Файл: Предприятие как объект и субъект предпринимательской деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.03.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Качество продукции есть совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Свойство продукции – это объективная особенность, проявляющаяся при ее создании, эксплуатации или потреблении. Степень проявления каждого свойства продукции оценивается посредством характеристик, называемых показателями качества.
Показатель качества – качественная характеристика свойств продукции, входящих в состав ее качества, рассматривая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления.
В зависимости от целей оценки качества продукции существуют различные классификации показателей качества.
Оценочные показатели количественно характеризуют те свойства, которые образуют качество продукции как объекта производства и потребления или эксплуатации. В свою очередь, оценочные показатели разделяют на:
-
функциональные показатели характеризуют свойства, определяющие функциональную пригодность продукции удовлетворять заданные потребности. Они объединяют показатели
функциональной пригодности, надежности, эргономичности, эстетичности;
-
ресурсосберегающие показатели характеризуют свойства продукции, которые определяют уровень затрачиваемых ресурсов при ее создании и применении. Группа ресурсосберегающих показателей включает подгруппы показателей технологичности иресурсопотребления; -
природоохранные показатели качества продукции характеризуют ее свойства, связанные с воздействием на человека и окружающую среду. Они объединяются в две группы показателей - безотказностииэкологичности.
Управление качеством продукции – это постоянный целеустремленный процесс воздействия на факторы и условия, обеспечивающие создание оптимальной продукции с точки зрения предъявляемых к ней требований и обеспечивающие максимально эффективное ее использование.
Управление качеством должно осуществляться системно, то есть на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции.
Система качества– это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего управления качеством продукции. Действие системы качества распространяется на все этапы жизненного цикла продукции, образуя так называемую «петлю качества», которая включает в себя следующие стадии:
-
маркетинг, поиск и изучение рынка; -
проектирование и/или разработка технических требований к продукции; -
материально техническое снабжение; -
подготовка и разработка производственных процессов; -
производство; -
контроль и испытания; -
упаковка и хранение; -
реализация и распределение продукции; -
монтаж и эксплуатация; -
техническая помощь в обслуживании; -
утилизация после использования изделия.
По характеру воздействия на этапы петли качества могут быть выделены три направления: обеспечение качества, управление качеством и улучшение качества.
Обеспечение качества продукции представляет собой совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих условия для выполнения каждого этапа петли качества таким образом, чтобы продукции удовлетворяла определенным требованиям по качеству.
Управление качеством продукции базируется на стандартах, которые составляют организационно-методическую основу систем менеджмента качества, позволяющих организовать выпуск конкурентоспособной продукции.
К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:
-
национальные стандарты; -
правила стандартизации нормы и рекомендации в области стандартизации; -
классификации, применяемые в установленном порядке, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; -
стандарты предприятий.
В зависимости от объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований выделяют: основополагающие стандарты, стандарты на продукцию (услуги), на работы и на методы контроля.
Международной организацией по стандартизации (ISO) группы стандартов по управлению качеством и обеспечению качества разработаны стандарты ISO, которые носят рекомендательный характер.
С понятием «уровень качества продукции» тесно связано понятие конкурентоспособность.
Конкурентоспособность продукции – это совокупность потребительских и стоимостных характеристик производимой продукции, позволяющая ей
выдержать конкуренцию на конкретном рынке и в определенном промежутке времени.
Важнейший составляющий элемент конкурентоспособности – качество продукции, но это не идентичные понятия. Если под качеством понимается просто совокупность потребительских свойств продукции, то конкурентоспособность продукции характеризуется ее соответствием конкретной общественной потребности.
Конкурентоспособность продукции носит относительный, а не абсолютный характер: она может обнаружить себя только по отношению к другой продукции.
Оценка конкурентоспособности производится в следующей последовательности:
1) сбор данных о конкуренте;
2) формирование требований к изделию;
3) определение перечня параметров, подлежащих оценке;
4) определение показателя конкурентоспособности по экономическим параметрам;
5) расчет интегрального показателя конкурентоспособности;
6) вывод о конкурентоспособности;
7) разработка мер по повышению конкурентоспособности и оптимизации затрат.
1.8. Ресурсы предприятия
Ресурсы – источники и предпосылки получения необходимых людям материальных и духовных благ.
К основным видам ресурсов, используемых предприятием, относят:
материальные,
средства труда,
трудовые, в том числе интеллектуальные ресурсы,
финансовые,
информационные.
Материальные ресурсы – совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта. К материальным ресурсам относят сырье, материалы, топливо, энергию, полуфабрикаты, детали и т.п. Достаточно часто к материальным ресурсам относят все ресурсы в материально-вещественной форме.
Средства труда – то, с помощью чего осуществляется производственный процесс. В качестве средств труда выступают здания, станки, машины и.т.п.
Трудовые ресурсы – это часть населения страны, располагающая совокупностью физических и духовный способностей, которая может принять участие в процессе труда. Трудовые ресурсы характеризуют численность трудоспособного населения.
Информационные ресурсы – совокупность данных организованных для получения достоверной информации. Они включают отдельные документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т.п.
Финансовые ресурсы предприятия
– это совокупность денежных средств предприятия, предназначенных для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат по расширенному воспроизводству.
Финансовые ресурсы предприятия могут быть классифицированы по направлениям вложения и по источникам формирования. Такая классификация лежит в основе построения бухгалтерского баланса предприятия (рис. 1.2)
Итак, источники формирования финансовых ресурсов в денежном эквиваленте всегда равны имуществу предприятия. Все имущество предприятия делят на внеоборотные активы (активы, сроком службы более года) и оборотные активы (активы, которые оборачиваются достаточно быстро).
Финансовые ресурсы по источникам образования подразделяются на внутренние и внешние.
Направления использования финансовых ресурсов | = | Источники формирования финансовых ресурсов |
Имущество предприятия (актив бухгалтерского баланса) | = | Источники формирования имущества (пассив бухгалтерского баланса) |
Внеоборотные активы | | Капитал и резервы |
Оборотные активы | = | Долгосрочные обязательства |
| | Краткосрочные обязательства |
Рис. 1.2. Структура бухгалтерского баланса
Важнейшими внутренними источниками финансовых ресурсов являются прибыль и амортизационные отчисления.
Внешние (привлеченные) финансовые ресурсы могут быть мобилизованы на финансовых рынках и получены в результате перераспределения. Они могут формироваться за счет:
-
дополнительных вкладов собственников, эмиссии и реализации акций; -
в результате продажи собственных долговых ценных бумаг (облигаций, векселей); -
привлечения кредитов и займов; -
получения отсрочек платежа за приобретаемые материалы и товары; -
получения страхового возмещения; -
безвозмездных перечислений от государства, вышестоящих организаций и т.д.
Из всей совокупности ресурсов традиционно выделяют производственные ресурсы, то есть те, которые непосредственно участвуют в производственном процессе.
Предметы труда, средства труда и работников с их способностью к труду относят к производственным ресурсам предприятия.
1.9. Экстенсивные и интенсивные факторы
развития предприятия
Развитие является общим принципом любой социально-экономической системы и рассматривается как необратимое направленное изменение организации.
Структурными источниками экономического развития служат:
-
развитие на основе факторов производства, которые характеризуются количеством и качеством природных и трудовых ресурсов; -
развитие на основе инвестиций; -
развитие на основе инновационной деятельности.
В целом экономическое развитие может носить как экстенсивный, так и интенсивный характер.
В целом экономическое развитие может носить как экстенсивный, так и интенсивный характер.
Экстенсивный тип экономического роста предполагает расширение масштабов производства. Это значит, что экономический рост достигается благодаря увеличению количества вовлеченных в производство факторов производства на прежней технической основе. Экстенсивные факторы экономического роста отражают количественную сторону увеличения объема производства за счет увеличения объема используемых производственных ресурсов. К ним относятся: рост числа работников, увеличение капиталовложений, рост объема потребляемого сырья.
Интенсивный тип экономического роста предполагает применение более эффективных средств производства, технологий и процессов. Это значит, что экономический рост достигается за счет улучшения использования факторов производства. Интенсивные факторы экономического роста отражают качественную сторону увеличения объема производства а счет повышения эффективности использования производственных ресурсов. К ним относятся: повышение квалификации работников, научно-технический прогресс, совершенствование технологии и организации труда и производства, повышение качества продукции.
Кроме главного инновационно-инвестиционного фактора, на темпы экономического развития влияют и другие факторы:
-
повышение уровня образования и профессиональной подготовки; -
экономия, обусловленная масштабами производства; -
улучшение распределения ресурсов.