Файл: Учебное пособие Москва 2017.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 173

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

24
Принцип соразмерности налогового бремени. Этот принцип означает, что налогообложение не должно быть несоразмерным, то есть таким, чтобы оно могло парализовать реализацию гражданами конституционных прав. В статье 3 НК РФ закреплено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание
, и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
К третьей группе правомерно отнести следующие принципы: принцип единства налогообложения, принцип налогового федерализма.
Принцип единства налогообложения. Специальный пункт статьи 3
НК РФ оговаривает недопустимость установления налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство Российской
Федерации, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах национальной территории товаров и финансовых средств, препятствующих не запрещенной законом экономической деятельности. Единство экономического пространства требует единой налоговой политики, что обеспечивается единой системой налогового законодательства и федеральных налоговых органов. Принцип единства налогообложения обусловлен также задачей унификации налоговых изъятий. Из него следует ограничение на установление дополнительных налогов, не предусмотренных федеральными законами.
Принцип налогового федерализма. При федеративном устройстве необходимо решить задачу об оптимальных масштабах участия различных уровней власти и управления в создании общественных благ и, соответственно, определить степень самостоятельности и полномочий по уровням властной вертикали. Эта проблема решается на основе субсидиарного принципа организации межбюджетных отношений, при котором все функции распределяются в зависимости от того, какой уровень власти способен эффективнее решать те или иные задачи (так, решать задачу по уборке территории эффективнее

25 всего можно на местном уровне, а по созданию новых вооружений – на федеральном). Исходя из этого происходит делегирование бюджетных прав, в том числе и по установлению налогов. В федеральном государстве реальная самостоятельность субъектов федерации и местных органов идеально должна основываться на собственной доходной базе, однако территориальная неравномерность экономического развития
России вызывает необходимость межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов для покрытия минимальных территориальных потребностей и выравнивания социально-экономического потенциала регионов. В этой связи принцип налогового федерализма призван, как смягчить финансовые противоречия между субъектами РФ и федеральным центром по поводу распределения бюджетных средств, так и определить компетенции в налогообложении по уровням управления.
Конституцией Российской Федерации закреплено, что установление общих принципов налогообложения находится в совместном ведении
Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, п. и.) При принятии налоговых законов существенные права имеет Совет Федерации
(статьи 104, 105 Конституции РФ), что также обеспечивает прямое участие представителей регионов в налоговом законотворчестве и принятии решений. Вместе с тем действующее законодательство о налогах и сборах предусматривает и разделение налоговых полномочий между уровнями исполнительной власти, что соответствует необходимости учета интересов субъектов федерации исходя из их экономических и национальных особенностей. При установлении региональных и местных налогов законодательными органами субъектов Федерации или представительными органами местного самоуправления определяются налоговые ставки внутри определенных федеральным законодательством пределах, порядок и сроки уплаты, налоговые льготы, а также формы отчетности (НК РФ, ст. 12). В отношении региональных и местных налогов они также вправе


26 производить списание безнадежных долгов. (НК РФ, статья 59).
Определенные права имеют субъекты РФ и местные власти и в отношении причитающихся им долей от федеральных налогов.
Интересы нижестоящих бюджетов защищает так же закрепленное правило приоритетности налогообложения в месте образования дохода или нахождения имущества над местом юридической регистрации налогоплательщиков.
Сформулированные выше принципы носят фундаментальный характер для открытого общества и федеративного государства. Это не означает, что иных принципов построения налогов нет. Напротив, их достаточно много. Это принцип однократности обложения, принцип стабильности налоговых ставок, принципы распределения налогов между бюджетами и т. д. Но другие принципы носят вторичный характер, используются технически для воплощения фундаментальных принципов налогообложения.

Контрольные вопросы
1.
Кто сформулировал принципы налогообложения, получившие название классических?
2.
На что направлена реализация классических принципов налогообложения?
3.
В чем суть принципа справедливости налогообложения?
4.
В чем заключается принцип минимизации издержек при налогообложении?
5.
В чем заключаются принципы определенности и удобности?
6.
На какие группы можно разделить принципы налогообложения, используемые в налоговой практике?

27 7.
Раскройте содержание принципа нейтральности налогообложения.
8.
В чем заключается принцип защищенности налогоплательщика?
9.
В чьем ведении согласно Конституции РФ находится установление общих принципов налогообложения?
10.
Допускает ли российское налоговое законодательство дифференциацию налогов в зависимости от формы собственности или гражданства физического лица?
1. 3. Функции налогов.
Функции любой экономической категории раскрывают ее сущность, внутреннее содержание и общественное значение. Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция налога показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.
Среди российских экономистов нет единства мнений по поводу количества функций у налогов. Вместе с тем, никто не оспаривает наличие у налогов фискальной и регулирующей функций.
Фискальная функция (происходит от латинского fiscus, т.е. ящик для хранения денег, касса, императорская казна) налогов выражается в том, что они являются основным источником формирования финансовых ресурсов государства. Это основная функция, которая присуща налогам на всех этапах развития общества и государства.
Благодаря фискальной функции налогов образуются централизованные

28 денежные фонды государства и муниципальных образований, т.е. федеральный, региональные и местные бюджеты. Именно фискальная функция создает объективную возможность для перераспределения части стоимости национального дохода в территориальном, отраслевом и социальном разрезах. Уровень налоговых изъятий на макро- и микро
- уровнях можно охарактеризовать на основе показателя налоговая нагрузка.
На макро - уровне обычно рассчитывается показатель «налоговая нагрузка на экономику», который представляет собой отношение собираемых налогов к валовому внутреннему продукту. В странах
Евросоюза налоговая нагрузка на экономику составляет примерно 40%, а скандинавских странах – 50%, в США и Японии – около 30%. В
России также налоговая нагрузка на экономику составляет около 30% .
При этом следует иметь в виду, что в отличие от других стран, в налоговые доходы российского бюджета не включаются таможенные пошлины. Относительно высокая налоговая нагрузка на экономику неизбежно ухудшает инвестиционный климат и способствует бегству капитала. «Налог, изгоняющий из страны капиталы, неизбежно погубит все источники дохода», - писал шотландский экономист Адам
Смит
9
На микро - уровне рассчитывают показатель «налоговая нагрузка на организацию», который может представлять собой отношение всех налогов, уплачиваемых организацией, к ее выручке. Величина данного показателя соответственно зависит от отраслевой и территориальной принадлежности хозяйствующих субъектов, а также от организационно-правового статуса компании.
При чрезмерной налоговой нагрузке возникает налоговое бремя.
Налоговое бремя является частью налоговой нагрузки, при которой деятельность хозяйствующего субъекта перестает быть для него эффективной.
9
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. С. 603.


29
Американский экономист А. Лаффер открыл связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями, графическое изображение которой получило название кривой Лаффера. Кривая Лаффера характеризует в графическом виде зависимость объема государственных доходов от среднего уровня налоговых ставок в стране. Кривая иллюстрирует наличие оптимального уровня налогообложения, при котором государственные доходы достигают своего максимума.
50%
100%
Рис.1.3.1. Кривая Лаффера
Ее экономический смысл заключается в следующем: при налоговых ставках выше определенного уровня резко снижается деловая активность, поскольку возникает налоговое бремя и дальнейшая предпринимательская деятельность становится невыгодной. Вместе с тем, при относительно низких ставках налогов создаются стимулы к работе, сбережениям, инвестициям, принятию деловых рисков и росту дохода. В результате расширяется налоговая база, которая может поддержать налоговые поступления на высоком уровне и при низких налоговых ставках.
Согласно теории А. Лаффера оптимальный уровень налогового изъятия находится в диапазоне 30%-50% от суммы доходов налогоплательщика.
5
Налоговые поступления
Ставки налогов
100%

30
Регулирующая функция предполагает, что налоги активно участвуют в перераспределительном процессе, оказывают серьезное влияние на производство, стимулируя или сдерживая его темпы.
Налоги способны оказывать разностороннее воздействие на накопление капитала и сбережения, на спрос и потребление, служить как фактором экономического роста, так и одной из причин стагнации и кризиса. Это в полной мере проявилось в России в 90-е гг. 20-го века, когда были периоды как преобладания в налоговой политике фискальной направленности, так и периоды использования регулирующего потенциала налогов. В ходе рыночных преобразований налоги оказались не нейтральны, они становятся одним из экономических инструментов, регулирующих развитие хозяйственной деятельности.
Воздействие налогов на развитие предпринимательства проявляется либо в стимулировании, либо в ограничении деловой активности.
Управляя системно механизмом налогообложения, вводя или отменяя разные виды налогов, устанавливая принципы налогообложения и методические основы исчисления налоговых баз, варьируя налоговыми ставками и налоговыми льготами, государство может активно и целенаправленно воздействовать на мотивацию хозяйствующих субъектов и населения, на достижение оптимального соотношение факторов труда и капитала, что прямо влияет на темпы экономического роста.
Регулирующая функция неотделима от фискальной функции и тесно с ней взаимосвязана. Она может проявляться стихийно, либо использоваться сознательно, при этом ее стихийное влияние неизбежно. Предположим, что на государственном уровне в целях пополнения бюджета принято решение увеличить ставку налога на доходы физических лиц с 13 до 50%. Можно ли полагать, что фискальная цель окажется достигнутой? Отнюдь. Рост ставки подоходного налогообложения приведет к снижению реальных доходов населения, то есть понизится спрос граждан на товары и услуги. В


31 результате бюджетная система недополучит поступлений от налога на добавленную стоимость и акцизов. Отрасли, ориентирующиеся на потребности населения (розничная торговля, бытовое обслуживание, общественное питание и пр.), при падении объемов продаж вынуждены будут сократить численность работающих, то есть государство недополучит налог на доходы физических лиц. Эти отрасли снизят закупки у других отраслей, и там пойдут аналогичные процессы.
Государство, скорее всего, при росте поступлений от налога на доходы физических лиц потеряет значительно больше.
Стихийное проявление регулирующей функции налогов может проявляться самым неожиданным образом. Так, в 1646 году вместо взимания стрелецких и ямских денег был установлен налог на соль в размере двух гривен с пуда. Дело в том, что соли в бытовой жизни народа придавалось особое значение. Ее не только использовали в пищу, но и на ней клялись, ею вместе с хлебом встречали и благословляли новобрачных. Она была одним из немногих покупных продуктов в эпоху натурального хозяйства. Правительство справедливо полагало, что население не сможет обойтись без соли. Однако в результате резко выросли цены на мясо и рыбу (их обычно засаливали) и в 1648 году на Руси прокатились соляные бунты. Народ обвинил в введении нового налога воспитателя царя Алексея Михайловича -
Бориса Морозова и его сподвижников. Поймав царя по пути из церкви, бунтовщики вынудили его выдать им на расправу нескольких приказных дьяков. Потом начались грабежи и пожары, и порядок был восстановлен только с помощью немецких наемников. Московское восстание вызвало цепную реакцию
,
и соляные бунты прокатились по другим областям. Наиболее упорными и продолжительными оказались восстания посадских людей в Новгороде и Пскове.
После введения налога на окна во многих странах Европы стали строить дома с узкими или бутафорскими окнами.

32
Из-за введения на Руси дымового налога избы стали топить по- черному.
История знали примеры, когда повышения налогов приводило к глобальным политическим последствиям. Именно повышение налога на чай послужило толчком к восстанию североамериканских колоний против метрополии, в результате которого Англия утеряла контроль над колониями и образовались США.
Следовательно, любое налоговое мероприятие нуждается во всесторонней проработке с тем, чтобы обеспечить надлежащую оценку его последствий.
Сознательное использование регулирующей функции налогов реализуется в налоговой политике.
Поступательное развитие российской экономики должно опираться на эффективную налоговую систему, способную обеспечить разумный баланс интересов налогоплательщиков и государства, где с максимальной отдачей были бы реализованы фискальная и регулирующая функция налогов.
Контрольные вопросы
1.Наличие каких функций у налогов не оспаривает большинство отечественных ученых-экономистов
2. В чем заключается содержание фискальной функции налогов?
3.В чем заключается содержание регулирующей функции налогов?
4.Как может проявляться регулирующая функция налогов?
5. Какая зависимость отражена в кривой Лаффера?
1. 4. Классификация налогов.