Файл: И. А. Крылов. Ворона и Лисица. Характеристика героев. Аллегорический смысл басни.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Третий этап - работа с текстом после чтения.Цельэтого этапа – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.Главнаязадача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

На этом этапе ставим вопросы к тексту в целом:

- Каким предстает перед нами автор стихотворения? (Ответы детей: добрый, простой, близкий народу).

Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности проводится после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок может соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубил понимание прочитанного произведения.

-Какое же общее настроение стихотворения? (Ответы детей:Стихотворение яркое, светлое, радостное, нежное, мелодичное).

Ответы детей нуждаются в обобщении учителя: «Перед нами не прочтой пейзаж, но пейзаж, пронизанный переживанием его красоты и стремлением разделить это переживание с близким человеком».

Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям направлено наосмысление заглавия, его связи с темой, главной мыслью автора. (ПК 1.4)

- Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)?Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?

-Если бы вы создавали иллюстрацию к стихотворению, то какие цвета преобладали бы? (Ответы детей: белый-снег; голубой-небо, желтый – солнце…)

Технология продуктивного чтения, применяемая на данном уроке, направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий - умения истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, умения извлекать информацию из текста.Эффективными приемами на этом уроке являются «диалог с автором» и комментированное чтение.Приемы работы, используемые на данном уроке, были направлены на развитие творческого мышления, наблюдательности, устной речи и обогащение словарного запаса; привитие любви к книге через побуждение интереса к чтению у детей.
2.3. Выводы и рекомендации по применению технологии продуктивного чтения

В процессе изучения психолого-лингвистической литературы по проблеме исследования получены следующие выводы:

Основными методами работы по формированию смыслового чтения являются:

  • активная работа со словом;

  • «диалог с автором» и комментированное чтение;

  • развитие читательскоговоображения.

Основными принципами работы с текстом на основе технологии продуктивного чтения являются следующие:

  • о каждом приеме работы с книгой нужно доступно и интересно рассказать, показать на конкретном примере и потренироваться на текстах, которые для своего понимания требуют использования данного приема;

  • ученику в ходе обучения важно предоставить возможность сделать проверку своей работы над пониманием, чтобы увереннее двигаться дальше, всвязи с этим необходимо создавать условия для взаимо – и самоконтроля;

  • при чтении любого текста нужно обращать внимание на необходимость использования различных приемов работы с книгой.

Теоретическое исследование проблемы реализации технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в начальной школе позволило сформулировать «Рекомендации по подготовке урока с использованием технологии продуктивного (смыслового) чтения»:

1.Выберите текст, который вам необходимо предложить ученикам для чтения на уроке (законченный текст, фрагмент, абзац, формулировка правила, таблица, схема и т. п.).

2. Прочитайте текст,выделите в нем три уровня информации:

– фактуальную (то, о чем говорится в явном виде);

– подтекстовую (то, о чем сказано в неявном виде, «между строк»);

– концептуальную (основная идея, замысел автора).

3. Определите роль данного текста на уроке:

– используется на этапе введения нового знания или на этапе развития умений;

– какова основная цель чтения этого текста на уроке (например, дается специальное продуктивное задание к тексту: составить список особенностей, причин, доказать что-либо, вывести формулировку понятия, заполнить таблицу, преобразовать текст в схему и т. д.).

4. Сформулируйте задания для работы с текстом до чтенияв целях прогнозирования будущего содержания текста, создания мотива для знакомства с текстом.

Например: судя по заглавию (иллюстрациям / автору) – о чем будет этот текст?

Или: из каких смысловых частей состоит текст, есть ли выделенные слова, иллюстрации? и т. п.

Для каждого конкретного текста должны быть свои вопросы –не стоит пользоваться только приведёнными выше примерами. Этап должен быть коротким, плавно перетекающим в собственно чтение.



5. Выделите в тексте места остановок во время чтениятекста (вслух, по очереди разными учениками):

– короткие комментарии для облегчения понимания каких-то слов, оборотов (словарная работа);

– краткие реплики, которые позволяют включить механизм антиципации (прогнозирование содержания текста);

– вопросы, облегчающие ученикам ведение диалога с автором:

Все вопросы к тексту, комментарии должны быть предельно краткими, чтобы «не заболтать» текст, не отвлечься от него, а, наоборот, способствовать его глубокому пониманию.

6.Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения

– вопрос на осмысление концептуальной информации, идеи текста (или систему вопросов для обобщающей беседы);

– или запланируйте проверку выполнения продуктивного задания к тексту.

Опытно-педагогическая работа, проведенная в рамках исследуемой темы, позволила сформулировать «Требования к уроку литературного чтения с применением технологии продуктивного чтения»:

1. Целенаправленность, четкость и логика урока, его целостность.

. Комплексное решение нескольких задач:

  • формирование и совершенствование полноценного навыка чтения;

  • реализация художественно-эстетической направленности уроков литературного чтения.

3. Рациональное распределение времени на уроке. Ведущим видами деятельности учащихся должны выступать чтение и анализ художественного произведения.

4. Целенаправленная работа над формированием полноценного навыка чтения:

  • отработка способа и темпа чтения;

  • отработка правильности чтения (предупреждение и исправление ошибок);

  • формирование умения выразительно читать текст;

  • работа над пониманием текста (осознанность чтения).

5. Организация работы с произведением в соответствии с теорией формирования правильной читательской деятельности: работа до чтения, в процессе чтения, после чтения.

. Учет специфики жанра литературного произведения:

  • выбор вида чтения;

  • специфика анализа.

7. Отражение всех аспектов анализа художественного произведения:

  • познавательная сторона произведения;

  • воспитательная ценность произведения;

  • анализ художественных средств, образных слов и выражений;

  • развитие эмоциональной сферы учащихся, творческого мышления и воображения.

8. Оптимальный выбор методов и приёмов работы. Уместное использование наглядности и технических средств обучения (ЭСО).


9. Развитие речи, мышления, опыта творческой деятельности учащихся.

10. Реализация индивидуального и дифференцированного подходов.

11. Положительная эмоциональная окраска урока:

  • общая атмосфера, психологический комфорт;

  • стиль речи учителя, учащихся;

  • мотивация деятельности учащихся;

  • свободное высказывание личного мнения учителем и учащимися.

12.Объективность оценки результатов учебной деятельности учащихся.

Отметка за чтение в классе должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения учащегося. Объем прочитанного на оценку:

  • 2 класс – 1/4 страницы учебной книги для чтения (без отметок);

  • 3 класс – 1/3 страницы;

  • 4 класс – 1/2 страницы.

13. Домашнее задание должно соответствовать содержанию работы на уроке.

Объем домашнего задания (для ежедневного чтения):

  • 2 класс – 1/1,5 страницы учебной книги для чтения;

  • 3 класс – 2/2,5 страницы;

  • 4 класс – 3/3,5 страницы.

ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ:литературное чтение обязывает учителя заняться и проблемой мотивированного чтения. Этот навык недостаточно отработан у младших школьников: они с трудом удерживают цели чтения, не могут провести элементарный самоанализ читательской деятельности и др. Новый подход к обучению литературному чтению стимулирует учителя к применению технологии продуктивного чтения. Это должно сформировать более глубокий интерес школьников к самостоятельному чтению, осознание его роли в развитии человека, расширять круг детского чтения.

Большое внимание на уроках литературного чтения следует уделять работе с текстами не только для формирования техники чтения и понимания прочитанного, но и для развития следующих показателей, которые направлены на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки в учебных и жизненных ситуациях:

1.Нахождение информации.

2. Интерпретация текста: раскрытие смысла.

3. Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка: размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Ведь они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях.


Технология продуктивного чтения обеспечивает сочетание результатов обучения, заложенных в ФГОС:

  • предметные результаты: знание писателей и их произведений, умения понимания текста, самостоятельного выбора книг, речевые умения, в том числе связной письменной и устной речи, высокий и стойкий интерес к чтению и желание читать и т. д.

  • метапредметные результаты: развитие общеучебных умений (универсальных учебных действий)

а) интеллектуально-речевых умений (умения восприятия речи - гибкое чтение, освоение приемов просмотрового, изучающего и ознакомительного чтения, рефлексивное и нерефлексивное слушание и т. д., умения порождения речи - самостоятельное создание текстов-повествований и описаний, подробное изложение текстов,

б) организационных умений (постановка цели, работа по плану, рефлексия и т. д., в) коммуникативных умений (эффективное и результативное общение в совместной деятельности), г) нравственно-оценочных умений (анализ характеров и поступков героев).

  • личностные результаты: духовно-нравственное развитие средствами предмета, развитие читательской самостоятельности, социализация личности.

Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна. Она эффективна как на уроках литературного чтения, так и на уроках русского языка.
   По возможности нужно обращать внимание начинающего читателя на то, как автор с помощью слов помогает нам не только «увидеть» картины художественного мира, но и «услышать» звуки природы, человеческого голоса, «вдохнуть» аромат леса или теплого летнего вечера. (32, с.26)

   Для развития творческого воображения можно использовать такие задания: придумай своих героев, свои приключения, другой конец для произведения.

Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет «вычерпывать» ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Составление вопросного плана - один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста. В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.(30, с.17)