Файл: Максудов, Ш. Ш. Игровая зависимость как предмет исследования Ш. Ш. Максудов, А. М. Мирзахмедов Globus Гуманитарные науки. 2022. Т. 8, 2(40). С. 2224.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Здравоохранения профилактика аддиктивного поведения, в том числе и игровой компьютерной зависимости, предполагает первичную, вторичную и третичную профилактику. При этом под первичной профилактикой понимается комплекс медикопсихологических, социальных и образовательных мероприятий, которые Сборник научных статей 3-й Всероссийской конференции 10 октября 2022 года 53 направлены на развитие психологических характеристик личности, обеспечивающих общую ее устойчивость к зависимому поведению и предупреждающих таким образом приобщение личности к зависимому поведению. Вторичная профилактика – это комплекс мероприятий, которые направлены на предупреждение формирования зависимого поведения и его осложнений у лиц, ранее имевших контакт с аддиктивным агентом, но не обнаруживающих признаков зависимости и предотвращения рецидивов после лечения ранних форм зависимого поведения. Третичная профилактика включает комплекс мероприятий, направленных на предупреждение рецидивов зависимого поведения [8]. Таким образом, наличие проблемы игровой компьютерной зависимости в студенческой среде в настоящее время существует и требует актуальных профилактических мероприятий. Психологическая профилактика игровой компьютерной зависимости у студентов может и должна включать как своевременную диагностику психологических характеристик личности, так и комплекс мероприятий: психогимнастические упражнения, тренинги личностного роста и др. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Змановская, Е.В. Девиантология : учеб. пособие / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2003. – С.11. 2. Ворошилова О.Л. Основные аспекты возрастного развития ребенка / О.Л. Ворошилова // Культура. Образование. Человек: материалы Третьей Летней культурно-антропологической школы молодых ученых. 2003. - С. 282. 3. Никитина Е.А, Довгер, О.П. Природа терминологических коллокаций (на материале английского медицинского дискурса) / О.П. Довгер, К.М. Лопата, О.В. Чаплыгина, А.А. Кузнецова, Е.А. Никитина // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия «Лингвистика и педагогика», 2019. – Т. 9. - № 1 (30). – С. 95. 4. Чернышова О.В. Формирование развивающей социальной среды в вузе // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2014. - № 1. - С. 78. 5. Тарасова, Н.В. Образовательный потенциал ученических экскурсий во второй половине XIX - начале ХХ в. [Текст] / Н.В. Тарасова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви, 2014. – № 1. – С. 45. 6. Будовская И.В. Особенности конфликтов среди первокурсников в период адаптации / И.В. Будовская // Актуальные проблемы конфликторазрешения в современном мире: сборник статей Всероссийской научнопрактической конференции. - Курск, 2022. - С. 32. 7. Брежнева, Т. А., Иванова, Т. В. Формы музыкально-краеведческой работы в школах Курской области / Т. А. Брежнева, Т. В. Иванова // Провинциальные научные записки. – 2017. – № 2(6). – С. 15. 54 Актуальные проблемы здоровьесбережения в современном обществе 8. Брусенцев, Н.С., Пуклицкий, Д.А., Тимофеев, Н.С. Медиация в России: преимущества и недостатки / Н.С. Брусенцев, Д.А. Пуклицкий, Н.С. Тимофеев // Актуальные проблемы конфликторазрешения в современном мире: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, 2022. - С. 28.

Зайцева, О. С. Профилактика игровой зависимости / О. С. Зайцева // Проблемы психологической работы и профессионального обучения психологов силовых структур в условиях цифровизации общества : Всероссийская научно-практическая конференция: сборник научных трудов, Москва, 24 ноября 2022 года. – Москва: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2022. – С. 95-98.

ПРОФИЛАКТИКА ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ Развитие информационных технологий за последнее время сильно прослеживается в изменение образа жизни современного человека. Персональный компьютер и смартфоны стали неотъемлемым атрибутом существования людей [4, с. 5]. ПК используется не только как средство поиска информации или общения, но и как один из способов досуга. Компьютерные игры становится все более популярным развлечением, более того стремительно развивается киберспорт. Увлечение компьютерными играми, как один из видов зависимостей, сильно беспокоит педагогов и родителей несовершеннолетних детей. Игры сильно влияют на становление подростка и оказывают эффект на развитие его личности. Активное внедрение компьютерных технологий практически во все сферы жизнедеятельности человека приводит к тому, что дети с самого раннего возраста становятся их активными пользователями. Развитие информационных технологий и, в частности, компьютерных игр, ставит перед родителями и педагогами острый вопрос о влиянии, которое они оказывают на психологическое развитие ребенка. Компьютер сейчас совмещает в себе не только информационные функции, но и досуговые: чтение книг, просмотр фильмов, прослушивание музыки и другое [2, с. 17]. Проблема влияния компьютерных игр на личность подростков рассматривалась в работах А. Г. Асмолова, В. В. Абраменкова, Ю. Д. Бабаева, А. Григорьева, Ю. М. Евстигнеева, А. Литвин, Т. О'Лири, А. И. Серавина, С. А.Шапкина и др. Исследования детских психологов Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, М. И. Лисина говорят о том, что игра, как форма деятельности, обеспечивает развитие ребенка не только в возрасте до 7 лет, но и остается средством развития личности в школьном и подростковом возрасте. Согласно статистике, на начало 2021 г. около 4,5 млрд людей используют интернет, а в социальных сетях зарегистрировано более чем 3,8 млрд пользователей. Таким образом, это больше половины населения планеты онлайн, а к середине 2021 г. количество пользователей соцсетей увеличится на 10–15 %. 1 © Зайцева О. С., 2022. 96 По данным Digital 2021 г., 118 млн россиян используют интернет, что составляет 81 % от общего количества населения страны. В среднем каждый пользователь онлайн около 6,5 ч. На мобильные телефоны приходится большая доля времени онлайн. Согласно данным GlobalWebIndex, люди используют гаджеты практически на протяжении всего дня. Более того, мы находимся онлайн параллельно со всеми делами в реальной жизни – когда общаемся с близкими друзьями или семьей, смотрим фильмы, занимаемся спортом или употребляем пищу. Психолог и фармаколог С. Гринфилд сделал вывод, что продолжительное сидение перед компьютером отрицательно влияет на здоровье подростка, а в частности на работу головного мозга. «Экранная технология вызывает возбуждение, активируя системы мозга, связанные с зависимостью и вознаграждением. Следовательно, ребенка привлекает только игра, его больше ничего не интересует» [5, с. 27]. Таким образом, мнения ученых различаются, но многие из них сходятся в том, что компьютерные игры вызывают зависимость и негативно влияют на физическое и психологическое развитие ребенка. Влияние игр можно сравнить с действием психоактивных веществ, которые затуманивают сознание несовершеннолетнего и искажают действительность [7, с. 59]. Интернет-зависимость – это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями. Сетеголиками называют зависимых от Интернета, людей. Они проводят онлайн большую часть времени, им важно непрерывно общаться в чатах, находиться в социальных сетях. Общение ограничивается только виртуальными сообщениями, а встречи проходят по видеосвязи [8, с. 18]. Такие люди склонны к самоизоляции, желанию уединиться, эгоизму и потерянности во времени и пространстве. По степени опасности можно выделить ролевые и неролевые игры. Ролевые игры позволяют примерить на себя роль героя и уйти от реальности. Данный вид игр наиболее сильно влияет на сознание подростка и формирует зависимость. К неролевым играм относятся различные головоломки, аркады, игры на скорость и реакцию. Они менее опасны для подростка и их влияние не так ярко выражено. К основной мотивации относится: желание выиграть; поставить рекорд; получение баллов. С развитием информационных технологий компьютерные игры становятся все более реалистичными и соответственно все более опасными для неокрепшей психики подростка [2, с. 10]. Подростковый период – промежуточный этап в становлении человека от состояния зависимого ребенка к самостоятельному взрослому. Несмотря на переходный характер данный этап – решающий в жизни каждого человека. Именно в подростковом возрасте закладываются основные моральные и этические установки, происходит становление личности. Ряд специалистов (С. В. Краснова, Н. Р. Казарян, В. С. Тундалева, Е. В. Быковская, О. Е. Чапова, 97 М. О. Носатова) считают, что к основным фактором возникновения компьютерной зависимости следует отнести конфликтные взаимоотношения в семье. Явные или скрытые конфликтные ситуации вызывают чувство отверженности у ребенка и желание убежать от действительности. Воспитывая детей, родители часто предоставляют детям излишнюю свободу в взаимодействии с компьютером. Как правило, это обусловлено их нежеланием уделять внимание ребенку, проводить с ним время и развлекать его. Не получая необходимого внимания и заботы, ребенок компенсирует этот недостаток эмоциями из игры. Склонными к возникновению компьютерной зависимости можно считать подростков без выраженных увлечений и хобби. Такие подростки, как правило, инфантильны, не желают развиваться, общаться со сверстниками или уделять время учебе. В их распоряжении много свободного времени, которое они выбирают провести за компьютерной игрой. [1, с. 548]. Психологи Ш. Текл, М. Шоттон и К. Янг провели ряд исследований, которые помогли обозначить закономерность в поведении подростков с зависимостью. К признакам зависимости можно отнести: игрок негативно реагирует на

попытку извне прекратить его игру; после прерывания игры подросток делается раздражительным, показывает признаки агрессии и недовольства; подросток теряет счет времени и не способен планировать выход из игры к определенному часу; сбережения подростка уходят на покупку новых игр и обновление программ; становится рассеянным, забывает об обещаниях, важных датах, домашних обязанностях; режим дня подростка сбивается, приемы пищи становятся хаотичными, а график сна нестабильным. пренебрегает личной гигиеной; подросток питается за компьютерным столом, не отрываясь от игры, пьет много кофе и энергетических напитков; испытывает эйфорию от нахождения за компьютером, а его настроение резко улучшается, как только он садится играть. избегает общения со сверстниками, но в случае разговора все сводит к играм. Продумывает следующие действия в виртуальной реальности, бесконечно путешествует по сети в поиске информации [6, с. 395]. На основании материала, представленного в данной статье, можно сделать следующие выводы. Наряду с несомненной пользой компьютер представляет угрозу развития зависимости у подростков. Бессистемные и длительные игры наносят урон психологическому развитию детей. Зависимость порождает не только психические, но и физические отклонения. Ребенок не воспринимает реальность, у него стираются личные границы, он ассоциирует себя с виртуальными персонажами, совершает жестокие виртуальные действия. Он плохо спит и питается, пьет много энергетических напитков, имеет проблемы со зрением, осанкой, у него снижается иммунитет. 98 Основные причины ухода в виртуальную реальность – это возникающие проблемы в действительности. Не умение выстраивать общение со сверстниками, конфликты в семье, проблемы во взаимоотношениях с противоположным полом – все это ведет к желанию подростка уйти от насущных проблем в мир игр [7, с. 60]. Для избежания возникновения зависимости от компьютерных игр важно с ранних лет заботиться о гармоничном развитии ребенка. Наполнять жизнь подростка увлечениями, хобби, яркими событиями, которые будут доставлять ему положительные эмоции. Необходимо приобщать ребенка к выполнению домашних обязательств. Вместе прорабатывать с ним пути решения конфликтных и стрессовых ситуаций, показывать, как экологично для своего здоровья можно избавляться от стресса (спорт, музыка, прогулки). Необходимо первое время устанавливать четкие правила пользования компьютером и быть в данном вопросе авторитетным примером [4, с. 9]. Компьютерная зависимость выражается в отсутствии полного интереса к другим занятиям, резком ухудшении настроения вне игры, максимальном количестве времени, проводимом за компьютером. Важно уметь вовремя идентифицировать зависимость у подростка и обратиться к специалисту за помощью. Как и любая другая зависимость пристрастие к играм развивается постепенно. Согласно статистике, только один из пяти подростков навсегда расстается с зависимостью. Это связано с тем, что данная болезнь возникает на основе провоцирующих установок из детства. Список литературы 1. Агибалова Н. И., Данилова М. В. Особенности компьютерной игровой зависимости среди подростков // Молодой ученый. 2019. № 20 (79). С. 547–549. 2. Баева Л. В. Виртуализация жизненного пространства человека и проблемы интернет – игровой зависимости (IGD) // Виртуальное пространство и жизненные миры человека. 2016. № 1 (11). С. 8–19. 3. Белоглазова Л. А. Игромания как феномен отчужденной реальности // Вестник Воронежского государтвенного технического университета. 2012. № 4. С. 99–102. 4. Волкова Е. Н. Оценка распространенности игровой компьютерной зависимости у младших подростков // Вестник Мининского университета. 2019. № 3. C. 4–10. 5. Гриффит С. Виртуальный мир рождает реальные болезни // Финансовые известия. 1996. Вып. 54. С. 183. 6. Елкина А. Е. Особенности компьютерной зависимости у младших школьников // Молодой ученый. 2017. № 20. С. 394–396. 7. Малыгин В. Л., Искандирова А. Б., Хомерики Н. С. Киберзависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика. М. : Мнемозина, 2017. С. 58–74. 8. Олейникова В. А. К вопросу о сущности подростковой аддиктивности // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2018. № 4. С. 17–20.

Баязитов, Н. Б. Игровая зависимость как психологическая проблема / Н. Б. Баязитов // ЛУЧШАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА 2023 : сборник статей VIII Международного научно-исследовательского конкурса, Пенза, 20 января 2023 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2023. – С. 114-117.
Игровая зависимость (от латинского ludus (игра) и греческого mania (страсть, одержимость)) - это психиатрический термин, обозначающий патологическое влечение к азартным играм. Современные исследователи считают патологическую азартную игру нехимической (поведенческой) зависимостью. В этом случае объектом зависимости является не психоактивное вещество, как в случае химических зависимостей (алкоголизм, наркомания), а поведенческая модель [1, с 34]. Азартные игры: привычное участие в азартных играх, которое ставит под угрозу профессиональную и личную жизнь. Этот термин вошел в обиход в 1960-х годах в США, когда игровые автоматы стали устанавливать повсеместно. Азартные игры - одна из самых эмоционально разрушительных зависимостей для экономического благополучия человека и семьи и самая прибыльная для "игромана". Азартные игры становятся все более привлекательными, потребитель жалуется, что теряет чувство времени и ничего не помнит. Со временем семья, репутация и работа становятся менее важными - по сути, это психическое заболевание. Личность, все моральные устои разрушаются, наступает депрессия и ухудшение физического здоровья - затраты намного превышают финансовые потери. Любая форма азартных игр, где есть шанс выиграть крупный приз - рулетка, лотереи, игровые автоматы или лотереи - может стать отправной точкой для этого типа азартных игр. Иногда достаточно всего нескольких часов игры, чтобы развилась устойчивая зависимость. По данным Национальной ассоциации азартных игр США, вероятность того, что каждый человек в мире станет зависимым от азартных игр, составляет 48%. Это сравнимо с 34% шансом стать алкоголиком и 6% шансом стать преступником. Патология зависит не от того, сколько времени и денег тра- ЛУЧШАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА 2023 115 www.naukaip.ru тится на азартные игры, а от того, что даже после крупных проигрышей людей по-прежнему привлекают азартные игры [2, с 44]. Игровая зависимость - не единственная проблема в современном мире. Игровая зависимость - это настоящая болезнь, которую невозможно вылечить. Эта проблема остается актуальна и сегодня. В данном исследовании, мы рассмотрим причины, симптомы и возможные последствия игровой зависимости, а также ответим на вопрос: как можно предотвратить и лечить это заболевание? Игровую зависимость можно разделить на две группы: азартные игры (азартные игры, покер, казино, рулетка, игровые автоматы, лотерейные игры) и компьютерные игры (обычно насильственные: использование оружия, убийство и т.д.). Следует отметить, что любой вид игровой зависимости опасен и может иметь необратимые последствия для человека [3, с.198]. Почему человек становится зависимым? Ответ прост. Играя в азартные игры, он получает приятные эмоции,
уровень дофамина в его крови повышается, уровень счастья увеличивается, нервная система стимулируется, процесс азартных игр усиливает различные эмоции, хорошие и плохие. Все это создает уверенность в этих чувствах. Люди жаждут чувствовать данные эмоции снова и снова, поэтому азартные игры становятся для них болезнью. Существуют также причины игровой зависимости. Основные из них - неуверенность в себе, низкий самоконтроль, конфликты в семье и жизни в целом. Игроки часто избегают правды таким образом из-за своих внутренних мотивов. У них нет ни хобби, ни друзей, ни личной жизни. Все ваше существо сосредоточено на мире фантазий. Игроманы часто являются людьми с психическими проблемами. Люди с финансовыми проблемами также подвержены риску пристрастия к азартным играм. Игроки становятся зависимыми от азартных игр и поначалу зарабатывают мало денег. Но вскоре человек перестает выигрывать и начинает терять последние деньги. У зависимых от азартных игр проявляются признаки как химических, так и нехимических зависимостей. Количество интересов уменьшается, то, что раньше было хобби, теряет смысл. Они больше не общаются со старыми друзьями, уделяют меньше внимания своей семье. Вся их жизнь и мысли вращаются вокруг темы зависимости, то есть азартных игр. Пациенты, которые играют в азартные игры в течение короткого времени после последней игры, испытывают страх, гнев и внутреннее желание как можно скорее вернуться к азартным играм. Это влечение имеет много общего с патологическим влечением при алкоголизме и наркомании по интенсивности, степени сопутствующих эмоциональных нарушений и уровню вовлеченности. Некоторые игроки даже испытывают симптомы абстиненции, включая депрессию, головные боли, бессонницу и проблемы с концентрацией внимания. Пациент, который начинает играть в азартные игры, не может остановиться даже после серии проигрышей или крупного выигрыша. Иногда зависимый от азартных игр принимает твердое решение "завязать", но после разговора об азартных играх с друзьями, посещения ближайшего казино или просмотра фильма об азартных играх он или она легко меняет это решение и не может сопротивляться. Игровая зависимость поддерживается лежащими в ее основе иррациональными убеждениями - так называемыми когнитивными предубеждениями. Существует два типа ошибок мышления в азартных играх: стратегические и тактические. Тактическая ошибка вызывает трансовые состояния и включает в себя веру в "удачный день"; отношение к ставкам как к сделкам, а к деньгам как к фишкам; веру в то, что игра обязательно изменится; веру в свою способность выстоять; идею о том, что долг может быть погашен только из будущих доходов. Нарушения стратегического мышления позволяют пациентам сохранять позитивное отношение к своей зависимости, несмотря на негативные последствия. К таким ошибкам относится вера в полную силу денег, их способность сделать человека счастливым и решить все проблемы,