Файл: Курсовая работа по теме Верховный Суд Российской Федерации полномочия, структура, место в судебной системе.docx
Добавлен: 15.03.2024
Просмотров: 1067
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Судебные полномочия Верховного Суда на ряду с Президиумом осуществляют судебные коллегии. В данных подразделениях по общему правилу Председателем Верховного Суда РФ формируются судебные составы из числа судей соответствующей коллегии на три года.
ВС РФ уполномочен осуществлять производство по первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанциям, а также пересматривать дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.В перечне всех коллегий ВС РФ имеют место как моноинстанционные (в числе которых: Судебная коллегия по уголовным делам, апелляционная и дисциплинарная коллегии), так и полиинстанционные судебные коллегии (в их же числе: коллегии по гражданским и административным делам, по делам военнослужащих и делам об экономических спорах).
В ведении Судебной коллегии по уголовным делам - пересмотр решений Кассационного суда общей юрисдикции РФ в кассационном порядке, а также иные дела, перечисленные в статье 401.3 "Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ.
В Судебной коллегии по гражданским делам в кассационном порядке пересматриваются решения Кассационного суда общей юрисдикции и иные дела в соответствии с перечнем, приведенным в статье 390.4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ. Споры, отнесенные к ведению названной коллегии по первой инстанции в настоящее время рассматриваются в рамках административного судопроизводства, в связи с чем по фактическому положению дел данную судебную коллегию можно считать моноинстанционной.
В отношении компетенции Судебной коллегии по административным делам пункт 1 статьи 4 Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" устанавливает, что ВС России рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела, предметом которых является: оспаривание нормативных или ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иных государственных органов в предусмотренных законом обстоятельствах; оспаривание постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей, решений Высшей квалификационной коллегии судей РФ, решений, а также действий или бездействий Высшей экзаменационной комиссии; приостановление деятельности или ликвидация политических партий, иных организаций и объединений; прекращение деятельности средств массовой информации; оспаривание решений Центральной избирательной комиссии РФ и расформирование указанной комиссии; отмена регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации и иные действия с федеральными списками кандидатов; прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации; разрешение споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также в соответствии со статьей 85 Конституции РФ между органами государственной власти субъектов РФ; и присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, подсудным федеральным СОЮ. Кроме того, данная судебная коллегия в качестве кассационной инстанции рассматривает дела в соответствии со статьей 319 "Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ.
Судебная коллегия по экономическим спорам по первой инстанции управомочена разрешать экономические споры между ФОГВ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между высшими ОГВ субъектов РФ. Обжалованию в кассационном порядке в названную коллегию подлежат дела, отнесенные к ее подсудности статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ.
Апелляционная коллегия ВС РФ представлена ее председателем, заместителем и десятью судьями, избираемыми Пленумом ВС по представлению Председателя ВС из числа судей судебных коллегий сроком на пять лет. Председатель и заместитель председателя назначаются на должность Советом Федерации Федерального собрания РФ по представлению Президента РФ. В качестве суда апелляционной инстанции указанная коллегия рассматривает подсудные Верховному Суду дела, решения по которым выносятся судебными коллегиями Верховного Суда по первой инстанции.
Дисциплинарная коллегия ВС РФ представлена ее председателем и шестью членами коллегии из числа судей Верховного Суда РФ, аналогично с Апелляционной коллегией избираемых Пленумом Верховного Суда РФ сроком на три года.
Отличный от других судебных коллегий порядок образования Апелляционной и Дисциплинарной объясняется целью законодателя обеспечить дополнительные гарантии объективного и эффективного рассмотрения спорных вопросов, дисциплинарной ответственности судей Верховного Суда, включая также создание внутренних нормативно-правовых актов в формате положений о названных коллегиях, принимаемых Пленумом ВС РФ и определяющих процедуру их формирования и особые полномочия по дисциплинарному производству1.
Дисциплинарная коллегия уполномочена рассматривать дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о досрочном прекращении судьями своих полномочий в связи с совершением ими дисциплинарных проступков; а также по жалобам на решения о наложении на судей Высшей квалификационной коллегией дисциплинарных взысканий; и по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ о результатах квалификационной аттестации судей и иные дела.
Судебная коллегия по делам военнослужащих рассматривает дела в рамках производства по различным инстанциям и по различным категориям дел в соответствии со статьей 9 Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" и другими нормативно-правовыми актами.
В иерархии Верховного суда помимо должности судьи Верховного Суда РФ существуют, в числе прочего, должности Председателя ВС РФ и заместителей Председателя, один из которых является также первым заместителем председателя ВС РФ. Лица назначаются на перечисленные должности Советом Федерации ФС РФ на срок в шесть лет по представлению Президента РФ и при положительном заключении ВККС РФ. Вместе с тем у лица имеется возможность быть назначенным на должность не единожды. Установленный Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации" предельный возраст пребывания в должности судьи в 70 лет на Председателя Верховного Суда РФ не распространяется. Председатель, исключая судебную компетенцию, обладает полномочиями по: обеспечению решения вопросов организации деятельности Верховного Суда РФ, систем СОЮ и арбитражных судов; организации работы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики. Вправе созывать Пленум и Президиум ВС РФ с последующим председательствованием в его заседаниях; распределять обязанности между заместителями Председателя и судьями ВС РФ; привлекать судей одной из судебных коллегий к рассмотрению дела в составе другой коллегии; осуществлять общее руководство аппаратом ВС РФ и его деятельностью и иные предусмотренные полномочия.
Статья 12 ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" устанавливает возраст в 76 лет в качестве предельного для пребывания в должности заместителя Председателя. А следующие положения определены как их полномочия: осуществление прав и обязанностей Председателя ВС в случае его отсутствия; руководство деятельностью соответствующих судебных коллегий ВС РФ, контроль за работой их аппарата; председательство в их судебных заседаниях; организация работы по обобщению судебной практики с целью дальнейшего представления на рассмотрение Президиума ее результатов; руководство принятием мер по повышению квалификации судей и работников аппаратов ВС РФ, по прохождению стажировок в Верховном Суде судьями СОЮ и арбитражных судов; иные предусмотренные законодательством полномочия.
В числе всего прочего невозможно не упомянуть Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, являющийся федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 08.01.1998 N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации": организационное обеспечение деятельности всех федеральных судов, исключая ВС РФ и КС РФ, а также органов судейского сообщества путем проведения различного рода мероприятий материально-технического, финансового, кадрового и иного характера, включая разработку нормативов нагрузки судей и иных работников суда, перераспределение свободных вакансий на должность судей; финансирование судей мировых судов; обеспечение судей, назначенных в Суд Евразийского экономического союза, Экономический суд Содружества Независимых Государств и т.д. В Систему Судебного департамента входит Генеральный директор, его заместители, управления Судебного департамента, иные и подразделения и лица иных должностей.
При Верховном Суде РФ также действует Научно-консультативный совет – совещательный орган, полномочием и основной задачей которого является подготовка научных рекомендаций по вопросам судебной практики. Обозначенный совет возглавляется председателем Верховного Суда РФ и состоит из представителей научной общественности, обладающих общепризнанной квалификацией в области уголовного, гражданского и административного права. В состав Научно-консультативного совета также входят заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации1.
III. Основные полномочия Верховного Суда Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 19 Федерального конституционный закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" Верховный суд РФ рассматривает гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные федеральным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций в пределах своей компетенции.
Верховный Суд также рассматривает дела, отнесенные к его подсудности, в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Помимо всего прочего, Верховный Суд РФ обладает правами юридического лица, включая право распоряжаться закрепленным за ним федеральным имуществом от имени Российской Федерации, правом выступать от имени Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством учредителем федеральных государственных бюджетных учреждений и иных организаций, подведомственных Верховному Суду Российской Федерации. Верховный Суд РФ имеет печать со своим наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации1.
Верховный Суд РФ, отлично от других судов российской судебной системы осуществляет выходящие за пределы правосудия специфические государственные функции, представляет из себя более сложную организационную структуру. Конституция РФ определяет ряд его полномочий, наиболее важными из которых являются, согласно 126 статье упомянутого документа, руководство судебной системой посредством осуществления судебного надзора за деятельностью всех образованных согласно федеральному законодательству судов и дача разъяснений по вопросам судебной практики, а также, согласно статье 104 Конституции РФ, реализация права законодательной инициативы и, согласно статье 93, дача заключения о наличии признаков преступления в действиях Президента Российской Федерации и проч.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" Верховный суд РФ ведет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитража. Такой надзор является одной из наиболее важных функций Верховного Суда и представляет собой сложный комплекс полномочий, институтов, которые регулируются посредством норм различных отраслей права. Надзор за деятельностью судов распространяется по большей части на вышестоящие суды и их процессуальную деятельность в контрольных стадиях судопроизводства1.
В части 1 стать 412.12 действующего Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации закреплено положение о том, что Президиум ВС РФ выступает в качестве единственной судебной инстанции, осуществляющей функцию судебного надзора за деятельностью судов. Основные Судебные полномочия указанного подразделения сводятся к пересмотру в надзорном порядке решений по делам, в том случае, если они были обжалованы в какую-либо из судебных коллегий ВС РФ. Данная процедура фактически отсутствует в правовых системах западных государств, поскольку она берет свое начало из права советского периода. В законодательстве РФ, между тем, ее процедура отличается от обжалования решений в кассационном порядке не существенно.
Суть процессуальных надзорных функций Верховного Суда РФ заключаются в проверке законности определения, приговора, постановления суда, вступившего в законную силу. Надзорная инстанция, не проводя исследование вопросов фактической стороны дела, анализирует исключительно правильность применения норм процессуального и материального права.
Рассмотрение дела в рамках надзорного производства является последней возможностью изменить вынесенное по нему решение (за исключением вероятности пересмотра дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам).
Решение надзорной инстанции является окончательным и не подлежит дальнейшему обжалованию.
Реализация такого руководства деятельностью судов представляет собой одну из разновидностей социального управления в обществе. Основной ее задачей является повышение общего уровня его организованности, упорядоченности и законности.
Проблематичность координации деятельности судов обуславливается необходимостью учета таких положений, как конституционный статус самостоятельности судов и независимости судей, что, в свою очередь, требует принятия во внимание правовой стороны процесса и механизма руководства судами при установлении его целей, задач, применения допустимых мер управленческого воздействия.