Файл: Предмет и метод теории государства и права. Объект тгп.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
25. Структура нормы права. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта. Способы изложения правовых норм.
Структура нормы права – внутреннее строение нормы, которое раскрывает состав и содержание ее необходимых элементов, а также способы их взаимосвязи.
Элементы структуры нормы права:
1. Гипотеза (предположение)- элемент нормы права, указывающий на условия ее действия, применения (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов (например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: соответствующий возраст и вменяемость).
Классификация:
-
по характеру содержания различают общие (абстрактные, определяющие условия действия норм общими родовыми признаками) и конкретные (казуистические, устанавливающие частные специальные условия действия нормы, например, нормы УПК, где по пунктам перечислены обстоятельства, при наличии которых уголовное дело не возбуждается либо прекращается); -
по степени определенности общая гипотеза может быть абсолютно определенной (только указывает факты, которые обусловливают действие нормы, например, сроки давности), абсолютно неопределенной (не указывает никаких фактов, с которыми связано ее действие, а предоставляет право органам власти в необходимых случаях применять юридическую норму) либо относительной (содержит указание на ограничительные условия действия нормы, например, применение нормы на территории закрытого военного подразделения); -
по степени сложности гипотезы подразделяются на однородные (если в ней указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы) и составные (если гипотеза действие нормы права ставит в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств).
2. Диспозиция (юридическое расположение сторон) - элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов.
Классификация:
-
по способу описания - на простые (содержащие указание на совершение деяния без описания его признаков, так как они достаточно очевидны; например, закон не характеризует признаки преступления, если речь идет о предельно ясном деянии), описательные (содержащие признаки правомерного либо противоправного поведения; например, ч. 1 ст. 209 УК РФ характеризует "бандитизм" как 1) создание устойчивой; 2) вооруженной; 3) группы лиц (банды); 4) в целях нападения на граждан или организации; 5) а равно руководство такой группой); отсылочные (содержащие вместо описания признаков деяния ссылку на другую норму того же нормативного акта; например, при характеристике квалифицированного преступления законодатель ссылается на признаки, указанные в ч. 1 уголовно-правовой нормы); бланкетные (содержащие ссылку на другой нормативно-правовой акт либо указывают на незаконность действий и таким образом отсылают правоприменителя к соответствующему закону); -
-управомочивающие, -обязывающие, -запрещающие.
3. Санкция - элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию.
Они могут быть как негативными - меры наказания (лишение свободы, штраф, неустойка и т.д.), так и позитивными - меры поощрения (премия за
добросовестное выполнение служебных обязанностей работником, государственная награда, условно-досрочное освобождение из мест лишения свободы и т.п.).
Норма права - это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции
Статья законодательного акта- форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права.
Излагая правило поведения, законодатель может:
-
все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта; 3 элемента в 1 статью. -
в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм; в 1 статью несколько норм. -
элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта; 3 элемента в нескольких статьях НПА. -
элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов. 3 элемента в разных НПА.
По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта:
1) прямой способ - норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта;
2) отсылочный (ссылочный) способ - статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта (примером такого способа могут служить нормы УК РФ, которые содержат ссылки на другие статьи, - это, в частности, ст. 139 "Нарушение неприкосновенности жилища");
3) бланкетный способ - статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду других нормативных актов, правил (например, при незаконном вооружении для уяснения соответствующей нормы УК РФ должен быть использован Федеральный закон "Об оружии") от 13 декабря 1996 г.).
26. Понятие и виды форм права. Источники права.
Формы права – способы внешнего выражения и закрепления норм права
Виды источников:
1. Материальный источник (эконом отношения, способы производства материал благ)
2. Идеологический источник (правосознание законодателя)
3. Юридический источник (формы внешнего документального закрепления норм права)
Виды форм права:
1.Правовой обычай – исторически сложившееся и вошедшее в привычку в силу многократного использования обычное правило поведения, санкционированное гос-вом
Признаки:
-складывается и используется в течение длительного времени
-получает одобрение и поддержку со стороны гос-ва
-не должен противоречить действующей системе права
-имеет локальный характер применения
2.Судебный прецедент – решение гос. органа (админ или суд), которое принимается за образец при послед разрешении аналогичных дел
Признаки:
-создаются в основном высшими суд. инстанциями
-прецедент устанавливается с соблюдением особой юр процедуры
-подлежит обяз. юр опубликованию в соответствующих сборниках
-обязателен для применения нижестоящими судами
-казуистичность
3.Нормативный договор – добровольное соглашение двух или более равноправных правотворческих субъектов, в результате которого устанавливаются, изменяются и отменяются нормы права.
Признаки:
-всегда содержит нормы права
-добровольность
-равенство сторон и взаимовыгода
-взаимная ответственность сторон за нарушение
4.Нормативно-правовой акт – принятый в особом порядке оф акт – документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права
Признаки:
-гос-властный акт компетентного органа
-акт правотворчества
-официальный акт
-процессуальный порядок принятия
-образует иерархию
27. Правотворчество: понятие, принципы и виды.
Правотворчество - это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.
Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдумах.
Правотворчеству присущи следующие принципы:
-
научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иные ситуации, объективные потребности развития общества и т.п.); -
профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные, подготовленные люди — юристы, управленцы, экономисты и др.); -
законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов); -
демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе); -
гласность (означает открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации). -
оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов).
В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:
1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);
2) правотворчество государственных органов (например, парламента, правительства);
3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, президента, министра);
4) правотворчество органов местного самоуправления;
5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);
6) правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).
ВИДЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА
1) законотворчество — правотворчество высших представительных органов — парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой;
2) делегированное правотворчество — нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа;
3) подзаконное правотворчество — здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам — Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций.
28. Понятие и виды нормативно-правовых актов. Акты, регламентирующие деятельность органов прокуратуры и суда в Российской Федерации
Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.
По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.
Виды законов:
1) Конституция (закон законов) - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;
2) федеральные конституционные законы
- принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме,
о Правительстве России и т.п.);
3) федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);
4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).
Виды подзаконных актов:
1) указы Президента РФ - высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;
2) постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа государства, наделенного
широкой компетенцией по управлению общественными процессами;
3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют,
как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной
структуры;
4) решения и постановления местных органов государственной власти;
5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
6) нормативные акты муниципальных органов;
7) локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).
В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:
-
нормативные акты государственных органов; -
нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.); -
нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур); -
нормативные акты, принятые на референдуме.
В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:
-
общефедеральные; -
нормативные акты субъектов Российской Федерации; -
нормативные акты органов местного самоуправления; -
локальные нормативные акты.
В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на: