие обязанности субъекта страхового дела, как: обязанность получить лицензию на осуществление страховой деятельности; обязанность обеспечивать непрерывное действие лицензии, а также защитные процедуры по аннулированию лицензии, ограничению и приостановлению действия лицензии, отзыву лицензии.

4. Несмотря на рост нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы лицензирования отдельных видов деятельно­сти не предусмотренных ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», на увеличение положительных тенденций в реализа­ции их на практике, анализ отчетов и самого законодательства натал­кивает на выявление пробелов неурегулированных правом нашей страны. В связи с чем, необходимо реализовать разработку системы учета, отчетности и мониторинга эффективности деятельности во всех сферах лицензирования. Произвести делегирование полномочий Российской Федерации по лицензированию отдельных видов дея­тельности уполномоченным органам исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон от 09.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензирова­нии отдельных видов деятельности» (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. № 19. Ст. 2716.
  2. Федеральный закон от 21.11.1995 г. № 170-ФЗ «Об использо­вании атомной энергии» (ред. от 03.07.2016) // Собрание законода­тельства РФ от 27.11.1995. № 48. Ст. 4552.
  3. Федеральный закон от 30.12.2015 № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 1.
  4. О животном мире: Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Российская газета. - № 86. - 1995.
  5. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 30.10.2018) // Российская газета. - № 97. - 2013.
  6. О недрах: Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 30.08.2018) // Российская газета. - №52. - 2015.
  7. Постановление Правительства РФ от 29.03.2013 № 280 «О лицензировании деятельности в области использования атомной энергии» (ред. от 26.11.2016) // Собрание законодательства РФ от 08.04.2013. № 14. Ст. 1700.
  8. Административные процедуры : монография / отв. ред. Л. Л. Попов, С. М. Зубарев. М. : Норма: Инфра-М, 2017. С. 104.
  9. Административный процесс Российской Федерации : учебник / отв. ред. Л. Л. Попов. М. : Ориги­нал-макет, 2017. 139 с.
  10. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2013. № 35.
  11. Гета Ю. Р. Теоретические аспекты лицензирования в сфере административно-правового регулиро­вания экономики в России // Вестник МИЭП. 2014. № 2 (15). С. 41.
  12. Данилова И. В. Становление и развитие законодательства о лицензировании отдельных видов де­ятельности в РФ // Грамота. 2013. № 9 (35). Ч. 1. С. 39.
  13. Доклад министерства экономического развития РФ 2017 «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Электронный ресурс [URL:http://ar.gov.rufiles1497087120.src.pdf-d] (дата обращения: 01.11.2019 г.).
  14. Жилинский С.Э. Предпринимательское право. - М.: Норма, 2007. - С. 212.
  15. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации // Российская газета. - 1993. - 12 января.
  16. Комментарий к Закону РФ «Об организации страхового дела» (постатейный) под ред. Н.Г. Кабанцевой, В.А. Ларионовой // СПС КонсультантПлюс.
  17. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Российская газета. - № 277. - 2006.
  18. Ольшевская А. В., Попович О. М. Актуальные проблемы института лицензирования в администра­тивном праве России // Вестник экономической безопасности. 2016. № 4. С. 136.
  19. Проект приказа Ространснадзора РФ «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицен­зированию погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах»; проект постановления Правительства РФ «О лицензировании импорта щебня, гравия, отсевов дробления, материалов из отсевов дробления и смесей, компонентами которых является щебень, гравий и песок» // URL: regulation.gov.ru.
  20. Проект федерального закона «О внесении изменений в ст. 20 Федерального закона “О ли­цензировании отдельных видов деятельности”» ; поправки к проекту федерального закона № 62442-7 «О внесении изменений в федеральный закон “Об электроэнергетике” и отдельные законодательные акты РФ, связанные с лицензированием энергосбытовой деятельности» // URL: regulation.gov.ru.
  21. Проект федерального закона «Об основах разрешительной деятельности в Российской Федерации» // URL: regulation.gov.ru.
  22. Смирных А.Г. Правовой статус субъектов страхового дела: новеллы российского законодательства // Журнал российского права. 2004. № 9. С. 20­22.
  23. Сухомлинова Н.В. К вопросу приостановления и ограничения действия лицензии субъекта страхового дела // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2014. № 2. С. 58-67.
  24. Теория государства и права : курс лекций : учебник / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М. : Норма: Инфра-М, 2018. С. 411—420 ; Теория государства и права : учебник / под ред. С. С. Алексеева. М. : Норма, 1998.