Файл: Предмет и метод теории государства и права. Объект тгп.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5. Сельскохозяйственное право. Регулирует порядок организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, колхозов, акционерных обществ, арендаторов, их взаимоотношения с другими субъектами (госорганами, предприятиями, учреждениями, членами самих этих хозяйств); порядок использования и оплаты труда, распределения доходов; отражает особенности сельскохозяйственного производства.

6. Трудовое право. Предмет данной отрасли - сфера трудовых отношений (формы рациональной организации труда, его оценка и оплата, определение тарифных ставок, разрядов, окладов, норм выработки; рабочее время, отпуска; прием на работу и увольнение; порядок заключения трудовых соглашений). Субъектами трудовых отношений выступают рабочие и служащие, государственные, общественные и кооперативные организации, профсоюзы. Метод регулирования - поощрение, стимулирование, придание соответствующим договорам нормативного значения.

7. Гражданское право. Наиболее крупная отрасль, регулирующая обширную область имущественных и личных неимущественных отношений (имя, честь, достоинство, авторство). Весь гражданский оборот, хозяйственная деятельность предприятий, организаций, учреждений и граждан осуществляются на основе норм гражданского права (владение, пользование и распоряжение собственностью, ее приобретение и отчуждение, купля, продажа, дарение, наследование, передача в аренду, на хранение, в залог; пересылка, транспортировка, взаимные поставки сырья и продукции производителями и потребителями).

37. Соотношение системы права и системы законодательства.
Система права и система законодательства соотносятся как содержание и внешняя форма права.

Система права– это совокупность взаимосвязанных юридических норм, институтов права, отраслей права.

Система законодательства– это совокупность источников права, т. е. система нормативных правовых актов, которые являются формой выражения правовых норм.

Соотношение системы права и системы законодательства:

1) система права характеризует содержание права, т. е. внутреннюю структуру права, а система законодательствавнешнюю форму выражения права (строение и состояние источников права);

2) система права обеспечивает взаимодействие правовых норм, источников права и отраслей права при регулировании общественных отношений, а система законодательства – наличие необходимой для регулирования общественных отношений правовой информации;

3) в системе права исходный элемент – это норма права, а в системе законодательстванормативный правовой акт;

4) характер системы права – объективный, а системы законодательства – объективно–субъективный, но в значительной степени субъективный;

5) система права является первичной, а система законодательствапроизводной, так как отражает систему права и строится на ее основе.

Система права и система законодательства не являются тождественными понятиями между ними имеются существенные различия.

Так, в одних случаях отрасль права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право, право социального обеспечения и т.д.). Действующий в этой сфере нормативный материал рассредоточен по различным правовым актам, не имеет единого кодифицированного акта.

Возможна и обратная ситуация, при которой отрасль законодательства существует без отрасли права. В этом случае отрасль законодательства «привязана» к соответствующим сферам государственного управления и сферам государственной деятельности (законодательство о воздушном, водном, железнодорожном транспорте, об образовании и т.д.). В силу этого количество отраслей законодательства превышает число отраслей права.



В некоторых случаях отрасль права совпадает с отраслью законодательства (гражданское, уголовное, трудовое).

Имеются так называемые комплексные отрасли законодательства, которые возникли из сочетания норм административного, гражданского и некоторых других отраслей права. Важнейшим из них является хозяйственное законодат-ва.
38. Понятие и основные принципы законности. Понятие правопорядка.
Законность представляет собой многоплановое явление. Многочисленные определения раскрывают различные аспекты законности: принцип деятельности государственных органов, своеобразный политико-правовой режим общественной жизни, а также строгое требование соблюдения доходов.

Под законностью условимся понимать строгое и неуклонное соблюдение закона всеми государственными органами, общественными и хозяйственными организациями, должностными лицами и гражданами.

Законность означает совокупность требований, за отступление от которых наступает юридическая ответственность. По тому, какова она (строгая, формальная и т.п.), можно судить о состоянии режима законности.

Принципы законности:

верховенство (главенство) закона по отношению ко всем другим правовым актам;

равенство всех перед законом и судом;

• исключение произвола в деятельности властных органов и должностных лиц;

единство в понимании и применении закона на всей территории его действия и учет особенностей конкретных обстоятельств, предусмотренных законом;

• осуществление закона лицом посредством своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц;

эффективная борьба с правонарушениями, надежная охрана и реальные гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Значение законности для решения актуальных проблем жизни общества, практики юридической работы состоит в следующем:

• в законности выражается реалистическое отношение к праву, его общеобязанности, его силе и ценности;

• законность выражает связь правовых вопросов с социальным строем, с политическим режимом, существующим в обществе;

• состояние законности в обществе прямо связано с идейно-духовными основами правовой системы — началами гуманизма, социальной справедливости, подлинного равенства, положением личности в обществе.

Правопоря́доксостояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм, одна из составных частей общественного порядка. Это
состояние фактической урегулированности социальных связей, качественное выражение законности.

39. Гарантии законности: понятие и виды. Роль суда и прокуратуры в механизме обеспечения законности на территории Российской Федерации.
Законность — это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе.

Гарантии законности — это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.

Гарантии законности принято делить на общие и специальные (юридические).

Среди общих условий можно выделить следующие:

1) экономические гарантии (обеспечение равноправного существования разных форм собственности, установление и охрана частной собственности, свобода частного предпринимательства, устойчивая денежная система и налоговая политика, полная и своевременная оплата труда и т.

д.).

2) политические гарантии - это развитие и совершенствование демократических устоев общества, формирование правового государства, разделение властей и их сотрудничество между собой, обеспечение многопартийности и т.д.

3) идеологические гарантии предполагают создание в обществе высокого уровня правовой культуры, основанной на уважении к закону, на внутреннем согласии людей с нормативным предписаниями, уровень развития правовой науки и т.д.

4) социальные гарантии (высокий жизненный уровень населения, забота о социально незащищенных слоях общества и т.д.).

5) общественные гарантии - это активное привлечение общественности к борьбе с нарушениями закона, к профилактике правонарушений и др.

К специальным гарантиям относятся:

1) исчерпывающее и эффективное регулирование правовыми средствами всех отношений, которые нуждаются в юридической регламентации.

2) улучшение качества законодательства, его совершенствование.

3) установление специальных институтов и процедур, направленных на обеспечение законности в деятельности государственного аппарата (презумпция невиновности, независимость суда и др.).


4) установление эффективных мер ответственности (юридических санкций) за правонарушения;

5) четкая и эффективная деятельность правоохранительных органов: направленная на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений, привлечение виновных к ответственности;

6) контрольно-надзорная деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение правовых норм: деятельность Конституционного Суда прокурорских и следственных органов, контроль государственных органов за подведомственными им подразделениями и т.д.

40. Формы реализации права. Применение как особая форма его реализации.
Реализация права - это воплощение в жизнь требований юридических норм.

Реализация права предполагает только правомерное поведение субъектов права.
Реализация права может проявляться в четырех формах:

Пассивный вид: соблюдение (бездействие субъекта, следование нормам права).

Активные виды:

  • исполнение (наличие правовых обязанностей, учет интересов личности, сознательность и добровольность реализации);

  • использование (правомочие действий, волеизъявление субъекта);

  • применение (субъект права – орган власти, закрепление реализации права в документальной форме).

Примером соблюдения может быть следование правилам дорожного движения, исполнения – оплата таможенной пошлины, использования – участие в выборах Президента РФ, применения – судебный приговор.

Соблюдение норм права – такая форма реализации права, при которой субъекты воздерживаются от совершения действий, запрещаемых правом. Это пассивная форма поведения субъектов, здесь реализуются запрещенные нормы.

(переход на красный свет, ходить в куртках в академии)

Исполнение подразумевает исполнение субъектами возложенных на них юридических обязанностей. Субъекты осуществляют активные действия и реализуют обязывающие нормы права (обязаны платить налоги, посещать лекции).

Использование норм права предполагает использование субъектами предоставленных им прав по их желанию (как активных так и пассивных) Здесь осуществляется реализация управомачивающих норм.

Эти формы реализации права являются формами непосредственной реализации, поскольку соответствующие юридические нормы претворяются в жизнь действиями самих субъектов общественных отношений.

Применение права— активная форма реализации права, которую принято называть особой формой реализации