Файл: Программа среднего профессионального образования 40. 02. 01 право и организация социального обеспечения Дисциплина Литература.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация

Профессионального образования

«Открытый социально-экономический колледж»

Программа среднего профессионального образования

40.02.01 право и организация социального обеспечения

Дисциплина: Литература

Практическое задание № 4

Выполнила: Першина Валерия Игоревна

Преподаватель: Лукшина Ольга Александровна

Задание 1. Выполните краткий обоснованный анализ творчества Б. Л. Пастернака по одной из предложенных тем (Объем выполненного анализа: 3-5 предложений).

Тема 1. В чем своеобразие звучания темы поэта и поэзии в лирике Б.Л. Пастернака? Своеобразие звучания темы поэта и поэзии в лирике Пастернака заключается в том, что он противопоставляет истинную поэзию суете литературной жизни, приспособленчеству, преследованию конкретных, практических целей в своем творчестве. Познания сути вещей, явлений – есть смысл жизни поэта, как говорится в стихотворении Пастернака «Во всем мне хочется дойти до самой сути…».

Задание 2. Прочитайте стихотворение Б. Пастернака «Определение поэзии», выполните анализ стихотворения по предложенному плану.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЭЗИИ

Это – круто налившийся свист,

Это – щелканье сдавленных льдинок,

Это – ночь, леденящая лист,

Это – двух соловьев поединок.

Это – сладкий заглохший горох,

Это – слезы вселенной в лопатках,

Это – с пультов и с флейт – Figaro

Низвергается градом на грядку.

Все, что ночи так важно сыскать

На глубоких купаленных доньях,

И звезду донести до садка

На трепещущих мокрых ладонях.

Площе досок в воде – духота.

Небосвод завалился ольхою.

Этим звездам к лицу б хохотать,

Ан вселенная – место глухое.

 (Б.Л. Пастернак, 1917 г.)

 План анализа.


1. Почему в стихотворении о поэзии Б.Л. Пастернак говорит о музыке и о природе?


2. Чем стихотворение Б.Л. Пастернака о сущности поэтического творчества близко русской лирике XIX – XX веков? (При сопоставлении укажите авторов произведений).

3. Назовите приём соотнесения различных явлений, использованный поэтом в словосочетаниях «завалился ольхою» и «низвергается градом».

Стихи поэта такие же чувственные и мелодичные, как и музыка, так же тонки, как нота, сыгранная на флейте. Они такие же живые и дышащие, как сама природа, как трепещущий листок, трели соловьев. Таким образом, поэт не случайно, размышляя о поэзииговорит о музыке и природепоэзия для него – это переплетение слышимого и видимого, звука и образа. В стихотворении «Определение поэта» Б.Л.Пастернак описывает свою любовь к поэзии; он может увидеть разные пейзажи, услышать красивую музыку, а после написать стихотворение, что и приносит поэту удовольствие. В стихотворении «Памятник» А.С.Пушкин хочет донести до читателя, что поэзия бессмертна. Памятник «нерукотворный» никогда не будет обходить толпа, ведь как уверяет Пушкин, его творчество вознесётся выше «Александрийского столба». Памятник стихотворение схожи тем, что в обоих случаях поэты любят своё творчество и поэзию. В стихотворении «Творчества» А.А.Ахматова описывает возникновение своих стихотворений. Она как и Пастернак, прислушивается к голосу музыки и природы: Что слышно, как в лесу растёт трава, как по земле идёт с котомкой лихо. Анализ стихотворения «Определение поэзии» с точки зрения используемых тропов, позволяет выделить такие поэтические приемы, как анафора — повторение слова «это» в первых семи строках стихотворения, аллитерация — нарастание звука «р» в словах «Фигаро низвергается градом на грядку», олицетворение («звездам к лицу б хохотать»), сравнение («низвергается градом», «завалился ольхою»).

 

Задание 3. Прочитайте стихотворение Б. Пастернака «Гамлет», выполните анализ стихотворения по предложенному плану.

 

ГАМЛЕТ

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,


Я ловлю в далёком отголоске,

Что случится на моем веку.

 

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси.

 

Я люблю твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль.

Но сейчас идёт другая драма,

И на этот раз меня уволь.

 

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, всё тонет в фарисействе.

Жизнь прожить – не поле перейти.

                           (Б.Л. Пастернак, 1946 г.)

 

План анализа.


1. Почему размышления Б.Л. Пастернака о личности и судьбе сопровождают многочисленные образы и детали, связанные с миром театра?

2. Стихотворение «Гамлет» Б.Л. Пастернак «приписал» герою своего известного романа. Укажите название этого произведения.

3. Каким термином называют один из тропов, образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие или явление («На меня наставлен сумрак ночи // Тысячью биноклей на оси»)?

4. Философское стихотворение Б.Л. Пастернака завершается строкой, являющейся афористичным народным изречением. Как называют такое изречение?

5. Кто из русских поэтов близок Б.Л. Пастернаку в изображении драмы
героя-одиночки? (Дайте ответ с указанием произведений и обоснованием сопоставлений).

Смысл стихотворения заключается в том, что жизнь человека- это извечный выбор. Не зря Пастернак дал своему творению название, связанное с одноимённой пьесой Уильяма Шекспира, где главный герой, размышляя, задаётся таким философским вопросом "быть или не быть?". На жизненном пути встречается много трудностей, которые могут сломить человека. Терпение, наличие собственного мнения и чёткой жизненной позиции- это залог успеха на пути реализации собственных идей, связанных с изменением общества. Однако автор прекрасно понимает, что порой человек проигрывает борьбу с роком. От него пал Гамлет, от него потерпел поражение Юрий Живаго. И предвкушение этого поражения видно как раз-таки в строках стихотворения. Лирический герой принимает роль, данную ему, но не хочет играть в "другой драме". Но чашу не пронесли мимо, и он вынужден выйти на сцену, где его падение предрешено. Так и герой романа понимает, к чему его ведет рок революционных событий, но покорно следует ему. Основная проблема стихотворения это - нравственный выбор человека. Лирический герой избрал для себя идеалистическую высокодуховную позицию, лишённую лжи, изобилующую жизненными трудностями, непониманием со стороны общества и извечную травлю. Это отражает судьбу самого Пастернака. Основная тема - безвременность процесса творчества (один). Здесь же присутствует мотив будущего – поэт с помощью феноменальной чуткости ловит на тонкий слух, что же случится с ним дальше. Эту возможность дает ему именно творчество, ведь оно формируется вне времени, и для него такой скачок – обычное дело. Также автор сравнивает жизнь с игрой на сцене, это отсылка к Шекспиру и его "Гамлету. Тема фальши прослеживается и в образе лирического героя Пастернака, ведь он "играет роль". Кто же режиссер этой драмы, чуждой ему? Бог, история или провидение – не важно, ведь главное, что он принял условия игры. По сюжету романа, Юрий Живаго – тоже маленький человек, который принимает обстоятельства и не бунтует против них. Таким образом, в стихотворении прослеживается тема и романа – смирение.