Файл: Учебное пособие Москва 2017.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 170

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2
А.Н. Романов, С.П. Колчин
Налоги и налогообложение
Учебное пособие
Москва
2017

3
Рецензенты:
Кафедра
Доктор экономических наук
Романов А.Н., Колчин С.П.
Налоги и налогообложение: Учебное пособие
Структура и содержание учебного пособия разработаны в соответствии с последними изменениями в системе налогообложения В учебном пособии раскрываются теоретические и практические основы налогообложении в РФ.
Особое внимание уделяется порядку исчисления и уплаты налогов в бюджетную систему страны. В учебном пособии приводятся контрольные вопросы, тесты, примеры и задачи по каждой из рассмотренных тем.
Учебное пособие предназначено для бакалавров, магистров и аспирантов экономических специальностей вузов, научных и практических работников, специализирующихся в области налогообложения.

4
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Содержание
Предисловие
Глава 1. Налоги и их роль в современном обществе.
1.1. Экономическая сущность налогов.
1.2. Принципы налогообложения.
1.3. Функции налогов.
1.4. Классификация налогов.
Глава 2. Экономические и правовые основы налогообложения.
2.1. Налоговые отношения и система их регулирования.
2.2.
Меры ответственности за нарушение налогового законодательства.
Глава 3. Основы построения и функционирования налоговой системы.
3.1. Налоговая система государства.
3.2. Налоговая политика государства.
3.3. Контрольные вопросы.
Глава 4. Основы налогового администрирования в Российской
Федерации.
4.1. Участники налоговых отношений.
4.2. Понятие и виды налогового контроля.
4.3. Обязанности организаций и физических лиц по уплате налогов и их исполнение.
Глава 5. Федеральные налоги и сборы.
5.1. Налог на добавленную стоимость.
5.2. Акцизы.
5.3. Налог на прибыль организаций.

5 5.4. Налог на доходы физических лиц.
5.5. Налог на добычу полезных ископаемых.
5.6. Водный налог.
5.7. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
5.8. Государственная пошлина.
Глава 6. Региональные налоги.
6.1. Налог на имущество организаций.
6.2. Транспортный налог.
6.3. Налог на игорный бизнес.
Глава 7. Местные налоги и сборы.
7.1. Земельный налог.
7.2. Налог на имущество физических лиц.
7.3. Торговый сбор.
Глава 8. Специальные налоговые режимы.
8.1. Единый сельскохозяйственный налог.
8.2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
8.3. Единый налог при упрощенной системе налогообложения
8.4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
8.5. Патентная система налогообложения.
Заключение.
Терминологический словарь.


6
Предисловие
Современная система налогообложения в Российской Федерации формируется с начала последнего десятилетия двадцатого века и по настоящее время. Введение Налогового кодекса Российской Федерации явилось итогом обобщения накопленного в стране опыта в области налогообложения, определило основную концепцию развития налоговой системы России и место налогов в государственном регулировании экономического и социального развития страны.
В ходе проведения налоговой реформы происходят существенные изменения, как в составе налогов, так и порядке определения отдельных элементов налога. Представленное Вашему вниманию учебное пособие выполнено с учетом норм налогового законодательства и методики исчисления налогов. В нем последовательно отражены вопросы, связанные с механизмом налогообложения юридических и физических лиц.
Основное внимание уделено российскому налоговому законодательству и действующему механизму налогообложения.

7
Структура и содержание учебного пособия соответствуют требованиям, разработанным
Минобрнауки, и
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) поколения 3+.
Логика подачи материала направлена на то, чтобы при его изучении можно было уяснить состав налогов, уплачиваемых тем или иным налогоплательщиком, методику определения налоговых баз, порядок и сроки уплаты налогов, приобрести навыки в практике их исчисления. Решение контрольных задач и тестов поможет закрепить полученные знания.
Данное учебное пособие может быть использовано при подготовке бакалавров и магистров, обучающихся в экономических вузах, а также работниками финансовых служб организаций.
Надеемся, что настоящее учебное пособие даст возможность студентам вузов, изучающих курсы «Налоги и налогообложение»,
«Федеральные налоги и сборы», «Региональные и местные налоги и сборы», «Специальные налоговые режимы», «Налоговая система» систематизировать и углубить свои теоретические знания в области налогообложения и практике исчисления и уплаты налогов.
Глава 1. Налоги и их роль в современном обществе.
1. 1. Экономическая сущность налогов.
Налоги представляют собой один из существенных элементов, определяющих функционирование социально-экономической системы современного общества. За счет налогов государство не только обеспечивает финансирование важнейших общественных потребностей


8
(поддержание системы управления, содержание армии, обеспечение правопорядка, образование, здравоохранение, культура, и т.д.), но и осуществляет целенаправленное регулирование производственно- экономической деятельности предприятий и частных лиц. В современных государствах через налоги мобилизуется в казну и перераспределяется от 30 до 50 процентов ВВП. «Налог – это материнская грудь, кормящая правительство», - отмечал еще Карл
Маркс.
1
Налоги составляют финансовую основу существования государства, с помощью налогообложения происходит принудительное отчуждение части национального дохода с целью образования централизованных фондов денежных средств. В силу этого налоговые отношения выделяются из общей массы общественных социально- экономических отношений, для них характерны признаки императивности и администрирования, свойственные при функционировании государственного механизма. «Налоги для государства то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его», - эти слова принадлежат русской императрице
Екатерине Великой и достаточно точно отражают взаимосвязь налогов и государства.
Во времена абсолютистских режимов налоги нередко превращались в карательную меру и устанавливались в размерах, несообразных ни с задачами государственного управления, ни с реальной платежеспособностью населения. В демократических государствах права установления налогов, определения размеров налоговых ставок строго закреплены по уровням представительной власти, т.е. налоги могут вводиться только с согласия законно избранных представителей народа.
1
Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-Т.7 с.83

9
В современной российской экономической теории нет единого мнения относительно определения налогов, на практике используют формулировку, представленную в Налоговом Кодексе РФ. Согласно ей, налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Данное определение в целом базируется на основных сущностных признаках налога.
Из признака «обязательность» вытекает, что налогообложение основано на государственном принуждении. В этом заключается коренное отличие налогового права от гражданского, семейного и трудового, которые строятся на основе добровольности. Люди добровольно вступают в брак, организации добровольно заключают между собой договора, работник добровольно вступает в трудовые отношения с работодателем.
Налоги же добровольно не заплатит подавляющее большинство плательщиков. Государство, устанавливая налоговое законодательство, заставляет индивидуальных налогоплательщиков платить налоги и распределяет полученные средства для блага всего общества. При неуплате налогоплательщик будет наказан. Поэтому налоговые
отношения - это специальным образом законодательно закрепленные отношения.
В отношении большинства налогов таким законодательством является налоговое законодательство, что не исключает возможности установления некоторых налогов и иным законодательством в зависимости от компетенции контролирующих его исполнение органов, например, таможенным законодательством.
В налоговых системах некоторых стран могут существовать и
«необязательные» налоги - церковные, установленные не актами


10 государственной власти, а религиозными нормами, обеспечиваемыми моральным авторитетом соответствующей конфессии.
В мусульманских странах, где институт государственной религии достаточно развит - Йемене, Саудовской Аравии, Пакистане и др., религиозные налоговые нормы санкционированы государством и становятся общегосударственными.
Исламские налоги (закят, закят альф фитр, ушр) платятся в соответствии с Кораном, направляются на обеспечение мусульманских общин за рубежом, оказание помощи бедным, ведение религиозных войн и т.д.
Таким образом, налог представляет собой историческую финансово-правовую категорию. Налоги возникли вместе с государством для обеспечения общественных интересов, исторически меняли свою форму вслед за развитием производительных сил.
Государство своими законами определяет специальные правила исчисления и уплаты налогов. Следовательно, налогам свойственна
императивность и легитимность. Императивность как раз и предполагает отношения власти и подчинения. По отношению к налогам это значит, что субъект налогов не вправе отказаться от выполнения возложенной на него обязанности внесения налогов в бюджет соответствующего уровня. Вмести с тем, налоги неправомерно отождествлять с иными платежными обязательствами перед государством, например разного рода санкциями, которые тоже устанавливаются законодательно. «Если вы нарушаете правила, вас штрафуют; если вы соблюдаете правила, вас облагают налогом», - метко высказался по этому поводу Лоренс Питер.
2
(Лоренс Питер - канадско-американский педагог, литератор, ученый, автор знаменитой книги "Принцип Питера, или Почему дела идут вкривь и вкось»).
Легитимность при налогообложении означает, что налогами облагаются только законные доходы, имущество или сделки. «Как
2
http://aforism.nnov.ru/

11 можно брать налоги с нечестных денег?», – справедливо негодовал крестный отец чикагской мафии Аль Капоне, когда против него возбудили судебного преследование из-за нарушения им закона США о подоходном налоге.
В налогообложении сталкиваются интересы государства и налогоплательщика, которые особенно поляризуются в условиях экономических кризисов, бюджетных дефицитов и снижения жизненного уровня населения. Однако, даже при крайних противоречиях, их неправильно относить к антагонистическим, ибо необходимость существования государства является объективной, хотя и не всеми осознанной, потребностью каждого члена общества.
Императивность также означает, что налогообложение должно строиться таким образом, чтобы воспроизводиться вместе с государством, оно не должно подрывать экономическую базу государства. Овцу надо стричь регулярно, но так, чтобы она могла вновь обрасти. "В деле налогов следует принимать в соображение не то, что народ может дать, а то, что он может давать всегда», - писал французский просветитель и философ 18-го века Шарль Монтескье.
3
Из признака «индивидуально безвозмездный платеж» вытекает, что при налогообложении происходит относительно безэквивалентное изъятие части доходов или сбережений для финансирования государственных расходов. Разумеется, государство может потратить собираемые налоги и не на общественно необходимые цели (например, на финансирование излишних управленческих расходов, необязательных войн
,
либо капитальных затрат низкого качества), но это говорит не об иной сущности налогов, а лишь свидетельствует о неэффективности государственной власти и необходимости ее трансформации. Разумеется, финансируя за счет налоговых доходов социальную сферу, жилищно-коммунальное хозяйство, образование и др., государство обеспечивает общественную возмездность собранных
3
http://www.cnfp.ru/fun/anekdot/thinks/


12 в бюджетах доходов. Индивидуальная безвозмездность налогов означает лишь то, что для конкретного налогоплательщика невозможно определить эквивалентность между величиной уплаченных налогов и размером полученных через систему бюджетных расходов благ.
Например, олигарх, проживающий за границей, вряд ли нуждается в бесплатной медицинской помощи или бесплатном обучении для своих детей, пусть он даже и исправно платит налоги, а неработающий инвалид получает необходимый социальный пакет, при этом не участвуя в пополнении доходов бюджета.
При налогообложении у налогоплательщика изымаются принадлежащие им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежные средства, таким образом, права собственности на доходы и сбережения или права на управление собственностью переходят от налогоплательщика к государству. Как правило, при налогообложении происходит смена собственника денежными средствами, однако обязанность уплаты налогов носит всеобщий характер, то есть их платят и государственные предприятия.
В этом случае собственник денежных средств не меняется (им остается государство), происходит смена управляющего денежными средствами.
Права управления от предприятия переходят к исполнительным органам государственной власти.
В обществе с высоко развитыми товарно-денежными отношениями налоги взимаются преимущественно в денежной форме, но исторически существовали и натуральные виды налогов. Налоги взыскивались путем исполнения трудовых повинностей или через уплату натуральных податей. В Римской империи и Афинах в мирное время налогов не было, их взимание обуславливалось наступлением военного времени, то есть формы налогообложения определялись общественной потребностью.
Аналогичное положение в налогообложении существовало и на
Руси. Н.В. Карамзин в «Истории государства Российского» пишет:

13
«Государственная подать у нас в девятом и десятом веках состояла более в вещах, нежели в деньгах. Из разных областей России ходили в столицу обозы с медом и шкурами, или с обороком княжеским – что называлось: ввозить повоз». Такое положение характерно и в последующие времена.
Так, вплоть до конца 17 века воеводы получали "въезжий корм"
(то, что приносилось к приезду воеводы), праздничное кормление на
Рождество, Пасху, Петров день, ежедневное кормление. Население кормило родственников и слуг воеводы. Существовали и такие специфические виды кормления, как платежи на именины царя и членов царской семьи, на именины воеводы и членов его семьи, корм на отъезд воеводы. Кормление воевод и других служивых людей было не чем иным, как местным налогом, который взимался
,
в том числе и в натуральной форме. Иного жалования от правительства воеводы и прочие дьяки не получали. Бояр, поставленных на кормление, называли в 14-17 веках кормленщиками.
С 17-го века северные и сибирские народы платили в государеву казну «ясак» - дань, которая взималась обычно пушным товаром.
В результате русско-чукотских войн даже в середине XIX века в своде законов Российской империи чукчи относились к народам, «не вполне покорённым», которые «платят ясак, количеством и качеством какой сами пожелают».
4
В Российской империи налогообложение нередко принимало форму повинностей. Например, издавна по берегам рек шли ватаги бурлаков, тянущие барки с грузами. За проход бурлачьих ватаг с судовладельца взималась плата. Поэтому за нормальным состоянием берегов тщательно следили, а государственные крестьяне прибрежных волостей несли особую натуральную повинность: корчевали пни, засыпали ямы, вырезали кусты, наводили мосты на протоках.
4
http://www.mj.rusk.ru/show.php