Файл: Предмет и метод теории государства и права. Объект тгп.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
права, т.к. она осуществляется исключительно специальным субъектом — уполномоченным органом публичной власти или должностным лицом. Право реализуется в форме применения только в тех случаях, когда реализация права в других формах не достигла своего результата, т.е. когда не произошло воплощения в реальной жизни законных субъективных прав и юридических обязанностей. Результат применения права всегда воплощается в специальном документе — правоприменительном акте (например, приговоре суда)

Выделяют следующие стадии правоприменительного процесса:

  • установление фактических обстоятельств дела

  • юридическая квалификация

  • решение дела — основная стадия, является собственно правоприменением. Первые две стадии имеют подготовительный характер и их разделение достаточно условно.

  • исполнение правоприменительного акта


41. Основные стадии процесса применения норм права. Акт применения правовых норм: понятие, особенности и виды. Правоприменительные акты суда и прокуратуры Российской Федерации.
1. Установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания).

Главная цель - выяснение объективной истины по делу.

Для этого по закону необходимо:

- совершить целый ряд процессуальных действий (осмотр места происшествия, опрос свидетелей, исследование вещественных доказательств, следов, документов, назначение, если это нужно, экспертизы, фотосъемка и т.д.).

- установить мотивы преступления, выяснить причины, способствовавшие его совершению.

2. Выбор правовой нормы, по которой надлежит разрешить дело.

Здесь дается юридическая квалификация совершенным действиям. Эта стадия требует высокой подготовленности и профессионализма лица, применяющего правовую норму.

Данная стадия требует не меньшей ответственности и внимательности, чем первая. Квалификация должна быть точной, адекватной и бесспорной. Фактически здесь речь идет об установлении полного состава правонарушения, иными словами, юридической основы дела. Отсутствие хотя бы одного признака состава преступления влечет за собой прекращение уголовного преследования.

3. Проверка юридической силы и толкование выбранной нормы.


Действия ее во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение возможных противоречий, коллизий, пробелов, расхождений.

Норма подвергается всестороннему толкованию с помощью известных приемов и способов (грамматического, логического, систематического, специально-юридического и др.).

Что касается коллизий и пробелов, которые могут встретиться в правоприменении, то наука и практика выработали следующие правила их преодоления:

а) если противоречат друг другу акты одного и того же органа, но изданные в разное время, то применяется последний;

б) если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой (например, закон и указ, указ и правительственное постановление), т.е. принимается во внимание иерархия нормативных актов и отдельных норм;

в) если расходятся общефедеральный акт и акт субъекта Федерации, то применяется первый (в пределах предметов ведения РФ и совместного ведения - ст. 76 Конституции РФ);

г) в случае противоречия между федеральным актом и актом субъекта Федерации, изданным в пределах его компетенции, приоритет имеет последний (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ);

д) если обнаружен пробел в праве (отсутствие нужной нормы), то решается вопрос о применении правовой аналогии в ее двух видах - аналогии закона и аналогии права.

4. Вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия) (например, приговор суда по уголовному делу, судебное решение по гражданскому делу).

5. Контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по гражданскому делу, доведение их до заинтересованных лиц и органов).
Акт применения права (правоприменительный акт) - это правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела.

Правоприменительный акт выступает итогом правоприменительной деятельности и обладает следующими особенностями:

- исходит от компетентных органов;

- носит государственно-властный характер;

- носит индивидуальный (персонифицированный), а не нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями;

- имеет определенную установленную законом структуру (состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей) и внешние реквизиты (точное наименование акта; дата издания; место издания; порядковый номер; регистрационный номер; полное наименование органа, издавшего акт; подписи лица (лиц), принявшего акт; печать).



Виды правоприменительных актов. Акты применения норм права отличаются большим разнообразием, поэтому они классифицируются по различным основаниям.

По отраслевому признаку они подразделяются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые, финансовые и др.

По субъектам их издания - на акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных; органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств.

По юридической природе - на правоохранительные, правоисполнительные, правовосстановительные, правообеспечительные.

По последствиям - на правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие (например, приказ ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза, о переводе с одной формы обучения на другую в том же вузе).

По форме выражения - на письменные и устные (например, штраф за неправильную парковку автомобиля, за безбилетный проезд в общественном транспорте, за переход улицы в неположенном месте);

акты-документы и акты-действия.

Акты-действия, в свою очередь, могут быть подразделены на словесные (распоряжение или резолюция руководителя подчиненному совершить определенное действие) и конклюдентные, или молчаливые: разного рода указатели, сигналы, жесты, команды, символы, ясно показывающие намерения применить норму права (остановить автомашину, затормозить, свернуть в сторону), если требования будут нарушены. Отказ от выполнения всех этих знаков, указателей и сигналов влечет за собой юридическую ответственность.

По названию акты применения права могут иметь форму указа, постановления, приказа, распоряжения, протокола, резолюции, разрешения, приговора, акта о наложении штрафа, указания и т.д. Нередко они совпадают с названиями нормативных актов. Важно, чтобы правоприменительный акт не содержал общего правила поведения.
6.от действия во времени

1)однократного действия(штраф)

2)длящиеся (назначение пенсии)

Структура актов – документов

1. вводная часть

2. описательная часть

3. мотивировочная

4. результативная

Существуют акты, состоящие из 2 3 частей или из одной части.

42. Юридические коллизии и способы их разрешения. Пробелы в праве и способы их преодоления. Аналогия закона и аналогия права.

Юридические коллизии – противоречие между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения.

Под способами разрешения юридических коллизий понимаются конкретные приемы, средства, механизмы, процедуры их устранения. В зависимости от характера коллизии применяется тот или иной метод, используется та или иная форма, избирается тот или иной путь снятия возникшего противоречия или выхода из правового тупика.

Наиболее распространенными способами разрешения юридических коллизий являются следующие:

1) толкование;

2) принятие нового акта;

3) отмена старого;

4) внесение изменений или уточнений в действующие;

5) судебное, административное, арбитражное и третейское разбирательство;

6) систематизация законодательства, гармонизация юридических норм;

7) переговорный процесс, создание согласительных комиссий;

8) конституционное правосудие;

9) оптимизация правопонимания, взаимосвязи теории и практики;

10) международные процедуры.
Под пробелом в праве понимается отсутствие в нем нужной нормы, с помощью которой можно было бы разрешить возникший случай. Это как бы "умолчание" законодателя относительно необходимости правового урегулирования определенного общественного отношения. Случай есть, а нормы нет.

Первый и естественный путь полного устранения пробела - принятие новой нормы. Но это - "долгий путь", ибо законодатель не может непрерывно, в срочном порядке заделывать "дыры" в праве, он это делает постепенно, устраняя наиболее существенные из них. Пробелы же возникают постоянно и их надо оперативно заполнять, преодолевать. Для этой цели и существует институт правовой аналогии.

Различают два вида правовой аналогии или два способа преодоления пробелов: 1) аналогию закона; 2) аналогию права.

В первом случае отыскивается и применяется сходная с другими норма закона или иного нормативного акта.

Во втором, когда не обнаруживается даже и сходной нормы, дело разрешается на основе и в соответствии с общим духом, смыслом, принципами действующего права. Понятно, что в такой ситуации особое значение приобретает правосознание, юридическая культура и профессионализм судей.

43. Толкование права: понятие, виды по субъектам, способы и объем толкования. Акты официального толкования: понятие и виды.

Толкование норм права - это деятельность, направленная на установление содержания юридических норм.


В процессе толкования уясняются смысл нормативного предписания, его социальная направленность, место в системе правового регулирования и т.п. Толкование необходимо в связи с абстрактностью юр. норм, специальной терминологией, дефектностью правотворческого процесса (неясностью) и т.д.

Деятельность по толкованию правовых норм имеет своей целью правильное и единообразное понимание юридических предписаний и их правильное и единообразное применение.

Толкование состоит из двух сторон:

  • уяснение (для себя);

  • разъяснение (для других).

В зависимости от субъектов толкование подразделяют:

  • на официальное (дается уполномоченными на то субъектами, содержится в специальном акте, влечет юр. последствия);

  • на неофициальное (не имеет юр. обязательного значения и лишено властной силы).

Официальное толкование бывает нормативным (распространяется на большой круг лиц и случаев) и казуальным (обязательно только для данного конкретного случая). В свою очередь нормативное толкование классифицируется на аутентичное (дается тем же органом, который издал нормативный акт) и легальное (исходит от уполномоченных на то субъектов).

Неофициальное толкованиебывает:

  1. обыденным (не требует спец. познаний и дается любым гражданином);

  2. профессиональным (дают юристы);

  3. доктринальным (научное разъяснение юр. норм).

Способы толкования - это совокупность приемов и средств, направленных на установление содержания правовых норм.

Выделяют следующие способы:

  1. грамматический (толкование с помощью языковых средств, правил грамматики, орфографии и т.п.);

  2. логический (толкование с помощью законов и правил логики);

  3. систематический (толкование с помощью анализа системных связей юридической нормы с другими нормами, места и роли конкретного правила поведения в системе права);

  4. историко-политический (толкование с помощью анализа конкретно-исторических и политических условий принятия правовой нормы);

  5. телеологический (толкование с помощью установления целей издания нормативного акта);

  6. специально-юридический (толкование с помощью раскрытия содержания юр. терминов, используемых в законодательстве).

Результаты толкования могут быть различными в зависимости от соотношения текста и действительного содержания юридических норм.