Файл: Роль социального работника в профилактике проституции среди несовершеннолетних Выпускная квалификационная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 152

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский Государственный Педагогический Университет»

Факультет социальной педагогики и социальной работы

Кафедра социальной работы

Роль социального работника в профилактике проституции среди несовершеннолетних
Выпускная квалификационная работа

Выполнил студент

очного отделения

группы 501

Потапова Оксана Алексеевна

Квалификационная работа Научный руководитель

допущена к защите д.п.н., профессор

Зав. кафедрой социальной работы Ширшов В.Д.

____________________ _________________

кандидат педагогических наук, «____»__________2004 г.

доцент И.А.Ларионова

«____»__________2004 г




Екатеринбург 2004

Содержание


Введение


Как басня, так и жизнь

Ценится не за длину,

Но за содержание.


Сенека.

Легко ли быть молодым? Во все времена было нелегко. Но сейчас возникло много новых молодежных проблем. Мы поговорим о проблеме проституции в России. Эта проблема возникла давно и волнует общество, медиков, педагогов.

Термин «проституция» происходит от латинского слова prostitutio – поругание, осквернение.[14, с.260]

С каждым годом подростковая проституция неуклонно растет. По оперативным милицейским учетам за первое полугодие 2003 года к административной ответственности за занятие проституцией привлечено 19 девушек в возрасте 16-17 лет, употребляющие наркотические вещества. Из этого следует, что из проститутки можно легко превратиться в наркоманку и наоборот. Центром по борьбе и профилактике с ВИЧ-инфекцией в нашем городе выявлено более трех тысяч человек больных ВИЧ-инфекцией, из них 20,2% девочки занимающиеся проституцией. И не известно, сколько человек они уже заразили и сколько заразят.

Проституция – это такая же социальная язва, как преступность алкоголизм и другие формы девиантного поведения, а также проституция несет общественную опасность. Во-первых, проституция – форма социального паразитизма, что выражается в уклонении от общественно- полезного труда. Во- вторых, проституция способствует распространению венерических заболеваний и СПИДа. Эти девочки утрачивают свое здоровье и не могут производить на свет качественное потомство. Происходит нравственное падение женщины, она утрачивает стыд, совесть, веру, брезгливость.

Противоречие: реальная потребность решить проблему проституции среди несовершеннолетних её молоизученность, недостаточность. Каковы пути совершенствования профилактики для несовершеннолетних проституток.

Проблема: девочек- подростков, систематически совершающих правонарушения, уклоняющихся от школы и к тому же вследствие занятия проституцией и увлечения наркотиками, заболевших опасными венерическими заболеваниями, необходимо принудительно лечить и изолировать от неблагополучных семей и общества им подобных, направив в спец. школы. Однако в нашей области таких спец. школ просто нет. Ближайшие специальные учебные учреждения находятся в Кургане, однако там не всегда имеется достаточное количество свободных мест. К тому же, если девчонку поймали лишь на занятии проституцией, которое по нашим законам не признается общественно опасным деянием, то лишь на этом основании ее нельзя направить в спец. школу.


Соответственно милиция, как много не проводила бы профилактической работы, не может вырвать подростка из порочного круга. Пока в стороне от данной проблемы остаются общественные организации, которым в профилактических мерах стоило бы попробовать сформировать негативное общественное мнение о проституции, причем как в отношении к представительницам данного бизнеса, так и в отношении потребителей и подумать о занятости подростков. Но главную роль все-таки должна играть семья. Если девочке будет хорошо дома, она вряд ли променяет родных и близких на сомнительные уличные удовольствия.

Объект исследования в нашей работе - профилактика подростковой проституции.

Предмет исследования - деятельность социального работника по профилактике подростковой проституции.

Цель исследования - выявить, определить и реализовать возможности социального работника по профилактике подростковой проституции.

Гипотеза. Эффективность профилактики будет успешна при условии:

  1. насколько состоятельна профилактическая программа;

  2. индивидуальная ранняя диагностика возможности несовершеннолетних антисоциального поведения на стадии отклонения пока лишь от моральных, а не правовых норм.

Задачи исследования:

  1. Определить сущность и причины подростковой проституции.

  2. Разработать индивидуальную программу профилактики и реабилитации проституции среди несовершеннолетних.

  3. Определить возможности социального работника в профилактике и реабилитации подростковой проституции.

Сегодня очень много пишут о явлении проституции. Это юристы – Красуля С.Н., Калачёв Б.Ф., Вилкс А.Я., Дьяченко А.П.; социологи – Зиммель Г., Горлинов К., Коровин А., Побегайло Э., Харчёв А.Г.; журналисты, педагоги, медики, экономисты. Также сведения можно найти во всемирной сети Интернет.

Глава I Особенности явления проституции



1.1 История проституции

Для того чтобы понять, насколько серьёзна и сложна проблема проституции, обратимся к её истокам.

Первый организатор проституции, Солон (между 640 и 635-ок 559 до н.э.), покупал женщин и предлагал их «в общее пользование, готовых к услугам за внесение одного обола»[11, с.17]

Римское слово «prostare»- продаваться публично, проституироваться - так же как и существительное «prostibulum»- образовалось, следовательно, из «продажная девка», «проститутка»[11, с.17]

Проститутка, по римскому праву, есть женщина, которая неограниченно удовлетворяет общий публичный спрос на половые наслаждения. И все женщины, вступающие в половые со многими мужчинами публично или тайно, в борделе или в другом месте, за вознаграждение или без него, со сладострастием или холодно, без разбора - все они проститутки.[11, с.18]

К категории проституток относятся, разумеется, и те женщины, которые путём соблазна или насилия побуждают других продаваться: сводницы, хозяйки домов терпимости и увеселительных кабачков и т.п. Отсюда следует классическое понятие о проституции по римскому праву: женщина, которая с целью добывания денег, а также без такой цели, публично или тайно продаёт себя или других женщин многим мужчинам без разбора, есть проститутка.[11, с.19]

Согласно христианскому учению, проституция – известная форма разврата. Любые внебрачные половые сношения клеймят так же, как проституцию.

Особые признаки проституции впервые приняты во внимание в вестготском своде законов. Там сказано: «Если рождённая свободной девушка или замужняя женщина публично занимаются в городе развратом и если дознано, что она проститутка и часто застигнута была при нарушении супружеской верности; если она, далее, как то доказано, без всякого стыда беспрерывно завлекает многих мужчин своим позорным поведением, то такая женщина должна быть задержана штадтграфом и публично подвергнута трёмстам ударам кнута и т.д. И если она совершает прелюбодеяние с ведома своего отца или своей матери, и зарабатывает своим позорным поведением и половыми сношениями пропитание себе или своим родителям, то и они должны быть подвергнуты ударам кнута»[11, с.19].


Отсюда видно, что германский взгляд на проституцию подчёркивал в особенности публичность, большое число мужчин и непрерывное занятие непотребством. Далее проводилось решительное различие между свободной и несвободной проституткой и, очевидно, принималось также во внимание внешнее принуждение к проституции со стороны родителей или господина. Но и здесь также понятие «проституция» строго ограничивается только женским полом.

Теперь, рассмотрим, как развивалась проституция в России, как к этому относились и как с этим боролись.

Древние русские летописцы не упоминают о существовании проституции в России как об отдельном проявлении общественной жизни, и надо думать, что её и не было в первое время на Руси. Но это ещё не говорит за то, чтобы на Руси не было разврата; он, несомненно, был у наших предков, но выражался не в виде проституции. Что разврат существовал в России, это видно уже из того, что Владимир Святой из своего крещения, как свидетельствуют летописцы, имея целый гарем наложниц, которых можно было считать целыми сотнями. Итак, разврат был, но не было продажи каждому желающему тела женщины ею самой для разврата за определённое денежное вознаграждение. Может быть, отсутствие проституции в древней Руси лежало в том складе образа жизни, в котором находились в то время русские женщины. В то время боярыни постоянно сидели взаперти, в своих высоких теремах, окруженные дворней, и не только девиц, но и замужние женщины почти не встречались с мужчинами, даже на своих пирах и увеселениях, разве только в церкви, и таким образом проходила почти вся жизнь более знатных русских женщин, вначале, в девицах, под властью отца, а затем, позднее, под властью мужа. И жизнь эта протекала при суровой обстановке, где кулачная расправа была обычным явлением, а вследствие этого женщина апатично покорялась своей участи, проводя время в объедении и сне, трепетно благоговея перед грязной властью «самого».[3, с.140]

Часто выданная за нелюбимого человека, страдавшая от его деспотизма и самодурства, женщина скоро делалась озлобленной, раздраженной и вечно недовольной всем окружающим. Но, будучи в такой суровой обстановке, о которой выше упомянуто, она редко имела возможность встретить какого-либо другого мужчину из своей среды и полюбить его. Да и что могло выйти из этой любви, кроме ещё более тяжёлого её положения во власти того же самого мужа; а потому она или одиноко влачила свою постылую жизнь, или заводила связь со слугой или кем-нибудь из дворовых мужчин. Мужья, в свою очередь, при таком браке бежали от немилых жен и удовлетворяли свою страсть на стороне в среде женщин, хотя и низкого, но свободного сословия, где безнравственность была широко распространена. Общественное мнение смотрело в то время очень снисходительно, если какой-нибудь боярин заводил на стороне связь с какой-нибудь вдовой или девицей не своего круга,