Файл: Предприятие как объект и субъект предпринимательской деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.03.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
делегирование части прав членов концерна коллегиальному органу управления, проведение единой экономической политики, централизацию части финансов, некоторых функциональных служб и др. Члены концерна сохраняют хозяйственную самостоятельность, но при этом участники концерна не могут входить в состав других концернов.
Трест - форма объединения предприятий, при которой они теряют свою хозяйственную и юридическую самостоятельность и действуют по единому плану. Тресты характеризуется наиболее высокой степенью централизации управления, а также значительной диверсификацией деятельности.
1.3. Сущность предприятия и цели
его функционирования
Под предприятиемпонимается производственно-хозяйственная единица, представляющая собой совокупность материальных и людских ресурсов, определенным образом организованная для достижения конкретно поставленных целей.
В отечественной правоприменительной практике и реальной хозяйственной деятельности под предприятием традиционно понимается универсальный хозяйствующий субъект (за исключением физических лиц и некоммерческих юридических лиц), осуществляющий предпринимательскую деятельность, связанную с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг.
Организации могут быть коммерческими и некоммерческими. Коммерческие организации основной целью своей деятельности ставят получение прибыли. Полученная прибыль распределяется между участниками.
Таблица 1.2
Основные признаки юридического лица и коммерческой
организации
В Гражданском кодексе Статья 132 ГК РФ - Предприятие. 1. Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Этот имущественный комплекс принадлежит предпринимателю (индивидуальному или объединению предпринимателей), который управляет данным имуществом. Собственник, в отношении принадлежащего ему имущества обладает правом владения, пользования, распоряжения.
Предприятие или его части могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды, других сделок.
Управление предприятием предполагает определение целей деятельности.
Различают следующие виды целей, которые зависят от стадии жизненного цикла предприятия:
Экономические:
- выживание в долгосрочной перспективе;
- получение прибыли;
- увеличение стоимости предприятия;
- увеличение доли рынка;
- повышение качества продукции;
- бережное отношение к окружающей среде;
- улучшение сервисного обслуживания.
Социальные:
- повышение доходов работников;
- социальная защищенность;
- удовлетворение от работы;
- социальная интеграция;
- развитие персонала.
На выбор целей предприятия оказывают влияние, главным образом, факторы:
В качестве подсистем предприятия можно рассматривать его структурные подразделения – официально выделенные части предприятия вместе с относящимися к ним работниками, выполняющими установленный круг обязанностей и отвечающими за выполнение возложенных на них задач. Структурные подразделения могут иметь производственную, функциональную и проектную специализацию, могут специализироваться на том или ином виде бизнеса, выполнять те или иные функции предприятия.
Правовое положение структурных подразделений
предприятия может быть неодинаково. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Отличие обоих подразделений друг от друга заключается в круге выполняемых задач. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц.
В соответствии со статьей 105 Гражданского Кодекса:
1. Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.
2. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества).
Основное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу, в том числе по договору с ним, обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний.
В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам.
3. Участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом (товариществом) убытков, причиненных по его вине дочернему обществу, если иное не установлено законами о хозяйственных обществах.
Дочерние предприятия, специализирующиеся на ведении того или иного бизнеса, будем называть бизнес-единицами материнской компании. Причем каждая бизнес-единица, в свою очередь, может включать различные структурные подразделения.
Так как предприятие представляет собой социально-экономический субъект хозяйствования и экологическую подсистему мировой экологической системы, предприятие должно осуществлять не только экономическую, но и социальную и экологическую деятельность.
Основные организационные формы:
1.4. Внутренняя и внешняя среда предприятия
В рыночных условиях предприятие рассматривается как «открытая система», когда главные предпосылки его успешной деятельности отыскиваются не внутри, а вне его, т.е. успех связывается с тем, насколько удачно предприятие приспосабливается к своему внешнему окружению – экономическому, научно-техническому, политическому; сумеет ли предприятие вовремя распознать угрозы для его функционирования, будет ли устойчиво к «ударам судьбы», не упустит ли возможности, возникающие в его среде, и, наконец, сможет ли предприятие извлечь максимум выгоды из этих возможностей – вот главные критерии эффективности его функционирования в открытой системе.
Внешняя среда предприятия– это совокупность экономических, политических, правовых, научных и технических, коммуникационных, природно-географических и других условий и факторов, которые оказывают прямое и косвенное воздействие на деятельность предприятия.
Внутренняя среда предприятия тесно связана с его внешней средой.
Среда предприятия представлена на рис. 1.1.
Внутренняя Внешняя
Микросреда
Макросреда
Производственная среда
Управленческая среда
Экономические результаты деятельности
Ресурсное обеспечение
- производственная структура;
- технология производства;
- продукция;
- производственные кадры;
- сырье, материалы;
- технологическое оборудование;
- методы организации производства
Маркетинг-менеджмент
- структура управления;
- функции управления;
- управленческие кадры;
- информация и информационные потоки;
- технические средства управления.
Результативность
- экономичность;
- производительность;
- качество продукции.
Потребители
Конкуренты
Посредники
Поставщики
Экономическая
Научно-техническая
Природная
Политическая
Культурная
Демографическая
Политическая
Политическая
Рис.1.1. Среда предприятия (как «открытой системы»)поведение предприятия в целом.
Микросреда включает только те элементы, которые непосредственно воздействуют на поведение предприятия, на его решения по выходу на рынок. Такими элементами являются: поставщики сырья и материалов, оборудования, необходимых для производства продукции; конкуренты; посредники; потребители. Все они качественно разнородны, имеют свою специфику воздействия на характер функционирования предприятия и принятие решений.
Внутренняя среда учитывает возможности самого предприятия, его ресурсное обеспечение, способность управленческого персонала вырабатывать стратегию и организовывать производство и реализацию продукции, работ, услуг.
1.7. Качество и конкурентоспособность продукции
Трест - форма объединения предприятий, при которой они теряют свою хозяйственную и юридическую самостоятельность и действуют по единому плану. Тресты характеризуется наиболее высокой степенью централизации управления, а также значительной диверсификацией деятельности.
1.3. Сущность предприятия и цели
его функционирования
Под предприятиемпонимается производственно-хозяйственная единица, представляющая собой совокупность материальных и людских ресурсов, определенным образом организованная для достижения конкретно поставленных целей.
В отечественной правоприменительной практике и реальной хозяйственной деятельности под предприятием традиционно понимается универсальный хозяйствующий субъект (за исключением физических лиц и некоммерческих юридических лиц), осуществляющий предпринимательскую деятельность, связанную с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг.
Организации могут быть коммерческими и некоммерческими. Коммерческие организации основной целью своей деятельности ставят получение прибыли. Полученная прибыль распределяется между участниками.
Таблица 1.2
Основные признаки юридического лица и коммерческой
организации
Признак | Содержание признака |
1 | 2 |
1. Признаки юридического лица | |
Наименование | Собственное фирменное неповторяемое наименование с указанием организационно-правовой формы, зарегистрированное в установленном порядке |
Имущественная обособленность | Имущество организации обособлено от имущества его учредителей, участников и других лиц и находится в собственности |
Организационное единство | Относительно устойчивое соединение элементов в упорядоченное единство (целостность) с определенной внутренней структурой, единой волей и системой управления, которые закреплены в учредительных документах |
Продолжение табл. 1.2 | |
1 | 2 |
Самостоятельная имущественная ответственность | По своим обязательствам отвечает всем своим имуществом. Иногда в силу закона или договора субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия несут его учредители и участники |
Возможность приобретать гражданские права, нести обязанности и быть истцом или ответчиком в суде | Сама фирма, а не его учредители и участники, выступает субъектом всех приобретенных им прав и обязанностей, действуя на основе устава и (или) договора |
2. Признак коммерческой организации | Юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности |
В Гражданском кодексе Статья 132 ГК РФ - Предприятие. 1. Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Этот имущественный комплекс принадлежит предпринимателю (индивидуальному или объединению предпринимателей), который управляет данным имуществом. Собственник, в отношении принадлежащего ему имущества обладает правом владения, пользования, распоряжения.
Предприятие или его части могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды, других сделок.
Управление предприятием предполагает определение целей деятельности.
Различают следующие виды целей, которые зависят от стадии жизненного цикла предприятия:
Экономические:
- выживание в долгосрочной перспективе;
- получение прибыли;
- увеличение стоимости предприятия;
- увеличение доли рынка;
- повышение качества продукции;
- бережное отношение к окружающей среде;
- улучшение сервисного обслуживания.
Социальные:
- повышение доходов работников;
- социальная защищенность;
- удовлетворение от работы;
- социальная интеграция;
- развитие персонала.
На выбор целей предприятия оказывают влияние, главным образом, факторы:
-
наличие и объем спроса на продукцию; -
уровень рентабельности продукции; -
капиталоемкость продукции; -
наличие поставщиков (сырья, материала, топлива, комплектующих, оборудования); -
наличие инженерных решений для изготовления новой или модифицированной продукции; -
наличие квалифицированных кадров.
В качестве подсистем предприятия можно рассматривать его структурные подразделения – официально выделенные части предприятия вместе с относящимися к ним работниками, выполняющими установленный круг обязанностей и отвечающими за выполнение возложенных на них задач. Структурные подразделения могут иметь производственную, функциональную и проектную специализацию, могут специализироваться на том или ином виде бизнеса, выполнять те или иные функции предприятия.
Правовое положение структурных подразделений
предприятия может быть неодинаково. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Отличие обоих подразделений друг от друга заключается в круге выполняемых задач. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц.
В соответствии со статьей 105 Гражданского Кодекса:
1. Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.
2. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества).
Основное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу, в том числе по договору с ним, обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний.
В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам.
3. Участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом (товариществом) убытков, причиненных по его вине дочернему обществу, если иное не установлено законами о хозяйственных обществах.
Дочерние предприятия, специализирующиеся на ведении того или иного бизнеса, будем называть бизнес-единицами материнской компании. Причем каждая бизнес-единица, в свою очередь, может включать различные структурные подразделения.
Так как предприятие представляет собой социально-экономический субъект хозяйствования и экологическую подсистему мировой экологической системы, предприятие должно осуществлять не только экономическую, но и социальную и экологическую деятельность.
Основные организационные формы:
1.4. Внутренняя и внешняя среда предприятия
В рыночных условиях предприятие рассматривается как «открытая система», когда главные предпосылки его успешной деятельности отыскиваются не внутри, а вне его, т.е. успех связывается с тем, насколько удачно предприятие приспосабливается к своему внешнему окружению – экономическому, научно-техническому, политическому; сумеет ли предприятие вовремя распознать угрозы для его функционирования, будет ли устойчиво к «ударам судьбы», не упустит ли возможности, возникающие в его среде, и, наконец, сможет ли предприятие извлечь максимум выгоды из этих возможностей – вот главные критерии эффективности его функционирования в открытой системе.
Внешняя среда предприятия– это совокупность экономических, политических, правовых, научных и технических, коммуникационных, природно-географических и других условий и факторов, которые оказывают прямое и косвенное воздействие на деятельность предприятия.
Внутренняя среда предприятия тесно связана с его внешней средой.
Среда предприятия представлена на рис. 1.1.
Внутренняя Внешняя
Микросреда
Макросреда
Производственная среда
Управленческая среда
Экономические результаты деятельности
Ресурсное обеспечение
- производственная структура;
- технология производства;
- продукция;
- производственные кадры;
- сырье, материалы;
- технологическое оборудование;
- методы организации производства
Маркетинг-менеджмент
- структура управления;
- функции управления;
- управленческие кадры;
- информация и информационные потоки;
- технические средства управления.
Результативность
- экономичность;
- производительность;
- качество продукции.
Потребители
Конкуренты
Посредники
Поставщики
Экономическая
Научно-техническая
Природная
Политическая
Культурная
Демографическая
Политическая
Политическая
Рис.1.1. Среда предприятия (как «открытой системы»)поведение предприятия в целом.
Микросреда включает только те элементы, которые непосредственно воздействуют на поведение предприятия, на его решения по выходу на рынок. Такими элементами являются: поставщики сырья и материалов, оборудования, необходимых для производства продукции; конкуренты; посредники; потребители. Все они качественно разнородны, имеют свою специфику воздействия на характер функционирования предприятия и принятие решений.
Внутренняя среда учитывает возможности самого предприятия, его ресурсное обеспечение, способность управленческого персонала вырабатывать стратегию и организовывать производство и реализацию продукции, работ, услуг.
1.7. Качество и конкурентоспособность продукции