Файл: Нотариат в Российской Федерации. Задачи, функции нотариата.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

б) принцип независимости. Как мы уже описывали, этот принцип является важнейшим для нотариата. Нотариус независим в принятии своих решений и исходит из вышеуказанного принципа законности. Независимость нотариуса от капитала и рынка обеспечена фиксированным государством нотариальным тарифом. А независимость нотариата от государства обеспечивается особым порядком его назначения и прекращения полномочий, а также самостоятельным источником дохода. В разные времена использовались разные инструменты обеспечения независимости нотариусов, однако сам принцип независимости оставался неизменным везде, где существовал свободный нотариат;

в) принцип государственного языка. Ведение делопроизводства на русском языке или на языке, определенном законодательством субъектов Российской Федерации;

г) принцип конфиденциальности. Соблюдение тайны совершаемых нотариальных действий. Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. За разглашение этих сведений нотариус несет ответственность в соответствии с законом.

Современный российский нотариат по своей правовой природе и сущности является прямым продолжателем многовековых социально-правовых традиций развития института нотариата в целом. В следующих главах мы исследуем особенности возникновения и развития нотариата в России в различные периоды, что поможет нам глубже понять основные функции и принципы организации и деятельности нотариата в современной Российской Федерации, а также возможные перспективы его дальнейшей эволюции.

1.2. История возникновения и развития нотариата в России

В целом развитие нотариата в России соответствовало основным мировым закономерностям и тенденциям, однако имело и свои исторические особенности. В истории российского нотариата можно выделить три основных этапа[7].

1. Дореволюционный период. Охватывает исторический период со времен возникновения Древнерусского государства и до революции 1917 г.

2. Советский период. Это время существования государственного нотариата, длившееся с 1922 по 1993 г.

3. Современный период свободного нотариата. Он начался в 1993 г. после распада СССР и принятия Основ законодательства РФ о нотариате и проходит под знаком возрождения свободного нотариата России.

В данном подпункте курсовой работы рассмотрим возникновение и развитие нотариального законодательства и нотариальных традиций на всех этапах существования данного института на территории нашей страны.


Дореволюционный период.

Этот период охватывает достаточно большой исторический промежуток, который начался со времен возникновения на территории России государства, принятия христианства и развития письменности и завершился уже в XX в.

Ряд исследователей полагают, что говорить об истории российского нотариата можно только с XVIII в., когда в российском законодательстве впервые появился термин "нотариус", или даже с Судебной реформы 1864 г. Однако, на наш взгляд, такой подход игнорирует многие российские правовые традиции и институты, выполнявшие функции нотариусов, существовавшие еще во времена Древней Руси.

В каждом государстве существование нотариата проходит два основных этапа - доинституциональный и институциональный. На первом доинституциональном этапе нотариат не существует как отдельный оформившийся институт со своим специфическим законодательством, правовым статусом, сформировавшимся профессиональным сообществом и т.д. На этом этапе функции нотариуса часто выполняют должностные лица государства или церкви. Институциональный этап характеризуется тем, что нотариат оформляется как отдельный правовой институт, выполняющий специальные функции, обладает законодательно закрепленным правовым статусом и организуется в профессиональную корпорацию. Россия в этом плане не является исключением.

Нотариат в доинституциональной форме существовал на территории нашей страны еще на Руси времен первых князей и был тесно связан с двумя важными сферами общественных отношений: наследованием и торговлей.

В те времена семейные и наследственные правоотношения относились к сфере церковного регулирования. Согласно уставам князей Владимира, Ярослава и других производством этих дел в рамках церкви являлись особые лица, которые именовались владычными тысяцкими и наместниками и состояли при соответствующих епископах. Делопроизводством, хранением документов и книг ведали священники, дьяконы, намофилаксы и хартофилаксы, которые также состояли при епископе и осуществляли свою деятельность на подведомственной ему территории. Как видно из названий, все эти церковные лица ведали одновременно самыми разными вопросами, только часть из которых можно отнести собственно к нотариальным. Это является отражением специфики доинституционального этапа существования института нотариата. В то время регулирование деятельности этих первых форм нотариата осуществлялось в первую очередь посредством церковных уставов.


Торговое законодательство активнее всего развивалось в тех областях, где шли потоки международной торговли - в Новгороде и Пскове. Так, первые нотариальные печати использовали именно в Новгородской республике начиная с XII в., где посадники и тысяцкие имели свои печати, которые прикладывали к договорам, жалованным и другим грамотам, что свидетельствовало об удостоверительном характере нотариальной деятельности.

В дальнейшем специфические удостоверительные функции первых нотариальных органов в сфере торговли развивались применительно к отдельным торговым операциям - наиболее распространенным и требующим наибольшей юридической защиты. К таким операциям прежде всего относилась купля-продажа лошадей. Еще в Судебнике 1497 г. обнаруживается особая категорию лиц - "пятенщики"[8]. Они специализировались на удостоверении сделок купли-продажи лошадей, а название свое получали от того, что ставили на купленную лошадь пятно и затем записывали в книгу особые приметы купленной лошади, а также данные о продавце и покупателе. Подобное оформление давало сторонам сделки дополнительные юридические преимущества. Так, если сделка совершалась без присутствия пятенщика, то покупатель мог лишиться лошади в случае иска, в случае же оформления сделки надлежащим образом запись в книге пятенщика являлась доказательством совершения сделки и ее действительности. Дальнейшее законодательство сделало несколько шагов в сторону введения обязательного удостоверения сделок купли-продажи лошадей в виде клеймения. Так, Судебник 1550 г. регламентирует обязанность покупателя клеймить лошадь и заносить ее в соответствующую книгу и устанавливает уплату штрафа в случае нарушения. В случае подачи иска нарушитель этого правила обязан был не только вернуть лошадь, но и заплатить сумму иска. Также данный правовой акт более подробно регламентирует деятельность пятенщиков, указывая, в частности, что они состоят на службе государя в Москве и Московском уезде, а в других городах и волостях - на службе у наместников и волостителей. Пятенщики брали деньги как с продавца, так и с покупателя, а данные о сделке фиксировались и хранились у государственных чиновников - дьяков и целовальников.

Первые попытки институционализации нотариальной деятельности начались в России в форме возникновения особого сословия площадных подьячих[9]. Они обладали рядом признаков, которые свойственны большинству традиционных форм нотариата, в том числе римским табеллионам:


- назначались государством. Кандидаты подавали царю специальное прошение - челобитную, а характеристику на кандидата давали выборные старосты. После этого царь своим указом назначал одного из кандидатов "на площадь";

- удостоверяли сделки. Так, по Соборному уложению 1649 г. стороны были обязаны совершать сделки только через площадных подьячих;

- находились под контролем государственных органов. Так, выборные старосты имели право осуществлять надзор за площадными подьячими, чтобы "воровски не писали подставных, заочных крепостей, чтобы в том пошлина не пропадала". Также юридическую силу документу придавал факт государственного удостоверения - записи акта в книгу приказа и приложение государственной печати;

- состояли в профессиональной корпорации площадных подьячих.

Дальнейший исторический виток в развитии нотариата был связан с правлением Петра I и сближением России с Европой. В это время Россия, стремясь наверстать технологическое, экономическое и культурное отставание от наиболее развитых стран, стала копировать и внедрять у себя передовые правовые институты, действовавшие в продвинутых европейских государствах. Одним из этих институтов был нотариат. В начале своего правления Петр I предпринял попытку национализации и систематизации деятельности нотариата путем передачи полномочий по удостоверению соглашений от площадных подьячих на Ивановской площади в Москве в соответствующие Приказы. С 1 января 1700 г. совершение всех крепостей между лицами городского сословия в г. Москве было передано во владение московской ратуше, а торговых крепостей - Московской большой таможне. Однако этот порядок оказался неудобным, и уже через год, 30 января 1701 г., "было велено писать крепости по прежнему указу в палатке Ивановской площади", а надзор за деятельностью подьячих был поручен Оружейной палате[10]. Таким образом, попытка полного огосударствления нотариата оказалась неудачной, и власть вернулась к предыдущей частно-государственной модели, усилив элемент государственного контроля.

Во времена правления Петра I начали возникать первые купеческие биржи по аналогии с западными странами. В 1721 году был принят указ Петра Великого об учреждении купеческих бирж, в котором давалась рекомендация избирать маклеров для записи торговых документов. Должности различных маклеров: биржевых, корабельных, судоходных дел, государственного коммерческого банка, частных, цеховых, ремесленных управ и др., выполнявших в чистом виде нотариальные функции, существовали вплоть до начала XX в. Биржевые маклеры избирались купеческим сообществом из среды разорившихся купцов или мещан. Государству и торговому сообществу нужны были на этих должностях лица, сведущие в торговле, однако не участвующие в ней напрямую. Для этого вводился прямой запрет: маклерам запрещалось самостоятельно участвовать в торговле и публичных продажах имущества. Главным требованием к подобным маклерам была их грамотность, также рекомендовалось избирать людей добросовестных, в торговом деле и во всяких вексельных переводах опытных.


Сам термин "нотариус" впервые встречается в отечественном законодательстве в 1729 г. - в Вексельном уставе, где говорилось, что неподписанный вексель может быть опротестован публичным нотариусом. Публичные нотариусы находились в ведении органов городского управления. Кандидаты отбирались на основании конкурса из числа чиновников и с учетом их послужного списка, отзывов начальства, неопороченности по службе и личных качеств. Из отобранных кандидатов купеческое сообщество выбирало нотариуса, который утверждался военным генерал-губернатором. После назначения по службе нотариус был обязан дать присягу, и только после этого он допускался к отправлению должности. Здесь мы видим уникальный пример взаимодействия купеческого сообщества и государства в деле выбора и назначения нотариуса. Государство устанавливает ограничительные правила и стандарты, наделяет нотариуса полномочиями, но выбор осуществляет сообщество купцов. Однако, несмотря на это, собственно нотариального законодательства, регламентирующего правовой статус, подробный порядок назначения на должность нотариуса, а также перечень нотариальных действий и порядок осуществления нотариальной деятельности на тот момент не существовало[11].

Сложившееся в российском праве положение, касающееся нотариата, к середине XIX в. можно было назвать хаотическим. Существовала терминологическая неопределенность и путаница, в частности термины "нотариус" и "маклер" часто употреблялись как равнозначные. Отсутствие детального правового регулирования организации и деятельности института нотариата приводило к разного рода нарушениям, которые способствовали дискредитации института нотариата и осложняли государственный контроль за его деятельностью. Сами представители государства ясно осознавали масштаб проблем в этой области. Так, Второе отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии так охарактеризовало положение, сложившееся в сфере нотариата в это время: "В действующих законах не имеется строгого различия между нотариусами и разного рода маклерами, не говорится ни о порядке избрания и назначения нотариусов, ни о требуемых от них познаниях, ни о порядке удостоверения в подлинности актов, им предъявляемых, ни об установлении самоличности сторон, требующих свершения сих актов. Общие выражения, касающиеся предметов, очевидно недостаточны для обеспечения правильности и законности их действий. Законом не установлены условия для придания совершаемому у нотариуса акту законного значения, не определена с точностью разница в силе актов крепостных, нотариальных, явочных, домашних. Только относительно крепостных актов установлен более четкий порядок, но далекий от совершенства"[12].