Файл: Предмет и метод теории государства и права. Объект тгп.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Конечно, современная российская правовая политика – это политика переходного периода. В этом её специфика, и именно данной особенностью объясняются многие её изъяны, зигзаги, непоследовательность. На ней лежит печать поспешности, "шоковости", нетерпимости или, напротив, пробельности, отставания. Впрочем, иногда она и забегает вперед, стремясь бежать "впереди паровоза". Переходный период, как правило, нестабилен, изменчив, противоречив. А это определяет весь ритм жизни общества.

Важнейшее свойство правовой политики – ее государственно-волевой характер, властно-императивное содержание. Правовая политика потому и называется правовой, что она:

- во-первых, основывается на праве и связана с правом;

- во-вторых, осуществляется правовыми методами;

- в-третьих, охватывает главным образом правовую сферу деятельности;

- в-четвертых, опирается, когда это необходимо, на принуждение;

- в-пятых, является публичной, официальной; в-шестых, отличается нормативно-организационными началами.

Большую роль в данном процессе играют судебные, прокурорские, следственные и иные юрисдикционные органы с их богатой правоохранительной, правоприменительной и правоисполнительной практикой. Они нередко существенно корректируют реализуемую ими правовую политику, как бы проверяют ее на жизненность и эффективность, выявляют в ней слабые и сильные стороны, вносят необходимые предложения и рекомендации по ее совершенствованию.

Все перечисленные выше субъекты формирования правовой политики выступают также и субъектами её осуществления. Иначе и быть не может, ибо здесь деятельность самих разработчиков и исполнителей совпадает, представляя собой единое целое. Она неразделима ни во времени, ни в пространстве, ни по кругу лиц, ни по существу. Но главным проводником правовой политики, ее организатором и координатором является все же государство с его мощным управленческим аппаратом и властными функциями. Большая роль в этом деле должна принадлежать, в частности, Министерству юстиции.

18. Функции права: понятие и классификация.
Функции права – это основные направления воздействия права на общественные отношения, в которых отражаются его сущность и социальная востребованность для организации обществен жизни.

Функции права делятся на:

1общесоциальные

2.специально-юридические

Общесоциальные (выражают роль права как социального регулятора при регламентации отношений в различных сферах общественной деятельности):

Функции права рассматривают в двух плоскостях, а именно в зависимости от того, освещаются ли они в специально-юридических (узких) или в общесоциальных (более широких) рамках.

Если следовать широкому значению функций права, то среди них можно выделить, например, такие:

  • экономическая (право, устанавливая "правила игры" в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства и т.п.);

  • политическая (право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.);

  • воспитательная (право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения);

  • коммуникативная (право, являясь информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления, специфическим "посредником" между законодателем и обществом, между творцами правовых предписаний и физическими или юридическими лицами).

Специальные юридические функции (показывают, какие средства и регулятивные приемы используются при этом, какая юр материя позволяет наиболее эффектно решить поставленные общ задачи):

1) регулятивная (дозволение, льготы, поощрения)

2) охранительная (восстановительная, компенсацион, ограничительн)

Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с помощью этой функции призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей.

Охранительная функция реализуется с помощью

правовых ограничений (обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений) и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать
19. Понятие и структура правосознания. Особенности формирования профессионального правосознания судьи и прокурора.
Правосознание - одна из форм общественного сознания наряду с политическим, нравственным, научным, художественным, философским и т.д. Перед нами те формы, в которых люди познают, осваивают окружающий их мир, объективную реальность, собственное бытие. У каждой формы свой предмет (область) отражения. У правосознания - это право, правовая действительность.

Правосознание - совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций, переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому (допустимому) праву и другим правовым явлениям.

Речь идет о том, как люди понимают и воспринимают право, как его осознают, каким хотели бы видеть право в идеале.

Структура правосознания:

    • идеологический элемент (представляет собой систему правовых идей, взглядов, теорий, воззрений, доктрин; это часть идеологии вообще, как собирательного понятия. Особенность правосознания в том, что оно отражает право во всех его состояниях и проявлениях, чем и отличается от других видов идеологии);

    • психологический элемент (нередко рассматривается как исходное, корневое начало; это чувства, эмоции, переживания, настроения индивида, связанные с восприятием права и всех производных от него явлений. Имеется в виду эмпирический срез правосознания, предполагающий познание объекта опытным путем. Причем психологический настрой может быть не только индивидуальным. Если определенные настроения получают массовое распространение, то говорят о социальных чувствах, которые могут иметь как всеобщий, так и групповой характер).

Профессиональное правосознание юристов – это одна из форм правосознания, выступающая как система правовых взглядов, знаний, чувств, ценностных ориентаций и других структурных элементов правового сознания людей, профессионально занимающихся юридической деятельностью, которая требует специальной образовательной и практической деятельности.

Содержание профессионального правосознания юристов
 характеризуется рядом черт:

– предполагает уважительное отношение к праву, закону, к практике его применения;

– является практическим, т. е. юристы не только знают основные принципы, нормы права, но и используют их в своей деятельности;

– присутствует убежденность в необходимости неукоснительного соблюдения буквы закона;

– готовность к совершению активных правомерных действий по защите прав и свобод граждан;

– взаимосвязано с общественным и индивидуальным правосознанием;

– оказывает значительное влияние на различные сферы жизнедеятельности;

– с точки зрения уровня познания правовой действительности, других качественных характеристик отлично от правосознания граждан.
20. Правовая культура: понятие и структура.
Правовая культура – это общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

Структура правовой культуры включает:
21. Правовая система общества: понятие и структура. Соотношение права и правовой системы.
Правовая система (не путать с системой права!) - совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения и поведение людей.



Это интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность.

Право - ядро и нормативная основа правовой системы; по его характеру судят о сущности правовой системы.

Элементы правовой системы:

    • право;

    • правотворчество;

    • правосудие;

    • юридическая практика;

    • нормативные правовые акты;

    • правоотношения;

    • субъективные права и обязанности;

    • правовые учреждения;

    • законность;

    • правосознание и др.


Понятие права и правовой системы соотносятся как часть и целое. Если под правом традиционно понимается система общеобязательных, формально определённых юридических норм, установленных и обеспеченных государством, то под правовой системой понимается явление, отражающее собой всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность, систему юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает правовое воздействие на поведение людей.


22. Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь.
Действующие в обществе нормы принято делить на социальные и технические.

Социальные нормы– это общеобязательные и объективно необходимые правила поведения, совместного человеческого бытия, регулирующие границы возможных и должных действий.

Выделяют следующие виды социальных норм:

1) обычаи– это устойчивые правила поведения людей, которые складываются исторически в результате многократного повторения, сохраняются в сознании людей и охраняются с помощью общественного мнения;

2) религиозные нормы– это совокупность таких правил поведения, которые выражают определенное мироощущение и мировоззрение, базирующаяся на вере в сверхъестественные силы и существование Бога;

3) корпоративные нормы– это комплекс правил поведения, которые устанавливает какая-либо корпоративная организация для регулирования отношений между своими членами. Корпоративные нормы должны действовать в пределах установленных государством полномочий;

4) политические нормы– это правила поведения, имеющие общий характер, которые учреждаются и санкционируются субъектами политической системы для формирования и использования государственной власти;

5) организационные нормы– это правила поведения, которые регулируют отношения, связанные с организационными и производственными задачами.
Другая классификация делит социальные нормы на следующие виды:

1) нормы морали;

2) семейные нормы;

3) этические нормы;

4) нормы традиций и привычек;

5) деловые обыкновения;

6) правила этикета.
Социальные нормы, кроме того, характеризуют следующие особенности: