Файл: Курсовая работа по теме Верховный Суд Российской Федерации полномочия, структура, место в судебной системе.docx
Добавлен: 15.03.2024
Просмотров: 1068
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Осуществление судебного надзора способствует наиболее полной реализации судопроизводственного принципа законности. Однако, помимо этого, принципиальное начало надзора за судебной деятельностью имеет и свое отдельное предназначение: стимулировать как точное соблюдение судами законодательных норм, их единообразное применение, так и наиболее продуктивное осуществление судебной деятельности во всех ее правоприменительных формах1.
Особое направление в развитии компетенции Верховного Суда РФ по надзору нашло поддержку IX Всероссийского съезда судей Российской Федерации. В том понимании, что на названном съезде было указано на факт зависимости роста доверия к суду от эффективности организации и функционирования системы защиты прав и интересов граждан и организаций, а также от профессионализма судей, от грамотного и квалифицированного подхода к рассмотрению и разрешению споров, дающего основание вынести законное, справедливое и обоснованное решение. Немаловажным шагом в обеспечении перечисленных гарантий, по мнению Съезда, было бы принятие Государственной Думой ФС РФ законопроектов, внесенных Верховным Судом РФ, в соответствии с которыми Председателю ВС РФ и его заместителям будет предоставлено право возбуждать надзорное производство при отсутствии жалоб сторон в случае фундаментальных нарушений норм материального или процессуального права. Предоставление Верховному Суду РФ такого полномочия могло бы обеспечить укрепление его авторитета как органа правосудия, рост к нему доверия в правосознании общества.
В качестве еще одной из ряда особенностей Верховного Суда выступает формирование правовых позиций, под которыми имеется ввиду особое мнение суда по конкретному из дел или в процессе разъяснения судебной практики о понимании норм права при осуществлении правосудия по уголовным, гражданским или экономическим вопросам, которое отражено в соответствующем постановлении Суда и является обязательным для нижестоящих судов и должностных лиц. Президиум Верховного Суда РФ ежеквартально представляет обзоры судебной практики, отражающие мнение ВС по возникающим в сфере деятельности судов вопросам1.
Верховный Суд Российской Федерации также принимает активное участие в выявлении пробелов в праве и их дальнейшем преодолении (восполнении). На этот случай он обладает особым полномочием по даче разъяснений по вопросам судебной практики. В процессе этой деятельности Верховный Суд анализирует судебную практику и выявляет вопросы, по которым в нижестоящих судах отсутствует единство, что нередко бывает связано с наличием определенного пробела в праве. По такого рода вопросам Пленум ВС РФ принимает постановления о порядке применения отдельно взятых норм законодательства, в которых содержатся выводы, позволяющие определить сущность спорных правоотношений, а также найти решение. В том случае, если отсутствие единообразия судебной практики вызвано пробелом в законодательстве, такие выводы Верховного Суда как раз таки позволяют его преодолеть (восполнить)
1.
Постановления Пленума ВС РФ являются, главным образом, актами, направленными на дачу по вопросам судебной практики разъяснений общего характера, а не на разрешение конкретного, отдельно взятого дела. При том такие разъяснения вовсе не всегда бывают основаны на уже сложившейся практике. Подобным образом, некоторые постановления Пленума Верховного Суда РФ могут быть приняты ранее, чем вступил в силу нормативно-правовой акт, по поводу которого даются разъяснения. В качестве примера такого случая можно привести Постановление Пленума ВС РФ от 20 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации". Тогда как сам ГПК РФ введен в силу 1 февраля 2003 г2.
В то же время некоторые постановления Пленума ВС напоминают скорее комментарии законодательства. В их числе, к примеру Постановление Пленума «О судебном приговоре» 2016 г., в котором даётся разъяснение уголовно-процессуальному закону в части вынесения приговора и его содержания3.
При этом постановления Пленума Верховного Суда РФ в качестве средств выражения правовых позиций не рассматриваются. В то же время остается нерешенным вопрос о том, можно ли считать данные постановления формальными источниками права, может ли обобщённая в такого рода формах судебная практика представляться в качестве судебного прецедента. Вся сложность заключается в том, что такие разъяснения обязательны для нижестоящих судов, вопреки отсутствию в законе прямого на то указания. Постановления Пленума Верховного Суда РФ подлежат официальному опубликованию, что для сторонников признания их в качестве судебного прецедента в России является одним из перечня аргументов, подтверждающих их позицию. Вместе с тем, традиционно под судебным прецедентом понимается решение суда по конкретному делу, которое становится общеобязательным для данного суда и других нижестоящих судов в силу определённых причин. Мнение, высказанное профессором М.Н. Марченко, заключается в том, что постановления Пленума Верховного Суда РФ – прецеденты права, в то время как решения Президиума и судебных коллегий ВС РФ – прецеденты факта. Но, так или иначе, к единообразию правоприменительной практики однозначно стоит стремиться, во избежание нарушения принципа равенства при осуществлении правосудия, для чего, в свою очередь, соответствующие разъяснения правовых норм и возникающих коллизий в процессе их реализации высшими судами необходимы
1.
В добавление к вышеперечисленному, Верховному Суду Российской Федерации соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения. От имени ВС России названное право реализует Пленум ВС России – в пункте 2 части 3 статьи 5 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" предусмотрено, что Пленум ВС России в соответствии с упомянутой статьей уполномочен решать вопросы, связанные с осуществлением принадлежащего ВС России права законодательной инициативы по вопросам своего ведения. Реализация данного права согласно части 2 ст. 104 Конституции РФ осуществляется путем внесения законопроектов в Государственную Думу ФС РФ. В то же время часть 5 статьи 3 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" предусматривает такую форму участия ВС России в реализации рассматриваемого права, как согласование законодательной инициативы с субъектом РФ по определению общей численности мировых судей и количества судебных участков соответствующего субъекта РФ1.
Помимо всего прочего, Верховный Суд РФ в процессе рассмотрения по первой инстанции определенных административных дел принимает участие в решении относящихся к формированию судейского корпуса Российской Федерации вопросов. Федеральный конституционный закон "О Верховном Суде Российской Федерации" относит к его ведению: рассмотрение дел об оспаривании правовых актов Судебного департамента при ВС РФ, решений Высшей квалификационной коллегии судей РФ и решений квалификационных коллегий судей субъектов РФ; о приостановлении или прекращении полномочий судей либо же их отставки, а также иных решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в Верховный Суд Российской Федерации предусмотрено федеральным законом. К данной категории полномочий Верховного Суда РФ также относится рассмотрение вопросов об оспаривании решений и действий Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена; оспаривании ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий или же бездействия указанной экзаменационной комиссии, результатом которых стал недопуск кандидата на должность судьи к сдаче квалификационного экзамена.
Заключение
На основе рассмотренного в полном его объеме материала, можно прийти к выводу о наличии у Верховного Суда Российской Федерации исключительной роли в российской судебной системе, обусловленной его местом в ней, всей совокупностью полномочий и масштабом осуществляемой деятельности в различных сферах.
В данной курсовой работе в рамках представленных возможностей были освещены наиболее ключевые моменты функционирования Верховного Суда Российской Федерации как органа со всей его обширной компетенцией, упорядоченной и многосоставной структурой.
Изученная и проанализированная тема имеет значение как с теоретической, так и с практической стороны. Говоря о первой из них, стоит иметь в виду влияние органа, являющегося объектом исследования, на реализацию всех составных частей комплекса общеправовых, судоустройственных и судопроизводственных принципов; о второй – пополнение личной нормативно-правовой базы с целью активного ее использования в дальнейшем.
Список использованных источников и литературы
-
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020. -
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) "О судебной системе Российской Федерации" // "Российская газета", N 3, 06.01.1997. -
Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) "О военных судах Российской Федерации" // "Российская газета", N 120, 29.06.1999. -
Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ (ред. от 02.08.2019) "О Верховном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.10.2019) // "Российская газета", N 27, 07.02.2014. -
Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" // "Российская газета", N 29, 11.02.2011. -
Федеральный закон от 08.01.1998 N 7-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" // "Российская газета", N 6, 14.01.1998, N 80, 24.04.1998. -
Федеральный закон от 05.02.2014 N 16-ФЗ "О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" // "Российская газета", N 27, 07.02.2014. -
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 09.03.2022) // "Российская газета", N 249, 22.12.2001. -
"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 30.12.2021, с изм. от 10.03.2022) // "Российская газета", N 220, 20.11.2002. -
"Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // "Российская газета", N 137, 27.07.2002. -
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 30.12.2021, с изм. от 13.01.2022) // "Российская газета", N 49, 11.03.2015. -
Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 05.04.2021) "О статусе судей в Российской Федерации" // "Российская газета", N 170, 29.07.1992. -
Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ
"О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" // "Российская газета", N 27, 07.02.2014.
-
Постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1996 N 4-П "По делу о проверке конституционности пункта 5 части второй статьи 371, части третьей статьи 374 и пункта 4 части второй статьи 384 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан К.М. Кульнева, В.С. Лалуева, Ю.В. Лукашова и И.П. Серебренникова" // "Российская газета", N 31, 15.02.1996. -
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.08.2014 N 2 (ред. от 12.09.2019) // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 10, 2014. -
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 N 2 (ред. от 10.02.2009) "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" // "Российская газета", N 15, 25.01.2003. -
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2016 N 55 "О судебном приговоре" // "Российская газета", N 277, 07.12.2016. -
Марьина, Евгения Владимировна М306 Судебная система Российской Федерации: учебное пособие / Е.В. Марьина. – Самара: Издательство Самарского университета, 2020. – 144 с. -
"Научно-практический комментарий к Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (постатейный) (Григорьева Е.А., Беляев М.А., Бочкарева Н.А., Кожевников О.А.) (под ред. В.А. Дмитриева) ("Юстицинформ", 2016). -
"Кассационное производство в гражданском процессе Российской Федерации и некоторых зарубежных стран" (Ковтков Д.И.) ("Юстицинформ", 2018). -
"Комментарий к Федеральному закону от 5 февраля 2014 г. N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" (постатейный) (Борисов А.Н.) ("Юстицинформ", 2014). -
"Пересмотр судебных актов в цивилистическом процессе: Учебное пособие" (Загайнова С.К., Скуратовский М.Л., Тимофеев Ю.А.) (под ред. Ю.А. Тимофеева) ("Статут", 2018). -
Статья: Надзор за судебной деятельностью как конституционное начало организации судебной деятельности (Кашепов В.П.) ("Журнал российского права", 2017, N 12). -
Статья: Судебное преодоление пробелов в праве через призму исторического опыта (Степанов М.М.) ("Администратор суда", 2021, N 3). -
Статья: Формы судебного нормотворчества (Кучин М.В.) ("Российский юридический журнал", 2018, N 3). -
"Судоустройство и правоохранительные органы" / Под ред. Л.В. Головко: учебник. М.: Издательский Дом «Городец», 2020. - 768 с.
1 "Научно-практический комментарий к Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (постатейный) (Григорьева Е.А., Беляев М.А., Бочкарева Н.А., Кожевников О.А.) (под ред. В.А. Дмитриева) ("Юстицинформ", 2016).