Файл: Литература по теме Практические задания Тема Частное и коллективное предпринимательство Вопрос Частное предпринимательство и частная собственность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 301
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Общественная организация, благотворительный и иной фонд, религиозная организация систематически осуществляет деятельность, противоречащую его уставным целям.
Для добровольной ликвидации фирмы необходимо принятие соответствующего управленческого решения (рис. 31).
Рис. 31. Процедура ликвидации фирмы
Распространенным во всем мире способом ликвидации фирм является процедура банкротства. Процедура признания фирмы банкротом опирается на судебные решения. Чтобы не доводить дело до суда, стороны могут провести внесудебное разбирательство на тему, является на самом деле проблемная фирма банкротом или нет.
Если во взаимоотношениях со своим окружением — контрагентами, клиентами, сотрудниками, акционерами, а также с финансовыми и налоговыми государственными органами фирма набирает финансовые обязательства, которые не может выполнить, то, данная фирма объявляется должником.
Судебные процедуры по делу о банкротстве возбуждаются добровольно или принудительно (рис. 32). Банкротство также может быть умышленными или фиктивным.
Рис. 32. Добровольное и принудительное банкротство фирм
По отношению к фирме-должнику в России применяются следующие судебные процедуры: наблюдение; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.
Для проведения наблюдения арбитражный суд назначает, как правило, из числа кандидатур, предложенных кредиторами, временного (арбитражного) управляющего.
Завершая наблюдение, суд вправе принять одно из четырех возможных решений, по-разному определяющих дальнейшую судьбу должника (рис. 33).
Рис. 33. Возможные решения арбитражного суда по результатам наблюдения
Если суд приходит к выводу, что финансовое положение фирмы может быть улучшено, он назначает внешнее управление, главной целью которого является восстановление платежеспособности фирмы. С этой целью суд вводит особую должность внешнего управляющего,
функции которого отличаются от функций временного управляющего. Внешний управляющий становится на определенное время единоличным руководителем фирмы-должника. Одним из наиболее эффективных инструментов внешнего управления проблемной фирмой является ее санация.
Решение о введении конкурсного производства принимается судом по двум основаниям. Первое основание состоит в том, что признаки банкротства фирмы устанавливаются уже при осуществлении процедуры наблюдения. Второе основание состоит в том, что результаты внешнего управления фирмой оказываются неудовлетворительными.
К конкурсному управляющему окончательно переходят все полномочия по управлению делами фирмы, в том числе по распоряжению ее имуществом, оценке данного имущества и определению конкурсной массы.
На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключить между собой мировое соглашение.
Вопросы для самопроверки:
1. Какие основные причины добровольного выхода предпринимателей из собственного бизнеса?
2. Каким образом может происходить перевод бизнеса в новые руки?
3. Кто может выступать в роли покупателей бизнеса?
4. Что представляет собой и как осуществляется первичное публичное размещение акций?
5. Какие существуют способы безвозмездной передачи бизнеса новым владельцам?
6. Что представляет собой ликвидация фирмы?
7. В каких случаях может быть принято решение о принудительной ликвидации фирмы?
8. В каких случаях фирма может быть признана несостоятельной?
9. Какие основные этапы банкротства существуют?
10. На каком этапе банкротства происходит процедура конкурсного производства?
Литература по теме:
Основная литература:
1. Рубин Ю.Б. Управление собственным бизнесом: учебник для высшей школы. – М.: МФПУ «Синергия», 2015. Гл.14.
Дополнительная литература:
1. Зайцев О. Сборник разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по банкротству. М.: Статут, 2012.
2. Немети Л. Стратегии выхода из бизнеса. М.: Инфотропик Медиа, 2012.
3. Тихомиров М. Банкротство. Судебная практика. М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2013.
Практические задания:
Задание 1.
Изучите ситуацию и ответьте на вопросы. Какими мотивами выхода из бизнеса руководствуется Андрей Озолин? Можно ли его отнести к профессиональным стартапером.
Ситуация.
Проекты Андрея Озолина.
Десять лет назад, когда деловая пресса писала об основателе самой большой в России сети турагентств «Магазины горящих путевок» (МГП) Андрее Озолине, на его визитке, лишенной каких-либо логотипов, под именем и фамилией вместо должности было скромно начертано: «постановка проектов». Дело в том, что ему всегда нравилось запускать новые бизнесы — и ассоциировать себя с конкретным проектом, пусть даже успешным, не хотелось. «Ни в одном из своих предприятий я никогда не был генеральным директором», — говорит Озолин.
Впрочем, для него, серийного предпринимателя, постановка проекта под названием МГП несколько затянулась: сеть была основана сразу же после кризиса 1998 г., в 2002 г. Андрей Озолинь заявил, что ищет на нее покупателя, однако сделка по продаже состоялась лишь в 2006-м. Холдинг «Туральянс» заплатил за МГП значительно меньше, чем изначально рассчитывал предприниматель, — $5,5 млн (из них самому Озолиню досталась примерно половина).
Значительную сумму из заработанного Андрей потратил на проект «Комментарии.Ру». «Для меня эта инвестиция оказалась ошибочной, — говорит он теперь. — Сайт не удалось монетизировать, крупная сумма была потеряна». Перечень проектов за «авторством» Озолиня внушает уважение: сеть пунктов проката «Прокат.Ру», сети турагентств «Велл» и «Машина времени», интернет-магазин путевок Mini7, поисковая система SpyGlass, энциклопедия туризма «Тонкости.Ру», интернет-портал «Подарки.Ру» и т. д. Свою результативность как предпринимателя он считает скромной: «5% идей — пошли в дело и состоялись. Если же считать по проектам, которые были заявлены и начали «дышать», то 20% давали хорошую доходность, 20% были ни то ни се, а 60% оказались гиблыми».
Сейчас Андрей Озолинь сменил место жительства, переехав в Италию, но предпринимательством он продолжает активно заниматься и смена страны проживания не мешает этому.
В России он по-прежнему акционер в «Тонкостях.Ру» и «Подарках.Ру». В Италии ‑ развивает несколько интернет-порталов с прицелом на русскую диаспору и итальянский бизнес, заинтересованный в деловых контактах в России, а его супруга ведет дела небольшого рекламного агентства.
Источник: Продавец желаний // Журнал «Коммерсантъ Секрет Фирмы», №7 (288), 06.07.2009.
Задание 2.
Изучите ситуацию и ответьте на вопросы. По каким причинам предприниматели продают свой бизнес? Какие риски сопутствуют продаже бизнеса? Каким образом можно минимизировать сопровождающие продажу бизнеса риски?
Ситуация.
Страхи и радости продавцов бизнеса.
Перед большинством предпринимателей рано или поздно встает вопрос о передаче бизнеса в хорошие руки. Существует несколько способов выхода из бизнеса: можно сдать имеющиеся площади и оборудование в аренду или передать управление наемному менеджеру, продать привлекательные активы или просто ликвидировать предприятие. Однако наилучшее развитие событий — это получение владельцем достойной премии за отданные родному детищу годы, другими словами, продажа бизнеса по справедливой цене подходящему покупателю.
Выход из бизнеса путем его продажи наиболее распространен среди закрытых, или семейных, компаний малого и среднего бизнеса, поскольку у них, в отличие от более крупных собратьев, нет доступа к фондовым механизмам и длинным деньгам. Иногда поглощение конкурентом — единственный шанс для компании выйти на новый уровень развития.
Успех сделки зависит от многих факторов, в первую очередь — от мотивации продавца. Первое, что спрашивает потенциальный покупатель после ознакомления с инвестиционным меморандумом: «А зачем продавать такой замечательный бизнес?» Действительно, зачем?
Во-первых, существует порог усталости, пресыщения, наступающий, по мнению психологов, через 7—8 лет. Этот период хорошо накладывается и на жизненный цикл бизнеса: владелец устал, а бизнес подходит к пику развития, требует нового, «незамыленного» взгляда и инноваций. Продав компанию, многие уходят на покой, становясь пассивными инвесторами.
Во-вторых, успешный предприниматель потому и успешен, что талантлив и активен и уже видит новые горизонты и возможности для дальнейшей самореализации.
В-третьих, давайте вспомним ситуацию 15-летней давности, когда многие научные сотрудники выбрали мелкий бизнес как способ заработать средства к существованию. Со временем пришло понимание, что это не их призвание, и они захотели передать свое дело в руки крепкого хозяйственника.
Сами продавцы говорят следующее.
Сергей, 36 лет: «Мы с отцом создали бизнес 15 лет назад. Работали день и ночь, и теперь наша компания входит в число лидеров в своем сегменте. К сожалению, нам так и не удалось найти наемного управляющего, который бы справлялся с повседневным руководством компанией лучше меня. За все время предпринимательской деятельности я не нашел времени получить бизнес-образование и ни разу не был в отпуске. Продав бизнес, мечтаю как следует отдохнуть, а потом уехать в Англию и поступить в престижную бизнес-школу».
Оксана, 29 лет: «Мы с мужем — противоположные типы личности. Он энтузиаст и мечтатель, а я организатор и практичный человек. Мы все время работали вместе: он придумывал и создавал бизнес, ставил меня на повседневное руководство, а сам уходил создавать следующий. Через какое-то время я поняла, что устала руководить сотней мужчин, а шестилетний сын больше общается с няней, чем со мной. Наше материальное положение теперь позволяет мне вернуться в семью, а вырученные от продажи бизнеса деньги пусть идут на удовлетворение предпринимательских амбиций мужа».
Олег, 43 года: «Я по образованию физик-ядерщик. Работая в «почтовом ящике», лет 13 назад я получил предложение от друзей подработать сборщиком мебели. Меня поразило, что за два дня можно заработать больше, чем за месяц в НИИ. Начав с кустарного цеха, я выстроил устойчивую структуру, способную производить торговое оборудование любого уровня сложности. И хотя было понимание, что производство — это не для меня, все равно приходилось заниматься тем, к чему абсолютно не лежит душа: финансами, маркетингом, руководством людьми. Я спокоен за дальнейшую судьбу своего предприятия: оно перешло в руки представителей нового поколения менеджеров, уже имеющих опыт управления компаниями».
Практически все предприниматели, выставляющие бизнес на продажу, делают это впервые в жизни. Большинство владельцев компаний малого и среднего бизнеса обеспокоены своей дальнейшей судьбой и судьбой компании:
1. «Я продаю плоды собственного труда. Справедливая цена может удовлетворить меня материально, но душой я все равно буду болеть за дальнейшую судьбу компании».
2. «В компании работают люди