Файл: Повышение качества продукции на предприятии Вход.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Повышение качества продукции на предприятии
Вход
Пищевая промышленность была и остается стратегически важной отраслью народного хозяйства, от которой зависит благополучие украинского народа, поэтому ее ускоренное развитие является важной предпосылкой преодоления кризиса и обеспечения устойчивого экономического роста.

По состоянию производственно-технической базы, структуре, технико-экономическим показателям и развитию инфраструктуры пищевая промышленность Украины значительно отстает от экономически развитых стран, особенно в части комплексной переработки сырья, механизации и автоматизации производственных процессов, качества продукции, а также ее упаковки и упаковки.

Несмотря на исключительно благоприятные почвенно-климатические условия, население страны еще не полностью обеспечено качественными продуктами питания. В последнее время Украина теряет внешний рынок сбыта продовольственных товаров, а отечественный заполняется иностранной продукцией (зачастую некачественной), в то время, когда для преодоления невзгод существует все необходимое сырье и производственные мощности.

Очевидно, что проблема повышения качества и конкурентоспособности продукции не только актуальна, но и является одной из важнейших. Выход отечественной экономики из кризиса в условиях рыночных отношений возможен только в том случае, если промышленность Украины, в частности продукты питания, производит только качественную продукцию, которая безопасна для здоровья и жизни человека.

Проблема совершенствования управления качеством была и остается объектом и предметом научных исследований. Различные аспекты этой проблемы исследовали такие ученые, как О.В. Аристов, Л.Е. Басовский, А.М. Богатырев, С.А. Варакута, В.И. Гиссин, О.. Глудкин, А.О. Заинчковский, А.И. Ковалев, В.В. Окропилов, В.Б. Протасев, В.М. Спицнадель В.К. Федюкин, С.К. Фомичев.

Зарубежный опыт управления качеством продукции отражен в работах ученых Эдгара Гувера. Маркус Джуб, Джордж С. Веймерски, Джуран Дж.М., Деминг Э., Исикава К., Каору И., В.С. Литвиненко, Марк Д. Ханна, М.И., Новицкий, Стивен Б. Вардеман, Ф.И. Шахмалов, Харингтон Дж.Х. и так далее.

Целью написания курсовой работы является обоснование теоретических, методологических, организационных и технологических основ эффективного управления качеством продукции на предприятиях пищевой промышленности.


Для достижения этой цели в работе сформулированы следующие задачи:

— сутичностью, основными категориями и понятиями управления качеством продукции;

— методология определения влияния качества продукции на стратегию развития предприятия;

– организационно-методические принципы управления качеством продукции;

  • характеристики предприятия;

  • оценка ассортиментной политики предприятия;

  • организация системы менеджмента качества продукции на предприятии;

  • использование зарубежного опыта в управлении качеством молочной продукции;

  • пути повышения качества и конкурентоспособности продукции компании.

Объектом курсовой работы является современное состояние процессов управления качеством продукции пищевой промышленности на предприятии ПАО «Житомирский маслозавод-компания «Рудь».

Предметом курсовой работы являются теоретико-методологические, организационные и технологические аспекты механизма эффективного управления качеством продукции предприятий пищевой промышленности.

Информационную основу исследования составляют нормативные правовые акты Верховной Рады Украины, Кабинета Министров, международные стандарты ISO 9000, статистические издания, монографическая литература и периодика, научно-аналитические статьи отечественных и зарубежных авторов.
1. Теоретические основы управления качеством продукции на предприятии
1.1 Сущность, основные категории и понятия управления качеством продукции

управление методической организацией

Качество является одной из основных категорий, определяющих образ жизни, социально-экономическую основу успешного развития человека и общества. Эта формулировка четко определяет значение деятельности по повышению качества.

Показатели качества продукции наиболее тесно связаны с потребностями потребителей. При этом более низким уровнем количественных значений показателей качества, которые можно измерить, стали требования соответствующих международных, государственных и отраслевых стандартов и технических условий. Такой подход позволяет определить основные причины технического отставания в области технологий практически во всех отраслях промышленности и сельском хозяйстве постсоветских государств[15].


Практическая реализация этого принципа привела к быстрому отставанию в области технологии производства, начиная с середины 60-х годов ХХ в. Если вопрос о запаздывании уже поднимался, то по сравнению с кем или чем наблюдалось это отставание. В 60-е годы оперативный контроль качества действовал во всем мире. Но в конце этого десятилетия в развитых странах Европы, В Азии и Америке стали применяться системы обеспечения качества (QA – Quality Administration), которые обеспечивали предотвращение дефектов в выпускаемой продукции. Уже такой подход дал толчок к началу технического перевооружения промышленности, внедрению новых технологий и технологических приемов. Поэтому можно определить требования, которые участвуют в формировании взаимосвязи пригодности объекта для целей потребителя и очертить границу качества объекта.

Следующие двадцать лет (до конца 80-х годов) были посвящены дальнейшей модернизации технологии производства и связанному с этим дальнейшему развитию методов и средств управления качеством (QM – Quality Management – Quality Management). Разрозненные отдельные разработки в этой области пришлось объединить в единую концепцию менеджмента качества. Поэтому Всемирная организация по стандартизации разработала стандарты ISO 9000 (методы и средства менеджмента качества). ) и 10000 (надзор) [21].

В новой концепции QM контроль продолжает играть очень важную роль, но он рассматривается вместе с такими процессами, как анализ, планирование и прогнозирование качества. Основной целью системы, сформированной этими процессами, является обеспечение и повышение качества на протяжении всего процесса создания продукции как средства удовлетворения конкретных потребностей.

Обеспечение качества – действия, планируемые и систематически выполняемые организацией-производителем, создающие уверенность в том, что качество продукции будет соответствовать предложенным требованиям. Существует два вида обеспечения качества: внутреннее и внешнее. Внутреннее обеспечение качества создает уверенность в надлежащем качестве продукции в управлении организацией-производителем, внешнее – среди потребителей.

Поскольку практически вся организация вовлечена в процесс «создания качества», она не может отвечать за качество какого-то одного специального подразделения. Это послужило основой концепции тотального управления качеством (TQM), которая также опирается на нормативную базу стандартов серии ISO 9000. Следует отметить, что данная концепция на сегодняшний день считается наиболее прогрессивной и подразумевает активное участие каждого сотрудника в повышении качества продукции и процессов. Как показывает опыт ведущих мировых предприятий, только реализуя эту концепцию и сделав ее основой деятельности, предприятия могут достичь высокого уровня делового совершенства [23].


Согласно подходам TQM, качество трактуется не столько как качество предоставляемой продукции или услуг, сколько качество предприятия в целом. Системы TQM чаще всего характеризуются набором понятий, отражающих их основные принципы и положения. Ниже приведен список основных таких понятий (материалы предоставлены Украинским дисконтным клубом):

— ориентация на результат;

— концентрация внимания на потребителях;

— лидерство и соблюдение целей;

— управление, основанное на процессах и фактах;

— развитие персонала и его вовлечение в совершенствование.

Следует отметить, что, в отличие от подходов к управлению предприятием, основанных на стандартизации, подходы TQM очень гибкие и мягкие, они фактически не имеют вполне обязательных элементов или требований. TQM часто рассматривается как общая философия управления, которая определяет только основные идеи и концепции, оставляя предприятиям свободу выбора определенных путей их реализации. Поэтому приведенный выше перечень понятий не является постоянным или исчерпывающим, его можно модифицировать и совершенствовать по мере накопления опыта управления предприятием и повышения уровня их совершенства[20].

Особенность применения международных стандартов серии ISO 9000 заключалась в следующем. Международные стандарты серии ISO-9000 содержат описание того, какие элементы должна включать в себя система качества. Созданная на базе ISO-9000 система качества представляет собой организационную структуру, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для внедрения менеджмента качества ISO (International Organization for Standartization) – Международная организация по стандартизации.

Международная организация по стандартизации приняла решение о внедрении новых версий стандартов серии ISO 9000 с 2001 года:

ISO 9000:2000 Системы менеджмента качества. Основы и словарь.

ISO 9001:2000 Системы менеджмента качества. Требования.

ISO 9004:2000 Системы менеджмента качества. Руководство по совершенствованию деятельности[19]..

Стандарт ISO 9000:2000 сочетает в себе положения стандарта ISO 9000:1994 и стандарта ISO 8402.

Стандарт ISO 9001:2000 сочетает в себе требования стандартов ISO 9001, ISO 9002 и ISO 9003.

Стандарт ISO 9004:2000 стал новой версией стандарта ISO 9004.

Фактически ISO9000 определяет выбор и применение стандартов, ISO-9001–9003 образует иерархию, в которой наиболее строгим, более высоким является стандарт ISO-9001. ISO-9004 носит рекомендательный характер. Группа ISO-9000 примыкает к стандартам ISO-8402 (терминология в области качества) и серии ISO14000 (своевременные экологические требования к производству).


Стандарты Iso-9001/2 содержат 20 основных элементов системы менеджмента качества общего типа (ответственность за управление, контрольно-измерительное оборудование, статус инспекций и испытаний, анализ контрактов и т.д.).

Вполне понятно, что стандарты серии ISO-9000 определяют не параметры конкретных изделий, а условия их создания, иными словами, культуру производства. Сертификат соответствия ISO-9001–9003 выдается в результате многоступенчатой процедуры, включающей переговоры с руководством предприятия, анализ внутренней системы обеспечения качества, принятой на предприятии, и системы работы с персоналом, включая его обучение, и, наконец, инспекцию. все этапы производства и устранения недостатков[21].

При этом стандарт ISO 9004 является для организаций своеобразным методическим пособием по разработке и применению систем качества. Данный стандарт используется в первую очередь при решении задач в области внутреннего обеспечения качества и должен применяться в договорных ситуациях, а также в целях сертификации[12]..

Основными целями выпуска стандартов ИСО серии 9000 были:

— укрепление взаимопонимания и доверия между поставщиками и потребителями продукции со всего мира при заключении контрактов;

— достижение взаимного признания сертификатов на системы качества, выданных аккредитованными органами по сертификации со всего мира, на основе использования ими единых подходов и единых стандартов при проведении сертификационных инспекций (аудитов);

— оказание помощи и методической помощи организациям различного размера из разных сфер деятельности в создании Систем качества, которые бы эффективно функционировали.

Сегодня сертификация по ISO-9000 является мощным рычагом в продвижении продукции на мировых рынках и осуществляется по инициативе фирм, за их счет[13].

Массовое внедрение СМК на промышленных предприятиях Европы состоялось в 90-е гг. Основной задачей тогда было поднять уровень производства на малых и средних предприятиях до уровня, приемлемого и взаимно признанного для международного сотрудничества. Этот этап был успешно завершен – внедрено множество систем менеджмента качества, значительно повышен уровень качества и конкурентоспособности товаров. После этого этапа возникла еще более важная и актуальная задача – Для того, чтобы сделать экономику Европы более конкурентоспособной, были приняты модели делового совершенства, которые успешно заявили о себе в Японии и Америке.