Файл: Младший школьный возраст как наиболее благоприятный период для раскрытия личностного потенциала ребёнка.doc
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
А НО ДПО «ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»
РЕФЕРАТ
по дополнительной профессиональной образовательной программе
профессиональной переподготовки
Тема:
«Младший школьный возраст как наиболее благоприятный период для раскрытия личностного потенциала ребёнка»
Реферат подготовил:
Музыка Ирина Николаевна
Должность:
учитель начальных классов___________________
Место работы:
Иркутская область, город Ангарск МАОУ «Гимназия № 8»
Номер и дата договора:
_№ СПБ2020/01-460-06 «09»июня 2020г
14 июля 2020 г.
г. Ангарск, Иркутская область
Российская Федерация
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема формирования личности и развития ребенка является одной из наиболее значимых тем исследования педагогики и психологии, в задачи которых входит выявление наиболее эффективных условий развития, формирования и социализации личности. В основе успешного решения данных задач лежит учет психологических особенностей детей определенной возрастной группы, при выстраивании учебно-воспитательной работы.
Младший школьный возраст является качественно новым этапом психологического развития человека. Развивается мировоззрение ребенка, формируется круг моральных, идейных представлений и понятий. Обогащается мир его чувств, эстетических переживаний, расширяются интересы. Поэтому младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для развития потенциала личности.
В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности. Особенно важны при этом те непосредственные отношения, в которые вступает ребенок с окружающими его людьми: в семье, в школе, в классе – в любой группе или коллективе, членом которого он является.
Проблема развития личности детей младшего школьного возраста давно находится в центре внимания у многих педагогов и психологов. Ей посвятили труды такие ученые как: Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Е.О. Смирнова. Идеи влияния системы образования на развитие личности ребенка отражены и в исследованиях С.Ф. Арслановой, С.А. Ганиной.
Главная цель работы над темой нашей работы: изучить особенности развития личности в младшем школьном возрасте.
Основными задачами работы являются:
- охарактеризовать особенности развития младших школьников;
- описать особенности развития личности младших школьников;
- раскрыть особенности развития личностного потенциала ребёнка младшего школьного возраста.
ГЛАВА 1. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ КАК ПЕРИОД ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕБЁНКА
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТА
В процессе развития ребенок проходит через несколько возрастных периодов, каждый из которых характеризуется своими психофизиологическими особенностями и определенной продолжительностью.
В современной периодизации психического развития младший школьный возраст охватывает период от 6–7 до 9–11 лет. Выделение этого возраста в отдельный этап исторически произошло сравнительно недавно, и, поскольку содержание и социальные задачи его до сих пор не определены окончательно, его рамки нельзя считать неизменными [2].
Переход от дошкольного детства к школьному осуществляется через кризис 7 лет. Окончание возрастного периода также завершается так называемым «предподростковым кризисом».
Младший школьный возраст — очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления [4].
С поступлением ребенка в школу игра постепенно теряет главенствующую роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, которое существенно изменяет мотивы его поведения.
Учение для младшего школьника — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.
С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у него появляются первые серьезные обязанности по дому, связанные с учением и трудом, а также ребенок выходит за рамки семьи, т.к. у него расширяется круг значимых лиц. Особое значение имеют отношения со взрослым. Учитель — это взрослый, социальная роль
которого связана с предъявлением детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы. Школьный учитель выступает как представитель общества, носитель социальных образцов.
Взрослые начинают предъявлять к ребенку повышенные требования. Все это вместе взятое образует проблемы, которые ребенку необходимо решать с помощью взрослых на начальном этапе обучения в школе [5].
Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность — учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение.
Социальная ситуация в младшем школьном возрасте предполагает следующее:
Учебная деятельность становится ведущей деятельностью. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к отметкам).
Мотивация достижения становится доминирующей. Происходит смена референтной группы. Происходит смена распорядка дня. Укрепляется новая внутренняя позиция. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми. Физиологические особенности младших школьников
С физиологической точки зрения младший школьный возраст — это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях [3].
Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Торможение (основа сдерживания и самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению еще очень велика, поэтому младшие школьники часто бывают непоседливы.
Основные новообразования младшего школьного возраста: произвольность, внутренний план действия, рефлексия.
Благодаря им психика младшего школьника достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе.
Появление новых качеств психики, отсутствующих у дошкольников, обусловлено выполнением требований, предъявляемых школьнику учебной деятельностью [8].
По мере формирования учебной деятельности школьник приучается управлять своим вниманием, ему необходимо научиться внимательно слушать учителя и следовать его указаниям. Формируется произвольность, как особое качество психических процессов. Она проявляется в умении сознательно ставить цели действия и находить средства их достижения. В ходе решения различных учебных задач у младшего школьника формируется способность к планированию, а также ребенок может выполнять действия про себя, во внутреннем плане.
Психологические качества младших школьников различаются определенными особенностями. Обучающиеся предрасположены действовать, под воздействием конкретных импульсов, побуждений, не подумавши и не взвесив абсолютно всех факторов, по случайным поводам. Необходимость в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения и есть причина [33], что может приводить к разному роду конфликтным обстановкам.
В социальной ситуации развития младшего школьника происходят изменения восприятия своего места в системе отношений. На формирование эмоционально-волевой сферы младшего школьника оказывает влияние и социальная ситуация взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, а именно [9]:
-
формальное равенство одноклассников и реальные различия в эмоционально-поведенческих проявлениях (я отличаюсь от других); -
формальное равенство в отношении к детям со стороны учителя и реальные различия в отношениях к более или менее способным (отношение учителя ко мне отличается); -
формальное отсутствие отметок в первом классе и реальная замена отметок другими видами поощрений-наказаний (меня оценивают, сравнивают с другими); -
высокая зависимость самоотношения младшего школьника от внешней оценки учителя (учитель особенно значим); -
возникновение эмоционального отношения к результатам своей деятельности – формируется эмоциональная самоатрибуция (я всегда успешен, я не всегда успешен, я редко успешен, я никогда не могу быть успешным).
В условиях школьной действительности в идеале начинает формироваться эмоциональная зрелость характерная для младшего школьника – уменьшение импульсивных реакций, проявление эмоций в соответствии с социальными нормами и требованиями; возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. Первоклассники еще не в состоянии сдерживать свои чувства и контролировать свое поведение на уроке. Неудовлетворенность уровня притязаний в учебной деятельности может привести к аффектам в поведении и в последующем закрепиться в отрицательных чертах характера.
1.2. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА
Мотивационная сфера отстает от интеллектуального совершенствования. Мотивы чаще всего не осознаются. Чувства преобладают над разумом, в результате чего школьник совершает множество необдуманных действий. Поскольку дети в этом возрасте крайне подвижны, возбудимы, то сидеть на уроке долго в одной позе они не могут. Особенно это можно наблюдать на переменах
, когда младшие школьники стараются выплеснуть избыток энергии. Именно поэтому необходимо предоставлять детям возможность двигаться даже в процессе одного урока.
Нужно отметить, что тот багаж знаний, умений и навыков, который был приобретен ребенком в дошкольный период, в период семейного воспитания, получает свое развитие в школе, а к подростковому возрасту личностные качества приобретают законченный, устойчивый характер. Особое внимание нужно уделять познавательным процессам, поскольку личностные качества, индивидуальность влияют на процесс познания, что становится показательным уже к третьему году обучения. Именно в период третьего и четвертого годов обучения идет процесс углубления, расширения и закрепления тех знаний, которые были получены ранее. Одновременно идет процесс закрепления и совершенствования навыков и умений детей младшего школьного возраста [4].
Также среди особенностей младших школьников нужно отметить неспособность концентрироваться на неинтересных фактах и действиях. Непроизвольное внимание преобладает у большинства из них. В связи с эти учебный процесс призван сформировать культуру внимания, поскольку без сформированности данной функции психики невозможно строить дальнейшее обучение ребенка. К особенностям младшего школьного возраста следует также отнести развитие мышления от эмоционально - образного к абстрактно-логическому. К.Д. Ушинский подчеркивал эту особенность, говоря о том, что дети мыслят ощущениями и яркими красками [5].
В связи с этим одной из основных задач начальной школы является развитие интеллекта до уровня понимания причинно-следственных связей. Роль учителя в этот период для развития интеллектуальных способностей особенно важна. Считается, что разные способы и методы обучения при сохранении содержательной части обучения приводят к разным результатам, дают совершенно разные характеристики мышления детей.
Таким образом, можно констатировать, что развитие ребенка в младшем школьном возрасте, это сложный процесс и достаточно противоречивый. Основные новообразования в психическом развитии ребенка являются: произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий; осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности. Интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственные качества, многие из них уже останутся неизменными на протяжении всей жизни. К концу этого возрастного периода мелкая и общая моторика достаточно скоординирована и точна[6].