Файл: И. А. Крылов. Ворона и Лисица. Характеристика героев. Аллегорический смысл басни.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.03.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На основе данных, полученных в ходе диагностического исследования, мы наметили проведение уроков литературного чтения с применением технологии продуктивного (смыслового) чтения, направленных на формирование читательских умений в соответствии с требованиями ФГОС НОО.(ПК 1.2)
1.И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица».
2. Русская народная сказка «Морозко». Характеристика героев.
3. А. С. Пушкин. Зимнее утро. Средства выразительности. Мотивы единения человека и природы.
Технологические карты проведенных уроков представлены в приложении 7, 8, 9 (ПК. 1.5)
Одной из важных задач запланированных уроков является создание условий, обеспечивающих умственное развитие детей, смысловое прогнозирование (прием антиципации - предугадывание, предотвращение предположение, чем закончится, о чем будем читать, какое название (после чтения). Уроки различаются учебными задачами, но ведущей деятельностью учащихся на уроках неизменно остаются чтение и анализ произведения. Учебным материалом на наших уроках является текст литературного произведения.
Структура технологии продуктивного чтения представляет собой трёхступенчатый процесс: работа с текстом до чтения, работа с текстом во время чтения, работа с текстом после чтения.
Продемонстрируем это на конкретных примерах.
Анализ урока №1. (ПК 1.4)
Тема: И.А.Крылов. Ворона и Лисица. Характеристика героев. Аллегорический смысл басни.
Урок проводился в 3 классе и имел целью - познакомить учащихся с конкретным содержанием басни; выделить характерные черты героев, объяснить мотивы их поведения; понять смысл морали (извлечь нравственный урок).
Лаконизм, меткость и народность языка этой басни много дают для развития мышления и речи учащихся.
В работе с этой басней мы исходим из рекомендаций В.Г.Горецкого, который утверждает, что ученик должен сначала уяснить конкретное содержание, эмоционально пережить его, а потом уже осмыслить мораль.Это положение подсказывает нам план работы на уроке. (ПК 1.1)
На этапе работы с текстом до чтения учащиеся делятся на группы, им даются задания:
-
первая группа по иллюстрации пробует высказать свои предположения о том, что может произойти в тексте? (Встретились ворона и лисица, о чем-то спорят. Лиса уговаривает ворону). -
вторая группа, используя ключевые слова (Ворона, Лисица, сыр, ель), высказывает свое предположение о происходящих событиях. (Ворона нашла сыр. Она сидит высоко на ели, хочет насладиться вкусным сыром. А лиса увидела и позавидовала. Она тоже хочет попробовать сыр). -
третья группа пытается предположить, о чем пойдет речь в басне по ее названию и автору. (Это будет какая-то историяи противостоянии лисицы и вороны. История может быть смешной, рпотому что это басня)
На втором этапе - работа с текстом во время чтения- используются следующие виды работы с текстом:
1.Первичное (самостоятельное) чтение текста предваряется целевой установкой - проверить, подтвердились ли ваши предположения; разделить басню на части.
Учащиеся читают текст про себя, делят текст на части, обосновывают деление и тем самым уточняют для себя композицию басни, развитие действия: завязка, кульминация, развязка, мораль.
2. Выборочное чтение частей произведения:
«…бог послал кусочек сыру»;
«…сырный дух Лису остановил»;
«Сыр выпал…»;
«Уж сколько раз твердили миру…».
Это очень ответственный момент на уроке, так как именно при первом знакомстве с текстом в процессе постепенного погружения в него возникает масса вопросов, на которые хочется найти ответ в самом произведении. Чтобы «разговор с текстом» состоялся, нужна определенная логическая модель его осмысления. В качестве таковой может стать следующая цепочка работы с художественным текстом по эпизодам: чтение — вопрос(ы) — предположение — чтение следующего эпизода.
3.Перечитывание текста. Используем прием «диалог с автором».
Учащиеся формулируют проблемный вопрос к автору: Что заставило Лисицу льстить Вороне?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо неоднократно обратиться к тексту. На этапе «диалог с автором» младшие школьники эмоционально оценивают ситуацию, соотносят ее со своим жизненным опытом. Это происходит при чтении каждого эпизода. (ПК 1.3)
Побуждению к чтению и перечитыванию басни способствуют задания:
-Какой момент вы считаете началом описания, то есть завязкой действия? (Дети зачитывают: Вороне где-то бог послал кусочек сыру…. Да призадумалась…).
-Когда действие достигло наивысшего момента?
-Прочитайте развязку действия.
Свои суждения ученики доказывают текстом: «Основным стержнем в развитии действия является льстивая речь Лисицы, от которой у Вороны вскружилась голова. Лесть Лисицы все бельше и больше возрастала, а Ворона все больше и больше поддавалась льстивой похвале».
В центре анализа басни – характерные черты Лисицы и Вороны, мотивы их поведения.
- Проследите по тексту, какие глаголы использует автор для описания действий Вороны. Как автор подчеркнул, что на самом деле Ворона не такова?
Ученики находят в тексте слова, характеризующие Ворону:
«взгромоздилась на ель»– значит тяжелая, неуклюжая; «призадумалас» – тупая, глупая (автор иронизирует, надсмехается); «с похвал вскружилась голова» – глупая, купилась на лесть; «дыханье сперло» – от восторга, от чувства собственного величия; «каркнула во все горло» – грубость, невежество, несоответствие того, что о себе услышала, и того, что на самом деле из себя представляет.
-Вспомните последовательность действий, совершаемых Лисицей? С какой целью она это делает?
Ученики отмечают в тексте слова и выражения, характеризующие Лисицу: вертит хвостом; на цыпочках подходит; говорит так сладко, чуть дыша;глаз не сводит; была такова. Отмечается, что мастерство Крылова проявилось не только в лаконичной передаче содержания ее похвальной речи, но и в передаче интонации ее голоса, ее движений.(ПК 1.3)
На данном этапе пока нет анализа текста в полном смысле слова. Ведь это первое чтение, но оно осуществляется на диалоговом уроке путем постепенного «погружения» в текст, в процессе «разговора с текстом».
Дети должны учиться самостоятельно находить скрытые в тексте вопросы, делать остановки в чтении, когда появляются возможности для прогнозирования дальнейшего содержания.
На заключительном этапе урока - работа с текстом после чтения – учащимся предлагаются творческие задания, их действия становятся более активными, творческими и самостоятельными.
-Кому из главных героев подходят для описания слова? (неуклюжая, глупая, задумчивая, доверчивая, хитрая, расчётливая, коварная, плутовка, растяпа, простофиля).Ученики распределяют группу слов под картинками (лисица и ворона), обосновывают свой ответ.
- Проблемный вопрос ко всему тексту: Почему Лисице удалось обмануть Ворону? Ответ на этот вопрос у детей не вызывает трудности: «Ворона любила лесть, она глупа и доверчива. Того, кто любит десть, легко обмануть лестью. А Лесица умела льстить, она хитрая».
Сущность нравоучения оказывается довольно сложной для учащихся, поэтому при первом чтении басни мы опустили мораль. На заключительном этапе мораль басни перечитывается. Дети рассуждают: «Того, кто любит лесть, легко обмануть».
-Кого осуждает И.А.Крылов в своей басне? (Ответ: «И того, кто льстит, и того, кто любит лесть»).
Работа с пословицами – один из приемов работы, позволяющих обобщить прочитанное. Детям дается задание выбрать одну из пословиц, которая, на их взгляд, больше подходит по смыслу к произведению, и обосновать свой выбор.Из ряда предложенных пословиц дети выбирают следующие:
Верь своим очам, а не чужим речам.На языке медок, а на сердце – ледок. У лести нет чести.
Таким образом, технология продуктивного чтения, применяемая на данном уроке, была направлена на формирование предметных и метапредметных универсальных учебных действий: умения осознанно читать вслух и про себя, анализировать прочитанное, извлекать все виды текстовой информации: не только фактуальную (о чем сообщается), а концептуальную (основную идею), подтекстовую (чтение «между строк»).
Анализ урока № 2. (ПК 1.4)
Тема: Русская народная сказка «Морозко». Характеристика героев.
Урок проводился в 3 классе. Цель урока- формирование умений работать с художественным текстом, анализировать, характеризовать героев, делать выводы.
В основе учебной деятельности на уроке – технология продуктивного чтения. Реализация данной технологии осуществлялась через приемы: антиципация, инсерт, фишбоун, корзина вопросов, тонкие, толстые, творческие вопросы.
Проследим последовательность работы на уроке в рамках применения технологии продуктивного чтения.
Первый этап - работа с текстом до чтения.
Начинается урок с мотивации к учебной деятельности. Дети прослушивают звуки природы(звуки зимы: метель, хруст снега), определяют время года(зима), прослушивают стихотворение, отгадывают загадку (Мороз) и тем самым погружаются в предстоящую работу.
- Догадались, о какой зимней сказке сегодня пойдет речь? Правильно, «Морозко».
- Каким Вы представляете себе Морозко? (Ответ: Большой, с белой густой бородой, в валенках; у него в руках посох и мешок с подарками; он волшебник, очень добрый).
Далее используется прием антиципации.Учитель организует фронтальную работу:
- Откройте страницу учебника 77, рассмотрите иллюстрацию. Каким изображен Морозко? Опишите (рост, возраст, одежда, лицо, выражение глаз…).
- Почему имя у героя сказки такое необычное - Морозко? Не Мороз, Морозище? Почему он назван ласково? (Ответ: Потому что он добрый).
- Как вы думаете, можно ли охарактеризовать героя только по иллюстрации? (Ответ: Нет, нужно еще описание его поступков, дел).
Постановка темы, формулировка задач урока осуществляется учащимися под руководством учителя: Что мы сегодня будем делать на уроке с текстом сказки? (Ответ: слушать, выразительно читать, выделять главную мысль, учиться характеризовать героев).
Второй этап - работа с текстом во время чтения.
Первичное восприятие осуществляем с помощью аудиозаписи.
Далее проводим словарную работу. Дети осуществляют просмотровое чтение и выделяют стикерами непонятные, неизвестные слова и выражения, самостоятельно определяют их значение. Учитель открывает доску, на которой написаны новые слова, справа на листах их значение (закрыто). Алгоритм работы следующий: 1) выслушивание определений (предположений) детей, 2) открытие (переворачивание) листов, корректировка значений:
Мачеха – не родная мать; падчерица – не родная дочь; затужил – заплакал, опечалился; озноб – замерзла до дрожи; окостенеть – замерзнуть до смерти; сжалился – пожалел; короб – круглая коробка, сделанная из бересты; рогожа – грубая ткань; заголосила – громко закричала, заплакала.
После словарной работы проводится беседа по содержанию сказки. Ее цель - открытие и уточнение знаний:
- К какому виду сказок вы отнесли сказку «Морозко» и почему?
- Назовите героев сказки.
- Охарактеризуйте героев сказки: Какой была падчерица? Охарактеризуйте её по делам. Докажите свою позицию примерами из текста. Чем занималась девица?
Для ответов на поставленные вопросы используется прием выборочного чтения и чтение по ролям. Чтение самого текста сопровождается остановками, на которых пытаемся предположить о дальнейшем действии в сказке или о его концовке. Целевая установка на чтение дается в форме вопросов: -Какой была Падчерица, судя по её речи? Какие слова указывают на характер девицы? (Дети читают в лицах диалог Падчерицы и Морозко). - Что говорит автор о родной дочери? Найдите и прочитайте. - Отличается ли речь Ленивицы? Какие слова указывают на характер девицы? (Дети находят и выразительно читают диалог Ленивицы с Морозко). - Сделаем вывод, какой была родная дочь? Завершается работа с текстом во время чтения парно-групповой работой. Детям выдаётся заготовка рыбьего скелета (на листе формата А-3). Паре – один из трёх вариантов в зависимости от уровня сложности: мачеха, дед, Морозко. -После выполнения работызаслушиваем ответы у доски, слушатели дополняют с мест.Первой заслушиваем группу – «Мачехи», второй – «Деда», последней заслушиваем группу «Морозко». Третий этап - работа с текстом после чтения. На этом этапе проводится концептуальная беседа, в ходе которой выясняется, почему Морозко не заморозил девушку?; выделяется главная мысль. - Сравните своё первичное предположение об образе, характере Морозко с мыслью автора? Почему Морозко назван ласково? Выделение главной мысли. - Чему нас учит сказка? Нравственный урок сказки извлекается с помощью чтения и интерпретации пословиц, соотнесением их с изучаемым текстом. - Какие пословицы подходят к этой сказке? 1. Много захочешь – последнее потеряешь. 2. Доброе дело без награды не остается. 3. Как аукнется, так и откликнется. 4. Добрая душа что большой костер – издалека видна. 5. Какова работа, такова и награда. 6. Делая зло, на добро не надейся. 7. Добрый скорее дело сделает, чем сердитый. 8. Труд человека кормит, а лень портит. С помощью подходящей по смыслу пословицы дети объясняют, почему Морозко одарил сестёр по-разному? (Ответ: Сестры разные по характеру, они противопосчтавляются (добрая и злая, щедрая и злая, ласковая и грубая), поэтому и отношение к ним разное - зло наказывается, а добро награждается). На данном уроке были использованы разные виды работы с текстом:чтение и пометка непонятных слов; нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос; установление путём чтения причинно-следственных связей; ролевое чтение. Эти виды работы направлены на формирование читательских умений у младших школьников:умение обобщать полученную информацию, аргументировать свое высказывание и объяснять свой выбор, умение проявлять инициативу и самостоятельность; умение ориентироваться в нравственном содержании сказки; оформлять свои мысли в устной форме в соответствии с поставленными учебными задачами; осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности. Анализ урока №3 (ПК 1.4) Тема:А.С.Пушкин. Зимнее утро. Средства выразительности. Мотивы единения человека и природы. В 3 классе изучаются различные по тематике и эмоциональному настрою стихотворения. Главная задача в работе над лирическим стихотворениемА.Пушкина «Зимнее утро» – донести до детей чувства и эмоциональное настроение, выраженные в нем. Технология продуктивного чтения, применяемая на данном уроке, направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий - умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя текст стихотворения; познавательных универсальных учебных действий – умения извлекать информацию из текста.(ПК 1.1) Первый этап – работа с текстом до чтения. Знакомство с новым произведением начинается с предвосхищения, предугадывания предстоящего чтения. Ученики пытаются определить направленность текста – смысловую, тематическую, эмоциональную - по названию произведения, имени автора, ключевым словам, иллюстрациям. Главная задача этого этапа работы – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать стихотворение. Для этого ученикам предлагаются сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своём воображении картины, рассуждают, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора).(ПК 1.2) – Кто автор? Знакомо ли вам это имя? (Дети называют полное имя поэта, вспоминают, какие произведения уже читали). – Какое по жанру произведение будем читать? Как догадались? (Дети называют жанровые признаки лирического стихотврения: стихотворный текст, наличие рифмы, небольшой объем). – Можно ли предположить, о чем это произведение? (О чувствах, которые испытал поэт в этот миг). - Какие вопросы до чтения у вас возникали? (Вопросов к автору много: Почему выбрано это время года? Почему имеено утро? Что хочет сказать автор? Как поэт относится к природе, что он в ней любит, чем любуется?) Всё это происходит с опорой на читательский опыт. Данный этап завершается постановкой задач урокаурока – проанализировать стихотворение с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы единства красоты человека и красоты природы; отработать выразительное чтение стихотворения. Второй этап - работа с текстом во время чтения.Цельэтого этапа – обеспечить понимание текста и создание его читательской интерпретации.Дети самостоятельно читают текст про себя с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания. На этапе проверки первичного восприятия проводится словарная работа (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его. Дети объясняют значения устаревших слов (зачитывают со слайда): нега, взор, вечор, нынче, озарена, велеть, запречь, предадимся. Выявление первичного восприятия текста осуществляетсяс помощью беседы, фиксирующей первичные впечатления: -Какое чувство передано в этом стихотворении? На основании чего вы сделали такой вывод? -Что значит «хорошее настроение»? Как оно проявляется? (Как о нем узнают другие?) (Ответ: Настроение – внутреннее состояние человека, проявляется в отношении человека к другим: как обращается к ним, каким тоном говорит, как поступает, как воспринимает окружающий мир). Медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментовсопровождается установкой: Докажите, что стихотворение «Зимнее утро» проникнуто радостным настроением. Можно ли в стихотворении выделить части? О чем они? По ходу обсуждения прочитанного учитель определяет направление анализа текста с помощью постановки уточняющих вопросов к каждой его смысловой части. 1 часть. Начало стихотворения – радостное восклицание. -К кому обращается поэт? Как называет любимую? (Ответ: Звучные и яркие определения показывают силу чувства поэта, счастье, которое его переполняет). Акцентируем внимание детей на действиях и мотивах поведения героя: Герой будит героиню, потому что хочет показать ей, какой замечательный день начался. 2 часть. Контрастное описание утра и бури. -Что описывает поэт? С какой целью использует контрастное состояние природы? (Ответ:Великолепие зимнего утра ощущается сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно). По наблюдению детей, настроение поэта в этой части подавленное. Они доказывают это, называя характерихующие эпитеты, сравнения, олицетворения. Объясняя поведение героя, его ощущения, дети пытаются истолковать мотивы: герой отмечает, что вчера вечером была вьюга, и сама героиня была не в духе («печальная сидела»), ему не безразлично ее настроение и состояние. 3 и 4 строфы можно объединить – описание зимнего пейзажа и описание интерьера комнаты. - Что описывает автор? Какое настроение стремится передать в них автор? (Дети отмечают: «Автор описывает зимний пейзаж (небо, снег, лес…). Поиск контрастов вызывает у детей затруднения.(ПК 1.3) Первый контраст дети находят быстро: вечор…- а ныне…. Второй контраст видят не все дети: теплая комната, трещит печь, приятно думать у лежанки – но можно расстаться со всем этим домашним теплом ради прогулки по зимнему лесу и заснеженным полям. Детям трудно увидеть и понять цепочку контрастов: тепло комнаты – холод улицы, состояние покоя – бег лошадки, состояние размышления (думать) – активное действие (катание на лошадке). Для описания картины Пушкин использует приемы выразительности – сравнение (снег сравнивается с ковром), повторы (и ель….и речка….), однокоренные слова (блестя, блестит, блеском). -Какое настроение стремится передать в 4 строфе? (Ответ: Ощущение мира и покоя домашнего очага.Чувство радости поэта растет, ему хочется навестить милые сердцу места. Герой как бы советуется с героиней – приглашает ее прокатиться на лошадке). -Какого впечатления добивается поэт с помощью контрастов? (Ответ: Он хочет вызвать впечатление необыкновенной красоты природы, чтобы мы почувствовали прелесть путешествия в чанях на лошади) 5 строфа. -Каким предстает герой? (Ответ: Герой нежно называет героиню «друг милый» и рассказывает о прелестях готовящегося путешествия на лошади). Работа над композицией стихотворения убеждает учащихся, что каждая строфа стихотворения обладает высокой степенью самостоятельности. Третья строфа – существует как бы сама по себе, в ней лирический герой не обращается к героине. Чтобы добиться этого понимания, строфы прочитываются вслух, каждая отдельно. При изучении художественных произведений главное для меня – «исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. На основании увлекательной поисковой работы, пополняются и шлифуются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь. С этой целью детям предлагается работа в парах: 1) назовите высокие, книжные слова; 2) разговорные, диалектные слова. Проделанная работы убеждает в мастерстве А.Пушкина: он умело соединяет слова разных стилей в одном стихотворении. |