Файл: И. А. Крылов. Ворона и Лисица. Характеристика героев. Аллегорический смысл басни.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.03.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Третий этап - работа с текстом после чтения.Цельэтого этапа – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.Главнаязадача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
На этом этапе ставим вопросы к тексту в целом:
- Каким предстает перед нами автор стихотворения? (Ответы детей: добрый, простой, близкий народу).
Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности проводится после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок может соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубил понимание прочитанного произведения.
-Какое же общее настроение стихотворения? (Ответы детей:Стихотворение яркое, светлое, радостное, нежное, мелодичное).
Ответы детей нуждаются в обобщении учителя: «Перед нами не прочтой пейзаж, но пейзаж, пронизанный переживанием его красоты и стремлением разделить это переживание с близким человеком».
Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям направлено наосмысление заглавия, его связи с темой, главной мыслью автора. (ПК 1.4)
- Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)?Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?
-Если бы вы создавали иллюстрацию к стихотворению, то какие цвета преобладали бы? (Ответы детей: белый-снег; голубой-небо, желтый – солнце…)
Технология продуктивного чтения, применяемая на данном уроке, направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий - умения истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, умения извлекать информацию из текста.Эффективными приемами на этом уроке являются «диалог с автором» и комментированное чтение.Приемы работы, используемые на данном уроке, были направлены на развитие творческого мышления, наблюдательности, устной речи и обогащение словарного запаса; привитие любви к книге через побуждение интереса к чтению у детей.
2.3. Выводы и рекомендации по применению технологии продуктивного чтения
В процессе изучения психолого-лингвистической литературы по проблеме исследования получены следующие выводы:
Основными методами работы по формированию смыслового чтения являются:
-
активная работа со словом; -
«диалог с автором» и комментированное чтение; -
развитие читательскоговоображения.
Основными принципами работы с текстом на основе технологии продуктивного чтения являются следующие:
-
о каждом приеме работы с книгой нужно доступно и интересно рассказать, показать на конкретном примере и потренироваться на текстах, которые для своего понимания требуют использования данного приема; -
ученику в ходе обучения важно предоставить возможность сделать проверку своей работы над пониманием, чтобы увереннее двигаться дальше, всвязи с этим необходимо создавать условия для взаимо – и самоконтроля; -
при чтении любого текста нужно обращать внимание на необходимость использования различных приемов работы с книгой.
Теоретическое исследование проблемы реализации технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в начальной школе позволило сформулировать «Рекомендации по подготовке урока с использованием технологии продуктивного (смыслового) чтения»:
1.Выберите текст, который вам необходимо предложить ученикам для чтения на уроке (законченный текст, фрагмент, абзац, формулировка правила, таблица, схема и т. п.).
2. Прочитайте текст,выделите в нем три уровня информации:
– фактуальную (то, о чем говорится в явном виде);
– подтекстовую (то, о чем сказано в неявном виде, «между строк»);
– концептуальную (основная идея, замысел автора).
3. Определите роль данного текста на уроке:
– используется на этапе введения нового знания или на этапе развития умений;
– какова основная цель чтения этого текста на уроке (например, дается специальное продуктивное задание к тексту: составить список особенностей, причин, доказать что-либо, вывести формулировку понятия, заполнить таблицу, преобразовать текст в схему и т. д.).
4. Сформулируйте задания для работы с текстом до чтенияв целях прогнозирования будущего содержания текста, создания мотива для знакомства с текстом.
Например: судя по заглавию (иллюстрациям / автору) – о чем будет этот текст?
Или: из каких смысловых частей состоит текст, есть ли выделенные слова, иллюстрации? и т. п.
Для каждого конкретного текста должны быть свои вопросы –не стоит пользоваться только приведёнными выше примерами. Этап должен быть коротким, плавно перетекающим в собственно чтение.
5. Выделите в тексте места остановок во время чтениятекста (вслух, по очереди разными учениками):
– короткие комментарии для облегчения понимания каких-то слов, оборотов (словарная работа);
– краткие реплики, которые позволяют включить механизм антиципации (прогнозирование содержания текста);
– вопросы, облегчающие ученикам ведение диалога с автором:
Все вопросы к тексту, комментарии должны быть предельно краткими, чтобы «не заболтать» текст, не отвлечься от него, а, наоборот, способствовать его глубокому пониманию.
6.Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения
– вопрос на осмысление концептуальной информации, идеи текста (или систему вопросов для обобщающей беседы);
– или запланируйте проверку выполнения продуктивного задания к тексту.
Опытно-педагогическая работа, проведенная в рамках исследуемой темы, позволила сформулировать «Требования к уроку литературного чтения с применением технологии продуктивного чтения»:
1. Целенаправленность, четкость и логика урока, его целостность.
2 . Комплексное решение нескольких задач:
-
формирование и совершенствование полноценного навыка чтения; -
реализация художественно-эстетической направленности уроков литературного чтения.
3. Рациональное распределение времени на уроке. Ведущим видами деятельности учащихся должны выступать чтение и анализ художественного произведения.
4. Целенаправленная работа над формированием полноценного навыка чтения:
-
отработка способа и темпа чтения; -
отработка правильности чтения (предупреждение и исправление ошибок); -
формирование умения выразительно читать текст; -
работа над пониманием текста (осознанность чтения).
5. Организация работы с произведением в соответствии с теорией формирования правильной читательской деятельности: работа до чтения, в процессе чтения, после чтения.
6 . Учет специфики жанра литературного произведения:
-
выбор вида чтения; -
специфика анализа.
7. Отражение всех аспектов анализа художественного произведения:
-
познавательная сторона произведения; -
воспитательная ценность произведения; -
анализ художественных средств, образных слов и выражений; -
развитие эмоциональной сферы учащихся, творческого мышления и воображения.
8. Оптимальный выбор методов и приёмов работы. Уместное использование наглядности и технических средств обучения (ЭСО).
9. Развитие речи, мышления, опыта творческой деятельности учащихся.
10. Реализация индивидуального и дифференцированного подходов.
11. Положительная эмоциональная окраска урока:
-
общая атмосфера, психологический комфорт; -
стиль речи учителя, учащихся; -
мотивация деятельности учащихся; -
свободное высказывание личного мнения учителем и учащимися.
12.Объективность оценки результатов учебной деятельности учащихся.
Отметка за чтение в классе должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения учащегося. Объем прочитанного на оценку:
-
2 класс – 1/4 страницы учебной книги для чтения (без отметок); -
3 класс – 1/3 страницы; -
4 класс – 1/2 страницы.
13. Домашнее задание должно соответствовать содержанию работы на уроке.
Объем домашнего задания (для ежедневного чтения):
-
2 класс – 1/1,5 страницы учебной книги для чтения; -
3 класс – 2/2,5 страницы; -
4 класс – 3/3,5 страницы.
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ:литературное чтение обязывает учителя заняться и проблемой мотивированного чтения. Этот навык недостаточно отработан у младших школьников: они с трудом удерживают цели чтения, не могут провести элементарный самоанализ читательской деятельности и др. Новый подход к обучению литературному чтению стимулирует учителя к применению технологии продуктивного чтения. Это должно сформировать более глубокий интерес школьников к самостоятельному чтению, осознание его роли в развитии человека, расширять круг детского чтения.
Большое внимание на уроках литературного чтения следует уделять работе с текстами не только для формирования техники чтения и понимания прочитанного, но и для развития следующих показателей, которые направлены на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки в учебных и жизненных ситуациях:
1.Нахождение информации.
2. Интерпретация текста: раскрытие смысла.
3. Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка: размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Ведь они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях.
Технология продуктивного чтения обеспечивает сочетание результатов обучения, заложенных в ФГОС:
-
предметные результаты: знание писателей и их произведений, умения понимания текста, самостоятельного выбора книг, речевые умения, в том числе связной письменной и устной речи, высокий и стойкий интерес к чтению и желание читать и т. д. -
метапредметные результаты: развитие общеучебных умений (универсальных учебных действий)
а) интеллектуально-речевых умений (умения восприятия речи - гибкое чтение, освоение приемов просмотрового, изучающего и ознакомительного чтения, рефлексивное и нерефлексивное слушание и т. д., умения порождения речи - самостоятельное создание текстов-повествований и описаний, подробное изложение текстов,
б) организационных умений (постановка цели, работа по плану, рефлексия и т. д., в) коммуникативных умений (эффективное и результативное общение в совместной деятельности), г) нравственно-оценочных умений (анализ характеров и поступков героев).
-
личностные результаты: духовно-нравственное развитие средствами предмета, развитие читательской самостоятельности, социализация личности.
Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна. Она эффективна как на уроках литературного чтения, так и на уроках русского языка.
По возможности нужно обращать внимание начинающего читателя на то, как автор с помощью слов помогает нам не только «увидеть» картины художественного мира, но и «услышать» звуки природы, человеческого голоса, «вдохнуть» аромат леса или теплого летнего вечера. (32, с.26)
Для развития творческого воображения можно использовать такие задания: придумай своих героев, свои приключения, другой конец для произведения.
Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет «вычерпывать» ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
Составление вопросного плана - один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста. В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.(30, с.17)