Файл: Тема Обеспечение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все показатели проявлены в той или иной степени в 4 группах семейных предприятий: например, первый тип предприятий
«семейный клан» может представлять собой небольшой семейный бизнес первого поколения, принадлежащий членам семьи и управляемый членами семьи, но при этом высоко приверженный идее передачи бизнеса.
Вторым направлением изучения особенностей распределения власти и контроля внутри семейного бизнеса являются исследования в рамках теории стейкхолдеров. В компаниях семейного бизнеса наряду с такими стейкхолдерами, как руководство, сотрудники, инвесторы и партнеры, может быть выделен еще один стейкхолдер – семья.
Очевидно, что такой стейкхолдер имеет свои собственные неэкономические цели, например семейный контроль над бизнесом, гармония в семье, преимущественный найм членов семьи.
В рамках теории стейкхолдеров предполагается, что семейные агенты борются за власть и влияние в бизнесе, защищая собственные интересы. Чем более диверсифицированы интересы стейкхолдеров, тем меньше у них шансов взять контроль над принятием решений.
На рисунке показано взаимодействие трех независимых элементов в рамках модели корпоративного управления семейным бизнесом.
Модель состоит из четырех базовых компонентов, образующихся в результате пересечения трех кругов, представляющих бизнес- окружение семейной системы:
1 круг – семейная система;
2 круг – система собственности;
3 круг – бизнес-система/менеджмент;

4 сектор (на пересечении) – внешние люди по отношению к фирме.
Пересекающийся сектор 5 соответствует собственникам- менеджерам, которые не являются членами семьи.
Члены семьи, которые работают в фирме, но не обладают долей или акциями представлены в пересекающемся секторе 6.
Сектор 7 – это акционеры, члены семьи и те, кто работают в фирме.
В соответствии с данной моделью все участники рассматривают фирму с разных позиций.
Члены семьи рассматривают фирму одновременно как важную часть семейной собственности, объект наследования и как источник финансовой безопасности, который позволит в будущем удовлетворять жизненные потребности.
Менеджеры рассматривают фирму с точки зрения собственной карьеры как механизм профессиональных и экономических достижений.
Индивиды могут принадлежать одновременно к нескольким группам. Цели конкретного индивида могут вступать в конфликт с целями фирмы.
Распределение ролевых функций в управлении, а также разрешение конфликтных ситуаций относится к деятельности совета директоров семейной компании. Следует подчеркнуть, что его размер, структура, состав, роль и влияние на деятельность семейной компании и ее результаты, а также участие самой семьи в руководстве – все это предмет многочисленных исследований в рамках данного подхода.
Наряду с таким известным внутренним механизмом корпоративного управления, как совет директоров, рассматриваются другие структуры, которые являются весьма специфическими для обычных компаний, к примеру «семейный совет». Семейный совет в самом общем виде может выступать как связующий механизм, объединяющий как семейные, так и бизнес-цели. Целью семейного совета является принятие решений в отношении развития бизнеса с учетом интересов семьи и непосредственное наблюдение за тем, как молодое поколение семьи работает в компании или учится в университетах, чтобы в будущем представлять интересы семьи в бизнесе.
Семейный совет располагается на том же уровне, что и традиционный совет директоров компании.


2.4. Отраслевая принадлежность семейного бизнеса
При этом деятельность семейных компаний, как и любых других бизнес-единиц, определяется отраслевой спецификой.
При изучении семейного предпринимательства особое внимание стоит обратить на популярные отрасли малого бизнеса, которые хорошо развиваются сейчас в нашей стране.
 Торговля, к которой может относится небольшой узкоспециализированный магазинчик (пряности, чай, товары ручной работы);
 Производство, куда отнесем пекарню, кулинарию, производство садовой мебели на заказ;
 Услуги. К ним относятся: ателье, парикмахерская, ремонт обуви;
 Сельское хозяйство, которое включает в себя выращивание экологически чистых продуктов, животноводство, птицеводство.
Вопросы для самопроверки:
1.Как можно определить бизнес-единицу применительно к семейному предпринимательству?
2. Каким основным признаком должна обладать бизнес-единица?
Охарактеризуйте его.
3. Что понимается под профессиональными компетенциями?
Какие виды профессиональных компетенций бывают?
4. Что подразумевает устойчивость развития семейного бизнеса?
5. Охарактеризуйте семейную идентичность с позиций развития семейного бизнеса.
6. Какие группы семейных предприятий выделяют?
7. Опишите теорию стейкхолдеров применительно к семейному бизнесу.
8. Определите отраслевую принадлежность семейных компаний.

Семейное предпринимательство
1   2   3

Тема 1. Понятие семейного
предпринимательства.
Особенности его правового
регулирования в России и других
странах
Цели изучения темы:
- ознакомление с историческими основами становления и развития семейного предпринимательства в России и мире;
- освоение базовых понятий в сфере регулирования деятельности семейных предприятий в России и мире;
- определение механизмов поддержки семейного бизнеса на институциональном уровне;
- формирование представления о социальном значении семейного бизнеса в стране.
Задачи изучения темы:
 Познакомиться с понятием «семейное предприятие», его функциями, подходами к его регулированию.
 Изучить особенности исследования семейного бизнеса в научных теориях.
 Изучить базовые факторы развития семейного предпринимательства.
 Определить значения семейных компаний в экономике России и стран мира.
 Изучить подходы к поддержке и регулированию деятельности семейных компаний в России.
В результате изучения данной темы Вы будете
знать:
 основные понятия, связанные со становлением и развитием семейного бизнеса в России и мире;

 нормы российского законодательства и практики в области семейного предпринимательства в Российской Федерации;
 функции предпринимателя, выполняемые при ведении семейного дела;
 социальные особенности выполнения предпринимателем своих функций в рамках семейного бизнеса.
Уметь:
 применять профессиональные функции предпринимателя при ведении семейного дела;
 разрабатывать меры по обеспечению деятельности семейных компаний в рамках экономической системы страны.
Учебные вопросы темы:
1.1. Понятие семейного предпринимательства, его особенности.
1.2. Нормативно-правовые положения, регулирующие деятельность семейных предприятий в России.
1.3. Механизмы поддержки семейного предпринимательства.
1.4. Социальная значимость семейного предпринимательства.

Обратите внимание:
Семейные компании занимают особое место в экономике любой страны. Семейные отношения развиваются и трансформируются под влиянием историко-политических, социальных и демографических факторов, при этом семья как основа предпринимательских отношений остается наиболее закрытой и информационно непрозрачной хозяйственной системой.
Однако за последние два десятилетия появилось множество исследований, посвященных анализу специфики семейного предпринимательства в разных областях экономической деятельности.
При этом семейный бизнес как самостоятельный предмет изучения находится в стадии становления: он растворен в теоретических концепциях таких отраслей научного знания как антропология, социология, психология, теория организационного поведения, психология, стратегический менеджмент, основы предпринимательства и др. Исходя из этого можно говорить о многообразии подходов к определению семейного предпринимательства, что подтверждается множеством определений разных авторов, представленных в таблице на слайде.


1.1. Понятие семейного предпринимательства, его особенности
Ключевые факторы в определении семейного бизнеса:
1) вовлеченность членов семьи в управление бизнес-единицы;
2) обеспечение преемственности бизнеса;
3) инновационное развитие;
4) развитие культуры семейного бизнеса.
Аспекты семейного бизнеса, формирующие систему, в которой отдельные элементы влияют друг на друга:
 как экономическая и социально значимая категория предпринимательской деятельности;
 как метод и форма организации семейного бизнеса;

 как правовой институт, который функционирует в системе предпринимательского права;
 как один из типов экономического поведения семьи как ячейки общества.
Семейный бизнес в России начал складываться достаточно давно, еще при царе Иване Грозном. Однако начало многочисленных семейных династий положено Петром I. К началу XVIII века относится формирование купеческих династий: Морозовы (ткацкая и бумажная мануфактура), Прохоровы (текстильная мануфактура), Горбуновы
(бумаготкацкая мануфактура), Скворцовы (прядильные фабрики).
История семейного предпринимательства и достигнутые на ее основе экономические результаты России с 1861 г. по 1917 г. также во многом связаны с существованием большой группы российских промышленных и купеческих семей. Однако после 1917 года можно говорить о неустойчивости бизнеса в целом и в частности семейного бизнеса, вплоть до перестройки 80-х годов XX века.
При этом о семейном предпринимательстве в той его форме, которое мы имеем сейчас можно начинать рассуждать лишь с начала
90-х годов XXI века, что объясняется историческими и социально- экономическими особенностями данного периода.
В мировой экономике семейные компании создают от 50% до
80% рабочих мест. Их доля в численности компаний по всему миру превышает две трети. Тогда как в России на долю всего малого бизнеса приходится около 20% ВВП. Понятие и определение семейного бизнеса и семейного предпринимательства отсутствуют.
Таким образом необходимо понимать разницу между развитием семейного предпринимательства, а также интересом к нему и методами изучения в мире и в России. Мировая практика свидетельствует о высокой роли семейных компаний и вкладе в ВВП ряда стран. В мировой практике семейный бизнес больше имеет не экономическое, а

социальное значение. Те социальные вопросы, к которым у государства той или иной страны не доходят руки, и для которых недостает средств, зачастую решаются именно семейными предприятиями. Например, уход за престарелыми, присмотр за малыми детьми и т.п.
1.2.
Нормативно-правовые
положения,
регулирующие
деятельность семейных предприятий в России
Семейное предпринимательство имеет широкое распространение, в том числе в Российской Федерации. Однако, несмотря на фактическое существование в России семейного предпринимательства, отечественное право не выделяет его в отдельную категорию и, соответственно, специально не регулирует. В законодательстве
России отсутствуют понятие
«семейное предпринимательство».
В семье предполагается не только определенная духовная общность, но и материальная составляющая, имущественное положение всех членов семьи. Для регулирования таких отношений применяются, с одной стороны, нормы семейного законодательства, связанные с регулированием имущественных отношений между супругами, а с другой – нормы гражданского и корпоративного законодательства, определяющие правовое положение и порядок деятельности коммерческих юридических лиц.
Несмотря на отсутствие законодательного закрепления понятия
«семейное предпринимательство» семейные предприятия в некоторых случаях уже получают определенную поддержку.
Так, Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства считает семейным предприятием юридическое лицо, в штате которого есть не менее двух членов одной семьи, занимающих руководящие должности, которым принадлежит не менее
50 процентов долей в уставном капитале.

Финансовая поддержка
Инвестиционные цели
От 1 до 25 млн руб.
От 1 до 100 млн руб.
36 месяцев
60 месяцев
10%
9%
Необходимость правового закрепления и регулирования данной сферы обусловлена рядом ее преимуществ. Основным плюсом семейного предпринимательства является высокая мотивации и заинтересованность родственников в успехах семейного бизнеса. А семейные и родственные связи между участниками таких отношений определяют сплоченность трудового коллектива, доверительный характер и достаточно высокую свободу, и самостоятельность при принятии решений. В связи с данными особенностями семейный бизнес отличается своей адаптивностью к условиям рынка.
1.3. Механизмы поддержки семейного предпринимательства
Отношение к семейному предпринимательству в Российской
Федерации постепенно начинает меняться в лучшую сторону. В настоящее время имеется вероятность, что бизнес, которым управляют члены одной семьи может официально получить статус семейного, и рассчитывать на государственную поддержку.
Так, летом 2020 года Министерство экономического развития
Российской Федерации подготовило законопроект о введении такого понятия, как «семейное предприятие».
Предполагается, что предприятие будет признаваться семейным, если больше половины его участников являются членами одной семьи, родственниками. Как поясняют в Министерстве экономического развития «Обособление семейного предпринимательства в отдельную
правовую категорию на федеральном уровне позволит создать
экономические,
правовые
и
организационные
условия
для
формирования
развитой
инфраструктуры
семейного
предпринимательства, развития семьи как среды самореализации
человека, увеличения потенциала семьи и его использование в
интересах развития общества и экономики».