Файл: Тема Обеспечение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
увеличивается доля гражданских союзов, повышается численность неполных семей и бездетных пар, растет процент разводов, многократных повторных браков и т.д. Происходящая на протяжении последних десятилетий институциональная трансформация семьи напрямую влияет на перспективы семейного бизнеса.
Понимание того, что создание команды преемника, предполагающее участие других членов семьи в бизнесе в качестве членов команды лидера, является адекватным подходом. В долгосрочной перспективе деловые семьи будут все больше заинтересованы в уникальных и инновационных структурах лидерства.
По мнению большинства экспертов, коллективное семейное лидерство уже в ближайшем будущем станет осознанным выбором – не только с точки зрения исполнительного, но также семейного и акционерного лидерства.
Рост профессионализации управления семейным бизнесом. В последнее время все активнее проявляется тенденция, в рамках которой более профессиональные методы ведения бизнеса становятся стандартом, а профессиональное управление вытесняет предпринимательский семейный менеджмент. Известно, что одна из проблем семейного бизнеса традиционно заключалась в том, что менеджеры из числа членов семьи конфликтовали с профессиональными менеджерами, не входящими в состав семьи.
Профессионализм становится тем стандартом, в соответствии с которым оцениваются все руководители бизнеса в семейных фирмах.
В то же время семейный характер бизнеса предполагает, что профессиональный менеджмент разделяет ценности семьи, ее долгосрочные перспективы и стратегии.
Кроме того, за последние десятилетия существенно возросла роль женщин в семейном бизнесе. В последнее время женщины все более последовательно берут на себя функции лидеров. Исторически в семейных предприятиях, как правило, существовало жесткое формальное или неформальное деление на «женские» и «не женские» роли.
В настоящее время, по данным National Women's Business Council, женщины являются держателями контрольного пакета акций (51 % и более) от 1/3 до 1/4 всех частных компаний по всему миру. Таким образом, во все большем количестве семей и семейных предприятий
пол становится несущественным признаком с точки зрения лидерства, собственности и участия.
3.2. Противоречие между преемниками и заинтересованными
сторонами, не имеющими отношение к наследству
Для любой компании существует такое понятие, как точка безубыточности, ниже которой она работать просто не сможет, для семейного бизнеса такой точки нет в принципе: люди будут работать на пределе возможностей.
В первые годы, если в бизнесе заняты только муж и жена, оба занимаются сразу всем. Когда приходит время нанимать сотрудников, возникает конфликт распределения ролей: кто чем должен заниматься.
Самый распространенный повод для ссор среди родственников – деловых партнеров – это споры по поводу будущей стратегии компании. Дискуссии о том, кто из родственников больше вкладывает в общее дело, ведут 27%. Каждый четвертый признался, что ссоры провоцируют родственники, которые не советуются с семьей по важным деловым вопросам. Довольно часто конфликты разгораются из-за разногласий партнеров по поводу того, кто в семье должен заниматься бизнесом и какую роль в нем играть, – об этом говорили 24 и 20% участников опроса.
У семейного бизнеса много преимуществ перед обычным: преданность общему делу, желание работать на результат, возможность привлечь родственников за небольшую зарплату. Но тем, кто стремится построить компанию надолго, создать дело, которое заинтересует детей и внуков, стоит попытаться свести на нет потенциальные негативные факторы». Разводы, конфликты с подрастающими детьми – все это, сплетаясь с рабочими сложностями, создает серьезные проблемы
Решать все вопросы и устанавливать договоренности члены семьи должны на старте запуска семейного бизнеса. Это поможет избежать конфликтных ситуаций в будущем.
Даже если компания небольшая, уже на старте стоит обговорить и описать правила игры. Например, кто чем должен заниматься: будут ли муж и жена равноправными партнерами или он сосредоточится на бизнесе, а она – больше на ведении хозяйства и воспитании детей. Надо

заранее обсудить вопросы, что делать с компанией в ближайшем будущем: останется ли она частной или в нее можно впустить инвестора. Стоит и заранее описать финансовую политику, в частности, вопросы реинвестирования прибыли обратно в бизнес и выплату дивидендов членам семьи.
Следует нарисовать структуру компании и чётко прописать должностные обязанности каждого сотрудника. Прописать итоговый продукт, который должен производить тот или иной отдел, ответственного, полномочия и обязанности. И в этом случае по структуре все члены команды наглядно увидят, кто и какому отделу подчиняется, какой руководитель нужен каждому конкретному отделу и какая должна выстраиваться взаимосвязь для эффективной работы.
3.3. Взаимодействие с другими участниками бизнес-среды
Конфликты неизбежно возникают в любом коллективе, но в семейных компаниях наличие родственных связей их только усугубляет. Нередко они превращаются в настоящий скандал.
Например, конфликты возникают в результате соперничества между братьями и сёстрами, вражды между разными поколениями или даже семейного спора между супругами. Довольно часто члены семейного бизнеса соревнуются за то, кто получает больше преимуществ, обязанностей и власти.
Руководителю компании, который ещё является и главой семьи, очень тяжело в таких ситуациях совладать с собственными эмоциями и урегулировать ситуацию. Именно поэтому рекомендуется как можно раньше возложить эти обязанности на кого-то другого, например, на одного из заместителей или креативного директора.
Это должен быть работник, не связанный узами родства, а такие люди есть почти во всех семейных компаниях. Безусловно, он должен обладать определёнными способностями, психологическими и волевыми качествами и специальными знаниями, для того чтобы успешно урегулировать конфликтные ситуации.
Преемственность – это не событие, а процесс, поэтому необходимо как можно раньше составить план и действовать строго по нему.
У большинства семейных предприятий есть проблема в стратегическом планировании. Важные вопросы, которые влияют на
бизнес, получают краткосрочное решение вместо применения долгосрочного подхода.
Стратегия развития – важнейшая вещь, которая должна быть прописана. Более того, рекомендуется также прописать сферы, которые не входят в число интересов и куда вы не собираетесь идти, как бы заманчиво это ни было. Зачем? Чтобы не отвлекаться от основного фокуса! Таким образом, бизнесмен должен не только поставить перед собой стратегические цели, но и обозначить то, что не является сферой его компетенции.
Прописанная стратегия – это четко структурированные этапы развития, привлечение как специалистов, так и финансирование на разных этапах. Она должна соответствовать вашим возможностям, материальным и человеческим ресурсам. Поэтому важно это осознавать и не спешить или отставать.
Вопросы для самопроверки:
1.Какие тенденции в развитии института семьи в рамках исследованиях, посвященных семейному бизнесу, можно наблюдать последнее время? Как вы можете связать их с семейным предпринимательством?
2. Что понимается под бизнес-процессами? Какие процессы в рамках семейного бизнеса можете к ним отнести? Назовите составные элементы бизнес-процессов.
3. Что является социальной-оболочкой бизнес-процессов?
4. Какие виды бизнес-коммуникаций бывают? Охарактеризуйте их.
5. От чего зависят успехи дела семейного предприятия?
6. Что выступает основным поводом для конфликта между родственниками-деловыми партнерами?
7. Какие правила игры должен придерживаться на старте собственник семейного бизнеса и его партнеры?
8. Опишите элементы построения плана работы семейной компании по шагам.


Семейное предпринимательство
Тема 2. Особенности семейной
бизнес-единицы, её положение
в предпринимательской среде
Цели изучения:
– изучение понятия бизнес-единицы применительно к семейному предпринимательству;
– освоение базовых понятий в сфере формирования устойчивости как ключевой характеристики функционирования семьи в рамках компетенции семейного бизнеса;
– формирование представления о разновидностях семейных предприятий и их участников.
Задачи изучения:
 Изучить понятие «бизнес-единица», её разновидности, подходы к определению.
 Определить профессиональные компетенций семейной бизнес- единицы.
 Изучить семейную идентичность с позиций развития семейного бизнеса.
 Определить особенности взаимодействия участников в рамках модели корпоративного управления семейным бизнесом.
 Изучить отраслевые особенности деятельности семейных компаний.
В результате изучения данной темы Вы будете
знать:
 понятие бизнес-единицы, её отличительные черты для семейных предприятий;
 условия формирования устойчивости семейного бизнеса;
 основы семейной идентичности с позиций развития семейного бизнеса;

 разновидности участников семейного бизнеса в рамках модели корпоративного управления семейным бизнесом.
Уметь:
 применять профессиональные компетенции бизнес-единиц в рамках ведения семейного дела;
 оценивать и использовать отраслевые особенности функционирования компаний семейного предпринимательства.
Учебные вопросы:
2.1. Определение бизнес-единицы в семейном предпринимательстве.
2.2. Устойчивость и идентификация семейного предприятия и его участников.
2.3. Классификация участников семейного бизнеса.
2.4. Отраслевая принадлежность семейного бизнеса.
В семейном предпринимательстве сочетаются воедино возможности успешной реализации собственного трудового ресурса предпринимателя и получение дохода членами семьи и их вовлеченности в предпринимательскую деятельность. Для преемников семейного бизнеса как никогда важным является обеспечить собственную профессиональную компетентность в сфере предпринимательства, что должно служить конкурентным преимуществом не только самого предпринимателя, но и бизнеса, которым занимается его семья.
Семейный бизнес по своей структуре и по рассредоточению капитала, а также по управлению и по величине компаний условно подразделяется на две группы.
Первая группа – это фирмы, в которых работают только члены семей и их ближайшие родственники. Как правило, это весьма небольшие компании, редко более 10 человек.
Вторая группа – это фирмы, наследуемые из поколения в поколение. Их владельцами являются целые семейные кланы. К этой группе, которая в основном формирует иностранный семейный капитализм, относят, как правило, очень крупные или крупные

международные корпорации, имеющие дочерние структуры. В этом случае в распоряжении «семьи» находится самый большой пакет акций, позволяющий осуществлять только контроль над компанией.
2.1.
Определение
бизнес-единицы
в
семейном
предпринимательстве
Бизнес-единицы – организационные единицы владения и управления бизнесом, от имени которых предприниматели действуют на рынке, участвуют в бизнес-процессах и бизнес-коммуникациях, обеспечивают применение ресурсов и достижение желаемых бизнес- результатов.
Бизнес-единицы обладают предпринимательскими полномочиями и определенным организационным строением – организационной структурой бизнеса, позволяющей предпринимателям не только владеть бизнесом, но и эффективно управлять им.
Любая единица должна обладать признаками единства.
Бизнес-единицы обладают внутренним единством. Признак единства имеет ключевое значение для их определения как организационной основы управления бизнесом.
В предпринимательстве признак единства определяется внутренней целостностью и относительной автономностью бизнеса как объекта владения и управления. Это позволяет владельцам бизнеса предпринимать управленческие усилия, выступая на рынке от имени бизнес-единиц.
В повседневной жизни бизнес-единицей старается назвать себя любой предприимчивый человек.
Ведь он обладает личностной цельностью и собственным уникальным эго. Если он начинает заниматься предпринимательством профессионально, желание обозначить себя как бизнес-единицу только укрепляется.
Бизнес-единицами часто называют внутренние подразделения крупных компаний, постоянные или временные коллективы, создаваемые для исполнения отдельных предпринимательских проектов, временные или постоянные объединения компаний и их ассоциации.
Однако фирмы как зарегистрированные под определенным наименованием субъекты предпринимательства в большей степени соответствуют представлениям о бизнес-единицах в предпринимательстве как о единицах владения и управления бизнесом,
обладающих признаками внутренней целостности и относительной автономности.
Семейная компания также представляет собой бизнес-единицу, имеющую определенные особенности, отличающие ее от несемейной бизнес-единицы в экономическом пространстве.
Среди них особое значение приобретают следующие:
1. приверженность (многие члены семьи отождествляют свои интересы с интересами компании, что является основой более усердной работы, реинвестирования части своих прибылей в бизнес с целью дальнейшего роста компании в долгосрочной перспективе);
2. преемственность знаний (вовлеченность членов семей в собственный бизнес с раннего возраста способствует повышению уровня их приверженности бизнесу, а также формированию необходимых навыков и умений управления компанией);
3. надежность и чувство гордости (семейные компании в своей деятельности в большей степени ориентируются на повышение качества своей продукции и рост ее конкурентоспособности, а также на поддержание хороших взаимоотношений с партнерами, что обусловлено тесной связью имени и репутации таких компаний с продуктами и/или услугами, которые они производят).
Каждая фирма как бизнес-единица обладает профессиональными
компетенциями – совокупностью принятых на себя полномочий, обусловленных необходимостью исполнения ею предпринимательских функций.
В арсенале любой фирмы обязательно должны быть общие и специфические профессиональные компетенции.
Общими для всех фирм являются профессиональные компетенции в области результативного ведения и развития собственного бизнеса (обеспечение владения (совладения) бизнесом, управление бизнес-процессами и бизнес-коммуникациями, применение ресурсов, использование квалифицированных сотрудников, поддержание эффективной организационной структуры бизнеса, обеспечение правовой чистоты бизнеса).
Каждая фирма обладает также
специфическими
профессиональными компетенциями.
Ключевой общей профессиональной компетенцией любой фирмы как бизнес-единицы в предпринимательстве является обеспечение ею

внутренней целостности и автономности в процессе ведения и развития собственного бизнеса и в связях с окружением.
2.2. Устойчивость и идентификация семейного предприятия
и его участников
Для семейных предприятий специфические компетенции определяются в рамках их существования. Так особое значение имеет показатель обеспечения устойчивости семейного предпринимательства, которая определяется чисто внутренними факторами:
– высокая степень доверия партнеров;
– использование всех трудовых ресурсов семьи;
– удачное сочетание опыта старшего поколения и энергий молодых;
– удачное сочетание их психологических особенностей и психологических особенностей мужчин и женщин;
– высокая степень мобильности производства;
– оперативность в использовании инновационных технологий, решений (не пало их долго согласовывать) и т.п.
Семейный бизнес – это та социальная среда, которая позволит формироваться более цивилизованному предпринимателю.
Среда семейного бизнеса является источником ресурсов, обеспечивающих рост и необходимых для выживания семейного бизнеса.
«Устойчивость» семейного бизнеса – это синергетическая совокупность признаков отдельных персон (основателей и членов семьи) и самого семейного бизнеса, позволяющая подняться в острые периоды угроз распада семейного бизнеса и вырасти на основе
«стресса».
Устойчивость рассматривается как ключевая характеристика функционирования семьи в рамках компетенции семейного бизнеса и трактуется также в контексте стабильности и жизнеспособности семейного бизнеса.
Устойчивость на уровне членов семьи связана с социальной компетентностью, навыками решения проблем, автономией, оптимизмом, и способностью привлечь социальную поддержку.
Семейное влияние «порождает семейный бизнес», в случае обсуждения идентичности установок основания семейного бизнеса, необходимо обратиться к самой типологии семьи.

Различные типы семей являются результатом комбинации семейных субсистем: семья, которая строится на базе отношений
«мать-дитя» будет существенно отличаться от семьи, где развиваются отношения между братьями и сестрами. В то время как в семьях с единственным ребенком не возникает отношений на уровне «брат- сестра», смешанные семьи должны включать «родственный шаг» на различных уровнях семейной иерархии и могут быть описаны как сложная сеть различных семейных подсистем.
Подтверждение идентичности в детстве, во время раннего развития, способствует формированию личности ребенка.
Положительно ли влияет подтверждение идентичности на ребенка зависит от того, пытаются ли родители поддержать появляющуюся индивидуальность или они пытаются скорее сформировать в ребенке желаемую идентичность.
Подтверждение семейной идентичности с позиций развития семейного бизнеса позволяет повысить степень доверия и улучшить качество коммуникаций среди членов семьи, с другой стороны такой инструмент может использоваться с целью манипуляции при установлении границ семьи и распределения семейных ролей в системе
«управление–владение» семейным бизнесом.
В этом случае одним из оснований ответственности за идентификацию в контексте развития семейного бизнеса является признание членом семьи со стороны родственников, идентифицированных в кругу семьи.
Эмпирические исследования и промежуточные цели должны устанавливать валидность модели устойчивости в различных условиях семейного бизнеса, и выявлять психометрический инструмент оценки в дифференцированных системах семейного бизнеса, апробируя его в индивидуальных системах семейного бизнеса, отходя от грубых индикаторов оценки: длительность существования бизнеса, годовой объем продаж и т.д.
2.3. Классификация участников семейного бизнеса
Три направления: семейные активы, издержки, связанные с передачей бизнеса и семейные обязательства позволяют также выделить 4 группы семейных предприятий:
1) семейный клан;
2) профессиональный семейный бизнес;
3) семейный бизнес основателей («мама и папа»);
4) «эгоистичный» семейный бизнес.