Файл: Токко Наталия Ивановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкого и французского языков, доцент рабочая программа дисциплины.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.03.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
б) семантическая структура (предметно-логическое, коннотативное значения)
в) степень употребительности
г) характер употребления образных средств
5.2. синтаксис
а. длина предложений
б. тип синтаксической связи
в. синтаксические приемы
5.3. фонетические средства (значимы не для любого стиля)
5.4. специфические стилевые черты (наличие цифр, формул и т.п.).
Пример задания 2: выполните письменную работу ПО ФУНКЦИОНАЛЬНО-РЕЧЕВЫМ СТИЛЯМ: опишите одну и ту же ситуацию в системе различных ( не менее 3ех) функциональных стилей. Подготовьте сообщение по своей работе в формате научной рецензии.
Критерии оценивания:
Содержание презентации
Соблюден требуемый объем презентации; используется разнообразный наглядный материал (фото, картинки, карты, таблицы), на слайдах отсутствует избыточная информация
Соблюден требуемый объем презентации, но недостаточно используется наглядный материал или несколько слайдов содержат избыточную информацию
Требуемый объем презентации не соблюден или мало наглядного материала и практически все слайды перегружены информацией
Визуальное оформление
Презентация красиво оформлена, хорошо подобран цвет фона и шрифта, размер используемого шрифта удобен для восприятия
Презентация в целом хорошо оформлена, но имеются некоторые недостатки в подборе цвета фона и шрифта и / или размер шрифта на некоторых слайдах труден для восприятия
Презентация скудно оформлена, плохо подобран цвет фона и шрифта и / или используемый на слайдах шрифт неудобен для восприятия
Лексико-грамматическое оформление, орфография и пунктуация
В презентации допущено не более двух грамматических / лексических и 3 орфографических / пунктуационных ошибок
В презентации допущено не более четырех грамматических / лексических и 4 орфографических / пунктуационных ошибок
В презентации допущены многочисленные грамматические / лексические и орфографические / пунктуационные ошибки
Выступление.
Представление работы
Выступающий уложился в отведенное для представления проектной работы время; текст работы рассказывался с опорой на печатный текст
Выступающий уложился в отведенное для представления проектной работы время, однако текст работы по большей части читался с листа, чем рассказывался
Выступающий не уложился в отведенное для представления проектной работы время или текст работы полностью читался с листа
Лексико-грамматическое оформление речи
В речи использована разнообразная лексика, понятная аудитории, допущено не более 2-х языковых ошибок, не затрудняющих понимание
В речи использована разнообразная лексика, в целом понятная аудитории, допущено не более 4-х негрубых языковых ошибок
В речи использована разнообразная лексика, однако присутствует несколько слов, незнакомых для аудитории, которые затрудняют понимание сказанного, допущено не более 6-ти негрубых языковых ошибок или 2-3 грубых ошибок
Допущены многочисленные языковые ошибки, которые затрудняют понимание сказанного
Ответы на вопросы
Выступающий четко и грамотно ответил на все заданные аудиторией вопросы
Выступающий в целом справился с ответами на вопросы аудитории
Выступающему не удалось ответить на большинство вопросов аудитории
Максимум 20 баллов:
«5»
17-20 баллов
«4»
14-16 баллов
«3»
10-13 баллов
« 2»
Менее 10 баллов
Примерная тематика сообщений:
-
Отношение стилистики к другим разделам общего языкознания как лингвистическая основа стилистики. -
Понятие выразительных средств языка и стилистических приемов. -
Фонетически выразительные средства и стилистические приемы. -
Лексически выразительные средства и стилистические приемы. -
Синтаксические выразительные средства и стилистические приемы. -
Удельный вес различных выразительных средств и стилистических приемов в функционально-стилевых разновидностях текста. -
Стилистическая дифференциация словарного состава современного английского языка и стилистическое использование различных пластов лексики. -
Стилистическая характеристика синонимических способов выражения и закономерности их использования в соответствии с условиями и целями коммуникации. -
Система стилей современного английского языка и ее внутриструктурная организация. -
Стиль языка художественной литературы. -
Газетно-публицистический стиль и его разновидности. -
Научно-технический стиль и его разновидности. -
Официально-деловой стиль и его разновидности. -
Текст как объект лингвостилистического исследования. -
Направления и этапы лингвостилистического анализа текста (художественного, газетно-публицистического и др.).
Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля обучающихся по дисциплине «Стилистика (английский язык)» представлен в ЭОР «Стилистика современного английского языка», размещенном на сайте moodle2 ПетрГУ https://moodle2.petrsu.ru/course/view.php?id=189
Логин и пароль для входа в ЭОР можно получить в отделе электронных образовательных ресурсов ПетрГУ.
5.2 Промежуточная аттестация проводится в виде экзамена (оценочное средство 5).
Экзамен состоит из трех частей: два теоретических вопроса, один из которых носит более общий, теоретический характер (понятие текста, категории художественного текста, проблемы функциональной стилистики и т.п.), второй – уже и конкретнее (гипербола/мейозис, тропы, и т.п.); практическое задание, которое выполнятся заранее в форме письменного теста на узнавание и анализ стилистических средств и явлений в контексте.
Условиями допуска к экзамену являются выполнение студентами заданий в рамках самостоятельной работы, посещение лекций, подготовка реферата (выступления), выполнение теста. Все эти критерии учитываются при выставлении общей оценки, которая высчитывается по следующей схеме:
Семестр ( посещение, участие в семинарских занятиях) – 0,3
Презентации - 0,2
Письменные работы - 0,2
Экзаменационный тест - 0,3
Перечень ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО СТИЛИСТИКЕ
1. Предмет, цели и задачи курса стилистики. Литературоведение и стилистика.
2. Понятие текст в лингвистике и стилистике. Свойства художественного текста.
3. Общие принципы дифференциации словаря. Нейтральный слой.
4. Функциональная стилистика: задачи, основные проблемы. Понятие функционального стиля. Классификации ФС.
5. Функциональный стиль научной прозы.
6. Публицистический стиль.
7. Стилистическая дифференциация лексики. Характеристика литературного слоя (см. учебник Гальперина И.Р.)
8. Стилистическая дифференциация словаря. Разговорный слой. Его применение в художественной речи.
9. Стиль официально-делового общения.
10. Газетный стиль.
11. Художественная речь в свете функциональной стилистики.
12. Фонетические стилистические средства. Звуковая организация текста.
13. Морфологические стилистические средства. (на самост. изучение к экзамену)
14. Ритм – основа поэтической речи. Ритмообразующие элементы.
15. Стилистическая функция и средства ее реализации.
16. Тропы. Лингвистическая природа тропов.
17. Метафора ( общие положения + все вопросы по семинарам ( статья).
18. Олицетворение. Эпитет.
19. Сравнение.
20. Антономасия.
21. Метонимия. Синекдоха.
22. Гипербола. Литота. Мейозис.
23. Несобственно прямая речь.
24. Категории художественного текста.
25. Средства выдвижения.
26 Стилистические функции неологизмов и архаизмов.
27. Стилистические функции фразеологизмов, пословиц и поговорок.
28. Стилистическое использование синонимов.
29. Экспрессивные возможности синтаксиса и способы их актуализации.
30. Оксюморон. Зевгма. Игра слов.
31. Стилистическая инверсия.
32. Перифраз.
33. Стилистические функции параллелизма.
34. Виды синтаксических повторов.
35. Антитеза.
36. Анафорический повтор.
37. Асиндетон.
38. Переосмысление. Транспозиция синтаксических структур.
39. Ирония: понятие. Стилистические средства реализации.
40. Интертекстуальность.
ВНИМАНИЕ: для ответов на эти вопросы потребуется знакомство не только с базовыми учебниками и материалы лекций, но и все те источники, которые указаны в планах семинарских занятий и те статьи, которые были проанализированы на семинарах.
Критерии оценивания:
Теоретические вопросы:
Оценка «5»- обучающийся отлично и в полном объеме владеет теоретическим материалом по пройденному курсу в полном объеме, знает необходимые дефиниции, способен применить теорию в практической деятельности, опираясь на полученные знания.
Оценка «4»- обучающийся хорошо владеет теоретическим материалом по пройденному курсу практически в полном объеме, знает основные необходимые дефиниции, способен применить теорию в практической деятельности, опираясь на полученные знания, однако допускает незначительные ошибки в определении стилистических средств и приемов.
Оценка «3»- обучающийся не достаточно хорошо владеет теоретическим материалом по пройденному курсу, знает не все необходимые дефиниции, не всегда способен применить теорию в практической деятельности, допускает несколько существенных ошибок в ответе на вопросы.
Оценка «2»- обучающийся поверхностно владеет теоретическим материалом по пройденному курсу, не знает все необходимые дефиниции, не способен применить теорию в практическом анализе, допускает существенные ошибки в анализе практического материала.
Результаты выполнения обучающимся заданий на экзамене оцениваются по пятибалльной шкале. В основе оценивания лежат критерии порогового и повышенного уровня характеристик компетенций или их составляющих частей, формируемых на учебных занятиях по дисциплине «Стилистика».
«Отлично» (5) – оценка соответствует повышенному уровню и выставляется обучающемуся, если он : не пропускал занятий, выполнил все требования к курсу, глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с вопросами и другими видами применения знаний, причем не затрудняется с ответом при видоизменении заданий, правильно обосновывает принятое решение. «Хорошо» (4) - оценка соответствует повышенному уровню и выставляется обучающемуся, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос или выполнении заданий, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов. «Удовлетворительно» (3) - оценка соответствует пороговому уровню и выставляется обучающемуся, если он пропускал занятия без уважительных причин, имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, демонстрирует недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала. «Неудовлетворительно» (2) - оценка выставляется обучающемуся, который не достигает порогового уровня, демонстрирует непонимание проблемы, не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки.
6. Методические рекомендации обучающимся по дисциплине, в том числе для самостоятельной работы
Для полноценного освоения дисциплины и понимания ведущих стилистических закономерностей языка необходимо посещение лекций и семинарских занятий, участие в дискуссиях на семинарских занятиях, выполнение индивидуальных заданий и сообщений и рефератов, выполнение письменных работ (по функциональным стилям; переводы поэтических произведений), владение терминологией дисциплины на обоих языках