Файл: Литература по теме Практические задания Тема Частное и коллективное предпринимательство Вопрос Частное предпринимательство и частная собственность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 302
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Юридическое лицо - это организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Представительство – обособленное структурное подразделение фирмы, представляющее и защищающее ее интересы.
Филиал – обособленное подразделение фирмы, осуществляющее все или часть ее функций, в том числе и функции представительства.
Оффшорная фирма – фирма, зарегистрированная на одной из особых территорий, называемых оффшорными зонами.
Оффшорная зона – территориально обособленный регион, район, область или остров (полуостров), в котором не действуют некоторые правила и нормы страны юрисдикции, т. е. той страны, в пределах которой создается данный оффшор.
Совместное предприятие – фирма, возникшая в результате включения в состав ее участников юридических и физических лиц, являющихся резидентами различных государств.
Многонациональная компания – фирма, являющаяся международной по составу участников и национальной принадлежности своих уставных капиталов.
Моноотраслевая фирма – фирма, которая предпочитает широкую или узкую специализацию в рыночных нишах.
Предпринимательское амплуа фирмы – характеристика того, какие интегральные потребности рынка данная фирма удовлетворяет.
Командные высоты в управлении бизнесом – должности и полномочия в принятии управленческих решений, которые закрепляют за собой владельцы бизнеса для обеспечения определяющего влияния на наиболее важные звенья в создании, поддержании и развитии собственного бизнеса.
Организационная структура бизнеса – внутреннее административно-управленческое устройство фирмы как бизнес-единицы, позволяющее ей успешно действовать на рынке в соответствии с целевыми установками, проявлять конкурентоспособность и обеспечивать своим действиям положительное признание со стороны окружения и самих владельцев бизнеса.
Обратите внимание на:
· момент возникновения права фирмы ее участников на ведение бизнеса (их правоспособности): после государственной регистрации в установленном порядке учредительных документов
фирмы и включения фирмы в государственный реестр;
· существенные различия между фирмами, которые состоят в: организационно-правовой форме, наличии юридического лица, национальной юрисдикции, количественных отличиях, организационной структуре бизнеса, специфических профессиональных компетенциях и предпринимательских амплуа, применяемых конкурентных действиях и конкурентных статусах;
· различия между организационно-правовыми формами предпринимательства, которые содержатся в их имущественных признаках, финансовых признаках, учредительских признаках, организационных и управленческих признаках, правовых признаках;
· деление всех юридических лиц на корпорации и унитарные юридические лица и наличие закрытого перечня возможных организационно-правовых форм;
· основные критерии количественного разграничения фирм во всем мире, к которым относятся: размеры капитала фирмы и величина оборота, а также списочная численность персонала фирмы;
· существование объективных сложностей малого предпринимательства: относительная неустойчивость положения небольших фирм, обусловленная соседством с крупным бизнесом, множественность конкурентов в сфере малого бизнеса, зависимость от действий конкурентов-крупных фирм, обладающих мощными финансовыми и организационными возможностями, обманчивая легкость ведения малого бизнеса, якобы не требующего высокого профессионализма;
· прямое влияние выбранного владельцами бизнеса направления или направлений предпринимательства, предмета или предметов деятельности, особенностей бизнес-процессов и бизнес-коммуникаций на специфические профессиональные компетенции фирм;
· наличие таких распространенных моделей делегирования владельцами бизнеса управленческих полномочий как найм менеджеров, сдача бизнеса в аренду, развитие интрапренерства (внутреннего предпринимательства);
· существование следующих свойств организационной структуры бизнеса: заданность, функциональность, линейность, распределенность, открытость, логичность, индивидуальность.
Вопросы темы:
1. Место и роль фирм в управлении собственным бизнесом.
2. Командные высоты в управлении собственным бизнесом.
3. Организационная структура бизнеса.
Теоретический материал по теме
Вопрос 1. Место и роль фирм в управлении собственным бизнесом.
Управление собственным бизнесом представляет собой целенаправленное воздействие предпринимателей на результаты и ресурсы своего бизнеса, бизнес-процессы и бизнес-коммуникации для поддержания и развития этого бизнеса, обеспечения его конкурентоспособности, укрепления и развития его конкурентных преимуществ.
В большинстве направлений предпринимательства людям, если они намерены стать предпринимателями, владеть и управлять собственным бизнесом на законных основаниях, необходимо своевременно зарегистрировать свое участие в делах той или иной фирмы.
Каждая фирма вправе самостоятельно вести любую не запрещенную законом предпринимательскую деятельность по производству и реализации товаров/услуг/работ; взаимодействовать с окружением, участвовать в конкуренции и сотрудничестве с его представителями – другими фирмами, нанятыми работниками, другими гражданами, органами государственного управления, правоохранительными и налоговыми органами, СМИ, др.; обладать имуществом, как правило, обособленным от имущества ее участников; обладать внутренним организационным единством, упорядоченностью внутренних связей и внутренней управляемостью.
Люди обладают многими правами с момента рождения, а право фирмы и ее участников на ведение бизнеса (их правоспособность) возникает после государственной регистрации в установленном порядке ее учредительных документов (документов об учреждении) фирмыи включения фирмы в государственный реестр. Оно прекращается в момент завершения официальной ликвидации фирмы уполномоченным государственным органом.
Среди множества определений фирмы предпочтительным является понимание фирмы как ключевой бизнес-единицы в системе предпринимательства. Бизнес-единицы - это организационные клеточки, от имени которых предприниматели действуют на рынке, участвуют в бизнес-процессах и бизнес-коммуникациях, обеспечивают применение ресурсов и достижение желаемых бизнес-результатов. Бизнес-единицы обладают предпринимательскими полномочиями и определенным организационным строением - организационной структурой бизнеса, позволяющей предпринимателям не только владеть бизнесом, но и эффективно управлять им.
Будучи бизнес-единицей каждая фирма
обладает профессиональными компетенциями – совокупностью принятых на себя полномочий, обусловленных необходимостью исполнения ею предпринимательских функций.
Общими для всех фирм являются профессиональные компетенции в области результативного ведения и развития собственного бизнеса – обеспечения владения/совладения бизнесом, управления бизнес-процессами и бизнес-коммуникациями, применения ресурсов, использования квалифицированных сотрудников, поддержания эффективной организационной структуры бизнеса, обеспечения правовой чистоты бизнеса.
Ключевой общей профессиональной компетенцией любой фирмы как бизнес-единицы в предпринимательстве является обеспечение ею внутренней целостности и автономности в процессе ведения и развития собственного бизнеса и в связях с окружением.
Несмотря на то, что все фирмы похожи друг на друга фактом регистрации, между ними имеются существенные различия (рис. 1).
Рис. 1. Различия между фирмами
Прежде всего, действующие в России и во всем мире фирмы различаются между собой организационно. Под организационно-правовой формой предпринимательства следует понимать тип зарегистрированного субъекта предпринимательства, обладающий сущностными признаками, отличающими его от любого иного типа субъекта предпринимательства.
Различия между организационно-правовыми формами предпринимательства содержатся в их:
· имущественных признаках;
· финансовых признаках;
· учредительских признаках;
· организационных и управленческих признаках;
· правовых признаках.
Организационно-правовые формы предпринимательства различаются между собой, прежде всего, способами участия владельцев/совладельцев бизнеса в делах этой фирмы и их властно-распорядительными полномочиями. Поэтому определяющее значение для разграничения организационно-правовых форм предпринимательства имеют имущественные признаки субъектов предпринимательства и связанные с ними правовые основания деятельности фирмы.
В Российской Федерации в основе классификации организационно-правовых форм предпринимательства чаще всего находится установление факта наличия или отсутствия обязательственных либо вещных прав участников фирмы в отношении имущества самой фирмы.
Все юридические лица разделены на корпорации и унитарные юридические лица (рис. 2). Корпорациями являются организации, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их органы управления в соответствии с ГК РФ. К данным организациям отнесены все коммерческие юридические лица (за исключением унитарных предприятий), а также ряд некоммерческих.
В свою очередь, юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными организациями. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия (являющиеся коммерческими организациями), а также некоторые некоммерческие организации.
В России также наблюдается разнообразие типов владения бизнесом. Следует указать на такие типы владения бизнесом, как: частное владение бизнесом; коллективное владение бизнесом; долевое владение бизнесом; владение бизнесом со стороны государства.
Разграничение организационно-правовых форм предпринимательства по имущественным признакам лежит в основе использования и иных признаков разграничения. Разграничение организационно-правовых форм предпринимательства по финансовым признакам базируется на особенностях первоначального и последующего формирования капитала создаваемого субъекта предпринимательства, а также на особенностях распределения его доходов.
Одни фирмы формируют уставный капитал (общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, акционерные общества), другие — уставный фонд (государственные и муниципальные унитарные предприятия), третьи — складочный капитал (полные товарищества и товарищества на вере), четвертые аккумулируют паевые взносы (потребительские и производственные кооперативы), пятые — взносы учредителей, не являющиеся ни первым, ни вторым, ни третьим, ни четвертым (фонды, негосударственные учреждения, автономные некоммерческие организации), шестые — членские взносы (партнерства, общественные объединения). Доходы от деятельности фирм, имеющих разные организационно-правовые формы, распределяются также по-разному.
Рис. 2. Виды юридических лиц
Разграничение организационно-правовых форм предпринимательства по учредительским признакам основано на определении правового статуса тех лиц, которые в инициативном порядке принимали участие в создании новой фирмы. Таковыми являются (рис. 3):