Файл: Младший школьный возраст как наиболее благоприятный период для раскрытия личностного потенциала ребёнка.doc
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным и важным этапом в жизни ребенка: происходит формирование основных элементов ведущей учебной деятельности, усваиваются необходимые умения и навыки. На этом возрастном этапе развиваются определенные формы мышления, которые в дальнейшем обеспечивают освоение систем научных знаний, вырабатывание научного и теоретического мышления. У младших школьников зарождаются предпосылки свободной ориентации в повседневной жизни [10].
ГЛАВА 2. ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕБЁНКА
2.1. НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ
С самого раннего возраста любой ребенок начинает учиться быть собой и стремится к одобрению окружающих. И от этого и зависит: сможет ли он дальше развиваться и реализует ли он свой потенциал?
Само слово «потенциал» подразумевает под собой нечто заложенное в человеке изначально. Поэтому, его не нужно создавать, но его развитие, во многом, зависит от взрослых людей: смогут ли они разглядеть те, или иные способности в ребенке, отнесутся ли они с пониманием к тому, что подарено ему природой.
Рассмотрение личности с точки зрения ее основных подструктур как потенциалов началось с работ М.С. Кагана [1]. Он предложил рассматривать личность как персонифицированную деятельность и описывать ее пятью потенциалами: гносеологическим, аксиологическим, творческим, коммуникативным и художественным потенциалами личности [1].
На основании проведенного анализа исследований, связанных с изучением разных сторон личности как потенциалов, мы выработали следующее определение личностного потенциала ребенка.
Личностный потенциал ребенка понимается нами как система свойств, составляющих основу личностного развития и обеспечивающих соответствующий уровень достижений в различных видах деятельности, в первую очередь, в учебной деятельности. Личностный потенциал ребенка складывается из следующих основных компонентов, каждый из которых, в свою очередь, может быть системно рассмотрен как потенциал.
Первый компонент личностного потенциала ребенка – интеллектуальный потенциал – определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность и которая складывается из знаний о внешнем мире. Ее получение зависит от природного ума, образованности и практического опыта. С этим потенциалом связана познавательная деятельность человека.
Следующий компонент личностного потенциала ребенка - коммуникативный потенциал представляет собой систему свойств, умений и способностей, обеспечивающих ребенку успешность общения, понимания и взаимопонимания с другими людьми, способности к овладению коммуникативными качествами, умениями и навыками общения.
Третий компонент личностного потенциала ребенка – творческий компонент – определяется умениями, навыками и способностями к созидательному и продуктивному действию, творчеству. Предоставляет ребенку возможность творить, созидать, действовать в любой ситуации нестандартно, оригинально.
Четвертый компонент личностного потенциала ребенка - эмоционально-волевой потенциал включает систему эмоций, чувств, эмоциональных состояний, эмоциональных и волевых качеств. Развитие эмоционально-волевой регуляции связано с формированием мотивационно-смысловой сферы, мировоззрения и убеждений человека, а также способности к волевым усилиям.
Пятый компонент личностного потенциала ребенка - мотивационно-ценностный потенциал включает систему целей, ценностей и ценностных ориентаций, социально-психологических установок личности. «Мотивационно-ценностный потенциал является важнейшим компонентом личностного потенциала, наиболее тесно связан с нравственным потенциалом и составляет единый ценностно-нравственный компонент структуры личности» [4, с.115].
Раскрытие личностного потенциала - можно смело назвать одной из целей в жизни каждого человека. И педагогам, и родителям важно знать психологические условия и факторы развития личностного потенциала ребенка.
На ранних стадиях отногенеза (новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст) существует три основных фактора, которые могут помочь раскрыть ребенку свое маленькое «я»: привязанность, принятие своей беспомощности и зрелость [2]. Данная версия принадлежит Гордону Ньюфелду - человеку, который занимался клинической психологией и психологией развития, отцу пятерых детей. Он посвятил свою жизнь общению с детьми, и своим опытом делится, продолжая разрабатывать различные курсы для преподавателей и родителей. В своей теории привязанности Г. Ньюфелд доказывает, что ребенок нуждается во внимании взрослого человека без которого, развитие потенциала будет практически невозможной задачей. Г. Ньюфелд выделил шесть ступеней психологической зависимости, последовательно сменяющих и взаимодополняющих друг друга в раннем и дошкольном возрасте: привязанность через ощущения новорождённого, желание походить на родителей у годовалого ребенка, чувство принадлежности и преданности у трёхлетнего ребенка, желание
собственной значимости в четыре года, эмоциональная близость на пятом году жизни и стремление быть познанным в шесть лет. По мнению автора, психологическая близость с родителями поможет ребёнку стать независимой и яркой личностью [3] .
Второй пункт концепции Г. Ньюфелда указывает на то, что каждый человек может быть уязвим. И это ощущение заставляет нас обороняться все больше и больше от неприятных ситуаций или источников боли. Поэтому необходимо не дать закрыться ребенку в себе. Ведь недоверие к миру не дадут ему развиваться и шагать вперед в будущем. Кроме того, сильная броня не дает человеку познавать свое внутреннее «я».
Третий фактор, как ни странно, не зависит от взрослого человека напрямую. Как бы кто ни старался, но невозможно создать искусственного, иными словами, запрограммированного, идеального человека, в которого можно было бы заложить все свои пожелания и мысли. Любой ребенок должен совершать свои собственные ошибки [2]. И не всегда его действия будут нравиться его воспитателям и учителям, но зато это будут его шаги во взрослую жизнь. Только так он может стать зрелой личностью. Задача же взрослого человека, состоит в том, чтобы обеспечить ребенка заботой, уютом поддержкой, а также не дать ему замкнуться в себе. Из этого следует, что третий фактор – является основным, и именно из него вытекают предыдущие два.
Как мы уже выяснили, ребенку необходима помощь в развитии своего личностного потенциала. И если на ранних стадиях развития эту помощь могут и должны оказывать родители, то в школьном возрасте – это задача педагогов. Как пишет Г.В. Сорокоумова, особая ответственность за развитие личностного потенциала ребенка возлагается на педагога, например, «творческая личность педагога является решающим условием развития творческих потенциалов учащихся» [4, с.5].
К примеру, иностранный язык вполне может внести свой вклад в развитие личностного потенциала ребенка. В данном случае, реализация личностных процессов может осуществляться на практике.
На уроках по иностранному языку, ученик может расширить свой кругозор, изучая новую литературу, а также развить свое мышление и память. Иностранный язык – это некое «окно» в мир для детей, это средство для пополнения знаний во всех областях жизни. Это углубление знаний в таких предметах, как география, история, музыка, обществоведение, литература, изобразительное искусство и т.д. Соответственно, развивается – интеллектуальный и мотивационный потенциалы личности. Узнавая что-то новое, ребенок сопереживает – развивается эмоциональный потенциал. Общаясь на родном и иностранном языке – ребенок учится понимать и взаимодействовать с другими людьми, развивает качества, умения и навыки общения – развивается коммуникативный потенциал. Выполняя творческие задания, ребенок развивает творческий потенциал и т.д.
2.2. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ
Как мы знаем, начальная школа – первый и важный шаг в начале формирования личностного потенциала личности ребенка. Ребенок начинает свое образование и активно социализируется в обществе. Важно учитывать все детали перехода к новому этапу жизни школьника и создать максимально комфортные условия в новой обстановке. Одной из главных задач стоящих перед школой является не только получение знаний учениками, но и воспитание в них личностей.
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека [1].
Человек не рождается, а становится личностью. Личность человека развивается в течение всей жизни. Человек проходит через различные социальные институты (семья, детский сад, школа). Каждый день человек подвергается системе воздействий как со стороны управляемых, внешних, так и внутренних факторов. В процессе развития личности происходит приобретение моральных, интеллектуальных, нравственных, политических эстетических и других убеждений, которые становятся мотивом поведения и деятельности человека.
Согласно закону Российской Федерации «Об образовании» развитие личности ребёнка должно быть одним из приоритетных направлений государственной политики. Так как школа является одним из важных социальных институтов, она должна помогать ценностно- ориентированному развитию ребенка. Формирование личности учащегося также должно быть одной из приоритетных задач педагогов и воспитателей. Целью образования становится развитие личности.
Большую роль на формирование взглядов в начальной школе оказывает учитель, от которого во многом зависит личностной личности школьника. Традиционное воспитание в начальной школе, как и образование, направлено на сформирование внутренних ценностей личности учащегося [1].
Главная функция учителя современной начальной школы – управление процессами воспитания и развития, то есть направлять учение, руководить процессами воспитания. Каждый учитель должен отчетливо понимать свою главную функцию и предоставлять ученикам больше самостоятельности, инициативы, свободы. При этом следя за их деятельностью и направляя в нужное русло, если что-то пойдет не так. Следовательно, сердцевина педагогического труда – управление всеми процессами, которые сопровождают становление человека.
Однако действия воспитателя не всегда ведут к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным. Вполне понятно, что
лишь при условии, если воспитательное воздействие вызывает у школьника внутреннюю положительную реакцию и побуждает ребенка проявлять собственную активность в работе, оно оказывает эффективное развивающее и формирующее влияние.
Значит, любой педагог-воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности и характер учащегося, чтобы не вызвать негативной реакции на свои действия. Каждый учитель должен принимать во внимание то, что любой ребенок – индивидуальность. Нельзя применять одни и те же методы воспитания для всех учеников. В этом заключается большая трудность профессии педагога. Необходимо также учитывать возрастные особенности ребенка. С точки зрения Пиаже, дети до семи лет нравственные реалисты, они считают правила поведения абсолютными. К восьми годам приходит осознание относительности этих правил, понимание , что они созданы для облегчения взаимодействий.
Кроме того, самостоятельные действия ребёнка важны для формирования личности. Когда школьник действует только по указаниям учителя, он учится, прежде всего, послушанию. Следовательно, воспитательный процесс необходимо построить так, чтобы предусмотреть ситуации, в которых обучающийся получает возможность делать самостоятельный выбор и свершать поступки которые, по его мнению, правильны. Для самого ребенка это является сложной задачей личностного ориентирования. Необходимо стремиться к собственной точке зрения, осмыслению происходящего вокруг. По мере того, как дети учатся регулировать свое поведение, они начинают усваивать моральные нормы [2]. Словом, ученик должен научиться правильно действовать когда за ним не наблюдают, когда от него не требуют отчёта. Лишь в этом случае можно говорить об эффективность работы проведенной воспитателем.
Также, важный показатель эффективности системы воспитания – личностное развитие школьника, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Нравственное развитие – это результат системы воспитания и основной критерий эффективности воспитательной работы. По словам Шибутани это проявляется в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и сложных ситуациях, в умении предвидеть нравственные последствия своих действий и поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поведения и самого себя как носителя нравственности. Ребенок должен посмотреть на самого себя со стороны, представить свой план действий, так как вероятно увидят его другие. [3].