Файл: Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности (ОСОБЕННОСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Лицензирование отдельных видов деятельности в РФ
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Особенности лицензирования деятельности субъектов страхового дела
К такому законодательству относятся и дру - гие федеральные отраслевые законы, которые могут устанавливать некоторые особенности лицензирования отдельных видов деятельности (Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»[13]; Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»[14] и пр.).
Например, ст. 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в ред.) «Об образовании в Российской Федерации»[15] устанавливает правила и особенности лицензирования образовательной деятельности.
На подзаконном уровне лицензирование представлено актами Президента РФ и Правительства РФ, устанавливающими полномочия лицензирующих органов, ведомственными нормативными правовыми актами, содержащими лицензионные требования, условия и процедуры.
Особого внимания заслуживает постановление Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»[16], постановления Правительства РФ об утверждении положений о лицензировании конкретных видов деятельности и иные нормативные правовые акты.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что законодательство о лицензировании охватывает значительный массив федеральных законов. Кроме этого, источники лицензирования представлены нормативными правовыми актами различной юридической силы.
Огромный массив источников лицензирования со всей очевидностью не способствует единству данной системы.
Хотелось бы отразить некоторые современные проблемы законодательного регулирования в области лицензионно-разрешительной системы.
Вызывает дискуссию количество лицензируемых видов деятельности. С одной стороны, происходит сокращение лицензируемых видов деятельности (например, в области строительства, туристской, туроператорской деятельности), замена лицензирования на другие методы государственного регулирования (например, аудиторская, оценочная деятельность и деятельность в области строительства переведены на саморегулирование). С другой стороны, в определенных случаях сфера лицензирования расширяется. Так, Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ, отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ»[17] с 30 июня 2015 г. введено лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Данная мера существенно улучшила регулирование данной сферы общественных отношений, так как множество нарушений в жилищной сфере по управлению многоквартирными домами способствовало росту числа недовольных собственников жилья. Вместе с тем в данной процедуре лицензирования остаются нерешенные проблемы. Так, не оптимизированы некоторые процедуры лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.
Кроме того, в действующих нормативных правовых актах отсутствует перечень грубых нарушений лицензионных требований. Анализ Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 г. № 1110[18], ярко свидетельствует о наличии данной проблемы. С учетом особой важности и значимости рассматриваемой сферы общественных отношений, а также с возрастающим количеством нарушений, совершаемых управляющими компаниями, считаем необходимым закрепить соответствующий перечень в вышеупомянутом постановлении Правительства.
Также считаем целесообразным конкретизировать лицензионные требования по управлению многоквартирными домами. Среди лицензионных требований отсутствуют требования к соответствующей материально-технической базе, наличию квалифицированных кадров среди производственного персонала, не учитываются экономические показатели, такие как задолженность перед ресурсоснабжающими организациями и т.д. Поэтому на сегодняшний день вновь созданной организации, которая вообще никогда не занималась обслуживанием жилищного фонда, легче получить лицензию, чем организации, имеющей опыт в данной сфере общественных отношений.
В связи с этим предлагаем ввести более жесткие лицензионные требования для соискателей лицензии. Например, это могли бы быть, например, требования о наличии квалифицированных сотрудников управляющих организаций, отвечающих профессиональному стандарту, с указанием их минимального количества, аварийно-диспетчерской службы, финансовой гарантии или увеличение размера уставного капитала для лицензиатов. Также необходимо установить дополнительные требования к физическим лицам, претендующим на получение квалификационного аттестата, связанные с наличием профессионального образования в сфере ЖКХ.
Перечень лицензируемых видов деятельности может быть расширен. Например, осуществление блокчейн-операций лицензируется в таких странах, как Япония, США, Великобритания. Криптовалюта как международный инструмент для совершения платежей и финансовых операций имеет большую перспективу в России. Сервисы обмена, использующие не только традиционные, но и цифровые валюты, представляют собой новый уровень международного финансового взаимодействия. Поэтому для того, чтобы полноценно выйти на международный финансовый рынок и избежать возможных нарушений и мошенничеств в данной сфере, считаем необходимым ввести в России лицензирование криптовалют и блокчейн-операций. Это позволит безопасно проводить операции с цифровыми средствами, конвертировать их в криптовалюту, принимать денежные средства и совершать иные финансовые операции. Таким образом, необходима дальнейшая оптимизация количества лицензируемых видов деятельности.
Еще одной проблемой является отсутствие административных регламентов у некоторых лицензирующих органов. Так, например, не разработан административный регламент Росздравнадзора о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.
Нет нового административного регламента у госкорпорации Роскосмос. При лицензировании космической деятельности она пользуется приказом упраздненного Федерального космического агентства от 20.03.2013 № 63 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по осуществлению лицензирования космической деятельности»[19].
Следует отметить и несовершенство административной процедуры лицензирования. Это касается, например, получения, переоформления, прекращения действия лицензии юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Частично данные вопросы были решены введением электронной формы осуществления процедур лицензирования; переоформлением лицензии без дополнительного предоставления документов и пр. Вместе с тем данные проблемы в данной сфере остаются. Согласно ч. 3 ст. 18 Закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» для переоформления лицензии лицензиат обязан представить в лицензирующий орган оригинал действующей лицензии. Представленный оригинал лицензии хранится в лицензионном деле 5 лет и более. В случае принятия решения об отказе в переоформлении лицензии, лицензирующий орган обязан вручить или направить заказным почтовым отправлением уведомление об отказе. При этом законодательство не предусматривает для лицензирующего органа обязанности вернуть оригинал лицензии в случае принятия решения об отказе в ее переоформлении. Данное положение негативно сказывается на лицензиате, который лишается оригинала лицензии. Без него лицензиат не может выполнить требования, установленные
ч. 3 ст. 18 Закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и попытаться повторно ее переоформить. В данном случае имеет место несомненный пробел, нуждающийся в скорейшем устранении[20].
Помимо всего прочего, в настоящее время отсутствует законодательно установленная процедура прекращения лицензирования по инициативе соискателя лицензии. В правоприменительной деятельности лицензирующих органов имеются ситуации, когда после подачи заявления заявитель (соискатель лицензии) хотел отозвать свое заявление на середине срока лицензирования. В связи с этим предлагаем дополнить п. 7 ст. 14 Закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», закрепляющий основания для отказа в предоставлении лицензии, указанием на поступление заявления о прекращении процедуры лицензирования либо прописать в отдельной статье данного Закона возможность прекращения уже начатой процедуры лицензирования по заявлению заявителя (отзы1в заявления).
Следует согласиться с авторами, считающими, что на сегодняшний день можно констатировать явное несоответствие действующего в данной сфере федерального законодательства существующей правоприменительной практике[21]. В сфере лицензирования по-прежнему множество серьезных проблем, требующих безотлагательного вмешательства со стороны государства[22].
Несовершенство правового регулирования на федеральном уровне в области лицензионно-разрешительной системы решается различными способами. Прежде всего в законодательство вносятся постоянные изменения и дополнения. В связи с этим можно наметить несколько направлений совершенствования правового регулирования указанной сферы общественных отношений.
Первое направление предполагает сокращение и унификацию законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности. В шести сферах, таких как образование, оказание услуг связи, телевизионного вещания и радиовещания и пр., введен общий порядок лицензирования, установленный Законом № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», с сохранением особенностей лицензирования в отраслевых законах.
Второе направление включает внесение изменений в действующее законодательство о лицензировании без изменения основного содержания лицензионно-разрешительной системы. В качестве примера можно привести поправки в Закон № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», вступившие в силу с 1 января 2017 г. [23]
Третье направление связано с необходимостью расширения видов лицензируемой деятельности. Так, сложились все предпосылки для введения лицензирования гостиничного бизнеса и оказания туристских услуг. Об этом также свидетельствует позитивный опыт ряда зарубежных стран, в которых данные виды деятельности подлежат лицензированию. Гостиничный бизнес, например, лицензируется в США, Германии и некоторых других странах. На наш взгляд, установление по всей РФ единых лицензионных требований и условий позволит вывести нашу страну на новый уровень в сфере оказания туристических услуг и содержания гостиниц.
Данные изменения обновят федеральное законодательство о лицензировании и сделают его более совершенным с учетом современных реалий правового регулирования в РФ.
Также хотелось бы поддержать идею о принятии базового федерального закона «Об основах разрешительной деятельности в Российской Федерации», в котором были бы закреплены общие положения, определения, принципы, исчерпывающий перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется получение разрешений, общий порядок организации и осуществления деятельности по выдаче разрешений, обжалования.
В целом следует согласиться с мнением Ю. Р. Гета о том, что лицензирование должно стать не только ограничителем, но и стимулом предпринимательской, экономической активности, способствуя инновационному, прогрессивному развитию экономики России[24].
Таким образом, система федерального законодательства в области лицензирования развивается в направлении совершенствования федеральных законов[25], принятия новых[26] и вместе с тем в направлении подзаконного нормативно-правового регулирования административных процедур лицензирования[27].
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Особенности лицензирования деятельности субъектов страхового дела
На сегодняшний день высоким спросом пользуются страховые услуги. Этим объясняется непрерывное расширение законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере страхования. Образование субъекта страхового дела является одним из важнейших этапов в его деятельности, поэтому необходимо уделить особое внимание законодательному регулированию этого вопроса.
Основополагающей целью законодательства, регулирующего отношения в области образования субъектов страхового дела, признается предупреждение выхода на рынок страховых услуг недобросовестных субъектов страхового дела. В связи с этим устанавливаются определенные требования, направленные на утверждение финансовой устойчивости субъекта. Наиболее эффективным способом достижения названной цели является закрепление обязательного режима лицензирования.
Обязанность по лицензированию деятельности субъекта страхового дела - это особое правовое средство, включающее ряд мероприятий как частноправового, так и публичного характера, нацеленных на получение лицензии. Процедура лицензирования в основном регулируется нормами императивного характера, что обусловлено сочетанием административного и гражданского законодательства[28].