Файл: Роль социального работника в профилактике проституции среди несовершеннолетних Выпускная квалификационная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 197

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2 Современное состояние проституции в России

Проституция как социальное явление, присущее историческим формам общественной организации, возникнув в древнейшие времена, сохраняется до наших дней. При социализме была попытка ликвидировать эту форму «социального зла», с которым безуспешно боролись во все эпохи во многих странах мира. Однако удалось лишь загнать проституцию в подполье, и она продолжала существовать в латентной форме в течение всего периода советского общества. Переход к рыночной экономике вывел проституцию на поверхность, и она активно заявляет о себе объявлениями, звонками в гостиничных номерах, материалами в печатных изданиях, в сводках милиции и так далее.

При этом она легально не существует, хотя властные структуры и их представители не только знают о существовании фирм по оказанию интимных услуг, но, как показывает практика, пользуются их услугами. Каких-либо законов, регламентирующих так называемый коммерческий секс, не существует.

Исследования Л.Мартино, специалист в области проституции, показали, что девушка, делающаяся проституткой, обыкновенно бывает развращена мужчиной её же общества и положения и что «богатые платят уже за сорванные букеты». При этом лишение невинности обыкновенно имеет место в раннем возрасте.[10, с.39]

Так, у Л.Мартино на 607 проституток дефлорация имела место от 12 до 20 лет в 487 случаях и лишь 120 – по наступлении двадцатилетнего возраста.

Заметим при этом, что Л.Мартино не разделял истинных, прирождённых проституток от случайных.

Если же взять исключительно привычных проституток, то возраст их падения станет ещё более ранним.

Порочно расположенная девушка, к какому бы классу общества ни принадлежала, всегда, как только её половая жизнь вступает в свои права, находит возможным пасть и затем уж более или менее постепенно перейти в состав деятельной проституции.

Если условия жизни данной местности препятствуют обращению к проституции, как это бывает в отдельных деревнях или маленьких городках, то девушка непременно стремится в большой центр: во Франции – в Париж, а у нас – в Петербург, Москву, Ригу, Нижний Новгород.


Девушка почти всегда уже дефлорированная, занимавшаяся исключительно сельскими работами, ничего не видевшая, кроме своего села, приезжает в город, обыкновенно нанимается «одной прислугой» в семейство или к одинокому, и через несколько месяцев уже переходит к хозяйке в притон или публичный дом.

Говорят, что в проституцию гонит бедную девушку безысходная нужда и неимение других средств для поддержки семейства. Это далеко неверно.

Спросите у любой из содержательниц публичного дома, часто ли просят их проститутки послать денег родным или даже собственным детям, оставленных в деревне или отданным на воспитание. Почти никогда.[10, с.48]

Спросите, напротив, чего требуют тысячи работниц, направляющиеся ежегодно не в города, а в степи юга для заработков «Прежде всего,- говорят они нанимателям, - пошлите денег домой, в семьи, а мы вам отработаем». И безусловно работают они тяжёлую, полевую работу 4-5 месяцев, ни копейки не тратя на себя, припасая весь заработок для дома. Вот наглядная разница.

Ошибочно думают также, что город исключительно играет роль развратителя того многочисленного женского населения, которое стекается в него из сёл и деревень. Нет! Известная часть сельских девушек, порочно предрасположенных, дефлорированных уже на родине, является в большие города и представляет готовый материал для пополнения проституционного класса.

В средних и высших классах общества влияние семьи, окружающей среды, воспитания и умственного развития затемняют, нарушают и нередко совершенно нарушают подобный ход событий.

Форма проституции здесь обыкновенно бывает тайная. Как исключение, можно наблюдать женщину, вышедшую из среднего класса, в числе регламентированных проституток публичных домов. Общественное положение и развитие обыкновенно дают подобной женщине возможность проявить свои порочные наклонности в иной форме, чем явная проституция вообще или в особенности пребывание в публичных домах.

И в девушке среднего класса прирождённая порочность выражается рано.

Крайняя лживость, преступленное чувство стыда, отвращение от занятий при ослабленном восприятии всех этических понятий – составляют основные черты нравственного облика прирождённо-порочных детей.



Усидчивый труд, разумное, настойчивое преследование одной цели требуют развитую волю и напряжённую энергию, которые отсутствуют у прирождённо порочных личностей.

Путём соответственного воспитания и методического совращения, конечно, можно из нормально-одарённой девушки сделать проститутку.[10, с.59] Но подобно тому, как прирождённо-порочная девушка, при малейшем давлении в известном направлении, станет заправской проституткой, точно так же, как совращённая воспитанием или примером, женщина при малейшей возможности будет всячески стараться оставить неподходящее, тягостное для неё ремесло, будет постоянно стремиться выйти из состава проституции.

И раз ей это удаётся, она употребит все силы, чтобы не попасть вновь в омут ненавистного ей продажного разврата.

Вот почему из публичных домов попадаются иногда проститутки, делающиеся примерными жёнами, становящиеся в половом отношении более строгими, чем самые добродетельные женщины.

Протест будет ещё энергичней, если под напором несчастно сложившихся обстоятельств, путём обмана или насилия, нормально одарённая женщина, без предварительной подготовки, сразу будет поставлена в условия жизни привычной проститутки. Этим объясняются те исключительные случаи самоубийств в публичных домах, поджогов заведений, попыток к бегству и т.п. И рядом с этим редким исключениями ежедневно повторяются другого рода факты.

Проститутку выкупают из публичного дома, дают ей богатое содержание и при полной свободе действий требуют только одного – половой верности, сожительства с одним человеком, который ей физически не противен. Проживает проститутка на свободе месяц, два и возвращается сама добровольно в публичный дом.

Проститутка – это женщина, отдающая себя явно, без выбора, за деньги. Проституция существует и поддерживается именно этим последним элементом.

Не те женщины, которые случайно или насильно будут вовлечены в проституцию, составляют её основу. Порочно-одарённые женщины – вот её основа и вместе неиссякаемый источник, из которого она постоянно черпает силы. Именно этих женщин, и никаких других, надо иметь в виду, когда говорят о проститутках как определившемся элементе социального слоя. Никакие другие женщины и не должны входить в состав проституции, кроме тех, которые добровольно избирают себе этот путь в силу своих порочных особенностей.[14, с.12]


Общество разделилось на сторонников легализации проституции, которые ссылаются на то, что ни в одной стране не удалось найти действенных способов её ликвидации. Противники этого «социального зла» требуют запретить любую форму продажи женского тела и принять суровые законы против сутенёров, самих проституток и тех, кто создаёт им рекламу.

Проституция выступает как особая форма отношений между субъектом сексуальных потребностей и тем, кто может её удовлетворить за соответствующую плату. Чаще всего в самой проституции обвиняют тех, кто предоставляет сексуальные услуги. При этом мало изученными с социологической точки зрения являются причины появления в наше время значительного числа лиц несовершеннолетних, готовых торговать своим телом. Если в других странах существует сложившаяся система рекрутирования проституток из беднейших слоёв населения, то в нашей стране только начинает таковая складываться. Поэтому важно выяснить социальные факторы, толкающие в наше время часть девочек к проституции. Поскольку данная проблема имеет не только социальный характер, но и медицинский, ибо отмечается четкая связь между распространением проституции и ростом венерических болезней, СПИДа, важно выяснить мнение медиков регламентации деятельности «жриц любви».

Для решения указанных проблем было проведено совместно со специалистами Уральского научно-исследовательского института дерматовенерологии и иммунопатологии Минздрава РФ социологическое исследование проституток в городе Екатеринбурге.

По опросам проституток, 70% из них каждый раз используют презерватив. По данным врачей-венерологов, каждая проститутка хотя бы один раз в жизни болела одним из венерических заболеваний. Уровень заболеваемости сифилисом среди женщин, занимающихся коммерческим сексом, превысил общий уровень по этим заболеваниям среди населения города Екатеринбурга в 89 раз, в том числе гонореей в 54 раза.[23, с.48]

Подавляющее большинство врачей-венерологов (70%) считает, что проституция является одним из основных способов распространения вензаболеваний

При этом 42% экспертов придерживаются мнения, что проституция является объективной закономерностью современной жизни, поскольку воспроизводит традиционный для стран с рыночной экономикой вид торговли. 25% экспертов указало, что проституция – это социальная болезнь, которую необходимо как-то лечить. Наиболее приемлемым способом этого «лечения», по мнению 92%, является разработка федерального закона о проституции. В связи с этим и возникают большие проблемы.


Материалы исследования показывают, что подавляющее большинство уральских проституток – женщины в возрасте от 12 до 34 лет, среди которых 23% несовершеннолетних. Большинство имеют образование в размере девяти классов, около 10% учатся в вузах. Стаж их работы на данном поприще от одного месяца до четырёх лет и более (в среднем 14 месяцев). 59% респонденток имели опыт работы в качестве продавца – 51%, рабочей – 18%. Каждая четвёртая женщина нигде не работала до того, как приступила к данной «профессиональной» деятельности. 14% респонденток совмещают её с профессиональной работой: медсестра, лаборант научного учреждения, секретарь-машинистка, реализатор в киоске и т.д. [23, с.49]

Что же толкнуло этих женщин к тому, что они стали торговать своим телом? Наиболее распространенный ответ (72%) связан с тяжёлым материальным положением. Однако большое влияние оказали подруги (20%), которые уже имели опыт занятия проституцией и предложили оптимальный на их взгляд выход из финансовых затруднений. Также большое воздействие оказала та пропаганда, которая, пусть не всегда открыто, ведётся в кинофильмах журнальных публикациях по поводу так называемой красивой жизни проституток (19%). В частности, 16% опрошенных назвали телепередачи, как основной источник информации о проституции; 10% - видеофильмы; 7% - художественную литературу. На основе информации, которую получили будущие проститутки из СМИ, а также от друзей, у них сформировался «идеальный» образ жизни проститутки. Он включает в себя высокие заработки для 54% опрошенных; красивая, разнообразная жизнь – 20%; возможность часто посещать клубы и рестораны – для 6%; получать подарки – 3%; возможность получить половое удовлетворение – 3%.[23, с.49] Тем самым можно говорить об особой роли современных СМИ в создании иллюзорного образа проституции и тех, кто ей занимается. Иная информация могла бы количество проституток существенно сократить.

Таким образом, мы можем обозначить общие причины существования проституции:

  1. В основе девиантного поведения лежит, прежде всего, социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни; в трудностях, которые встают перед девушками при попытке самореализации и получения общественного признания; в организации социально приемлемых способов получения высокого заработка для молодых женщин.

  2. Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждения личности. В условиях, когда экономическая жизнь общества напоминает не рынок, а базар, где всё продаётся и покупается, торговли рабочей силой, способностями и даже телом становится рядовым событием.