Файл: И. А. Крылов. Ворона и Лисица. Характеристика героев. Аллегорический смысл басни.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основной прием работы с текстом во время чтения – «диалог» обучающихся с автором литературного. Крайне важно научить учеников видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. Как правило, писатель сам на них и отвечает. В любом случае эти вопросы требуют остановки, обдумывания, ответов-предположений и далее – проверки их точности по ходу дальнейшего чтения.(37, с. 11)

Диалог с автором происходит в результате активного вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции. Опытный читатель при работе с книгой «беседует» с ней: у него возникают вопросы, различные предположения, правильность которых он сверяет с текстом. Этот диалог часто начинается уже при знакомстве с названием произведения, а заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы, которые остались нераскрытыми в тексте. Диалог с автором протекает настолько быстро, что не осознается опытным читателем. Если говорить о целенаправленном использовании этого приема в учебных целях, его можно разделить на несколько видов операций: 1) поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов; 2) вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос или дальнейшего содержания текста; 3) самоконтроль (проверка своих предположений по тексту). Если читатель владеет названными операциями, то вступает в беседу даже с самым коротким текстом.(37, с.18)

Задача учителя – научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые они могут узнать в процессе чтения, например: Чем это можно объяснить?.., Что из этого следует?.., Что сейчас случится?.., Почему именно так?.., Для чего?.., Кто такой?...Возникающие вопросы предполагают появление ответов-предположений и самопроверку по ходу дальнейшего чтения.

Эффективен в работе на этом этапе прием «толстые и тонкие вопросы». Примеры представим в таблице 3. (Приложение 4)

Обязательно при работе с текстами научить детей ставить перед собой серию вопросов?

Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом (38, с.14):

Простые вопросы - проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации: Как звали главного героя? Куда впадает Волга?


Уточняющие вопросы - выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов «да» - «нет» и проверяющие подлинность текстовой информации: Правда ли, что... Если я правильно понял, то... Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски

Творческие вопросы- подразумевают синтез полученной информации, в них всегда есть частица «бы» или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения: Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы……? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?

Оценочные вопросы- направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов: Как вы относитесь к ... ? Что лучше? Правильно ли поступил ...?

Объясняющие (интерпретационные) вопросы- используются для анализа текстовой информации и начинаются со слова «почему». Они направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд просты

Практические вопросы- нацелены на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой: Как бы я поступил на месте героя? (38, с.17)

Одним из основных приёмов осмысления информации является «ромашка Блума» - постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.

Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Цель - с помощью шести вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах). При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные. (26, с.22)

На этапе работы с текстом произведения целесообразно использовать прием «чтение с остановками».Этот прием предусматривает поэтапные читательские действия:

1 стадия - вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст.

2 стадия - осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?». Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.



3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа.(25, с.16)

При работе с текстом во время чтения используется прием «комментированное чтение». Комментированное чтение – это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений.

Комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, для того чтобы показать, каким мог бы быть наш «диалог с автором», обеспечить «погружение» в текст.(26, с.22)

Комментировать текст нужно в том месте, где это действительно необходимо, а не после того как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Поэтому чтение ребенка можно прервать в любой момент. Ни в коем случае нельзя прерывать чтение ребенка словами: «Стоп!», «Достаточно!», «Хватит!», «Остановись здесь!». Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно.

Приемы прерывания чтения обучающихся:

  • рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым следует комментарий или вопрос к обучающимся;

  • «включение» воображения детей, например, такими словами: «представьте себе…», «увидели?..», «представили?..»;

  • формулировка максимально «свернутого», «сжатого» вопроса, не предполагающего дальнейшей беседы, например: «Догадались, почему?».

Комментарии учителя должны быть краткими и динамичными. Комментарий не должен превращаться в беседу. Не нужно требовать от детей развернутых ответов, пусть они будут краткими, но наполненными эмоциями.

Итог работы на данном этапе- подробное изучение и понимание текста в целом.

Работа с текстом после чтения- заключительный этап работы над текстом. На этом этапе формируются следующие УУД: понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли, в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. (29, с.45)

Содержание работы на этом этапе работы может быть следующим:

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.


2. Знакомство с писателем. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия, иллюстраций к произведению. Беседа об особенностях восприятия литературного произведения разными людьми на примере сравнения видения художника-иллюстратора с видением обучающихся.

4. Творческие задания для учащихся. Задания должны быть направлены на выявление эмоционального отношения детей к литературному произведению, осмысление школьниками содержания текста, развитие у них воображения и др.

На этом этапе эффективными будут следующие приемы работы с текстом:

  • составь план (самостоятельно, в парах, в группах);

  • проиллюстрируй (один из фрагментов);

  • сочини продолжение;

  • придумай своих героев, свои приключения, другой конец для произведения и т.д.

  • составь модель (например, модель-описание героев текста в виде кластера и т.д.)

Кроме этого, составление диафильма, сценария мультфильма, конструирование из бумаги или пластилина литературных персонажей, будет также способствовать «пробуждению» воображения.(24, с.18)

Большие возможности для организации творческой работы по следам прочитанных произведений предоставляются учителю в связи с появлением ИКТ-технологий. (ОК 5). Таблицы, иллюстрации, схемы, репродукции картин, звуковые файлы и видеоролики помогают глубже проникнуть в содержание изучаемых произведений, делают обучение наглядным, более эффективным.

Не следует забывать о значении таких приемов, как инсценирование или драматизация как отдельных эпизодов, так и всего произведения. При этой работе детям придется не раз перечитать текст, обращая внимание на те детали художественного пространства и времени, портретные характеристики, описания поведения героев, которые могли быть упущены, «не увидены» при первом чтении.

Итог работы данного этапа - обобщение изученного материала, выводы по теме урока.