Файл: Здравоохранения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12 систем здравоохранения различных государств с интеграцией их в мировую экономику. Координатором этих процессов выступа- ет Всемирная организация здравоохранения. Здесь решаются следующие задачи:
• разработка, экономическое обоснование и финансирование целевых программ по профилактике и борьбе с важнейшими инфекционными и неинфекционными заболеваниями;
• координация и интеграция в разработке современных ме- дицинских технологий, производстве лекарственных средств и медицинской техники;
• финансирование проведения медико-биологических ис- следований и подготовки специалистов.
Макроэкономический (федеральный) уровень – это взаимо- действие системы здравоохранения с другими отраслями народ- ного хозяйства. На этом уровне отношения складываются в рамках национальной экономики, прежде всего, в тех отраслях, которые непосредственно связаны со здравоохранением. Здесь реализуются следующие основные задачи:
• определение доли государственных расходов на здраво- охранение (процент от ВНП);
• разработка и экономическое обоснование федеральных целевых программ в области охраны здоровья населения;
• разработка механизмов обеспечения сбалансированности объѐмов государственных гарантий в предоставлении населе- нию бесплатной медицинской помощи с учетом финансовых возможностей государства;
• разработка и внедрение системы стратегического плани- рования и финансирования здравоохранения;
• разработка и реализация инвестиционной политики здра- воохранения;
• разработка законодательной базы для создания конкурент- ной среды на рынке медицинских услуг;
• разработка и экономическое обоснование программы го- сударственных гарантий оказания гражданам Российской Феде- рации бесплатной медицинской помощи.
Медиумэкономический (региональный) уровень – это эконо- мические отношения внутри самой системы здравоохранения. На этом уровне разрабатываются и решаются следующие задачи:

13
• определение доли расходов на здравоохранение в консо- лидированном бюджете субъекта Российской Федерации;
• разработка и экономическое обоснование региональных целевых программ в области охраны здоровья населения;
• формирование и экономическое обоснование территори- альных программ государственных гарантий оказания гражда- нам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
• экономическое обоснование потребности населения субъ- екта Российской Федерации в различных видах медицинской помощи и перспектив развития сети организаций здравоохране- ния с учетом демографических особенностей, структуры и уровня заболеваемости населения;
• формирование подушевого норматива финансирования системы здравоохранения субъекта Российской Федерации;
• совершенствование механизмов финансирования отдель- ных организаций и самой системы здравоохранения на регио- нальном уровне;
• контроль за соблюдением норм и правил бюджетного и налогового законодательства;
• анализ экономической эффективности использования ре- сурсов здравоохранения;
• создание мониторинга финансово-хозяйственной деятель- ности системы здравоохранения.
Микроэкономический (учрежденческий) уровень охватывает деятельность каждого отдельного лечебно-профилактического учреждения, его структурных подразделений.
На этом уровне реализуются следующие задачи:
• анализ экономической эффективности использования ре- сурсов в отдельной организации здравоохранения;
• ведение бухгалтерского, налогового и статистического учета;
• реализация системы муниципальных, государственных за- казов и договоров на оказание населению бесплатной медицин- ской помощи;
• привлечение дополнительных (внебюджетных) средств для финансирования организаций здравоохранения;
• формирование бюджета организаций здравоохранения.
В действительности задачи этих четырех уровней тесно взаимосвязаны и решаются, как правило, комплексно.


14
1.6. Методы, используемые в экономике здравоохранения
Методологическая основа экономики здравоохранения – это фундаментальная экономическая теория, на базе которой изу- чаются действия экономических законов и развитие экономиче- ских отношений в здравоохранении на различных этапах эволюции общества.
В экономике здравоохранения применяются следующие ме- тоды: математико-статистические, анализа и синтеза, балансо- вый, прогнозирования, экономико-математического модели- рования, экономического эксперимента и др. Многие из этих ме- тодов используются в изучении общественного здоровья и здра- воохранения.
Математико-статистические методы помогают вскрыть ко- личественную и качественную взаимосвязь между явлениями.
В процессе анализа происходит расчленение исследуемого явления на его составляющие части. Для углубленного анализа и оценки накопленных фактов впоследствии применяют метод синтеза. Полученные таким образом выводы позволяют наме- тить дальнейшие пути совершенствования организации, эконо- мики и управления здравоохранением. Вот почему математико- статистический анализ только тогда вскрывает реальные отно- шения, когда он тесно связан с качественным содержанием ана- лизируемого предмета.
В последнее время бурное развитие получила эконометрия, которая разрабатывает экономико-статистические и математи- ческие методы анализа экономических процессов, обрабатывает статистическую экономическую информацию.
Балансовый метод представляет собой совокупность прие- мов экономических расчетов. Он используется для установления строго определенного количественного соотношения между ка- кими-либо составляющими процесса (например, соотношение предложения и спроса на медицинские услуги, на разные виды медикаментов и медицинской техники, финансовых ресурсов, между доходной и расходной частями бюджета и т.д.).
Схема экономических балансов строится по принципу равенства ресурсов и возможностей их использования с уче- том создания резервов. Последнее очень важно, так как без

15 наличия резервов в условиях острого дефицита ресурсов то или иное функциональное звено системы здравоохранения может дать сбой, что чревато серьезными медико-социальными по- следствиями.
Экономико-математическое моделирование – воспроиз- ведение экономических объектов и процессов в малых экспе- риментальных формах. Модель экономического объекта, как правило, поддерживается реальными статистическими данны- ми, что позволяет строить прогнозы и проводить объективные оценки.
Прогнозирование представляет собой научное предвиде- ние наиболее вероятных изменений состояния отрасли здраво- охранения: потребности в медицинских услугах, производст- венных мощностей медицинской промышленности, направле- ний технического прогресса в отрасли и т.д. При этом по- строение вероятностных прогнозов развития отрасли должно корреспондироваться с прогнозами изменения состояния здо- ровья населения.
Один из распространенных в настоящее время методов – хозяйственные эксперименты. Они разумны и необходимы. По- иск тех или иных методов повышения эффективности деятель- ности системы здравоохранения на примере нескольких регионов или отдельных медицинских учреждений имеет большое практи- ческое значение. Экспериментальный метод позволяет изыски- вать и апробировать новые схемы финансирования, формы оплаты труда медицинских работников, механизмы ценообразо- вания, новые формы оказания профилактической, лечебно- диагностической и реабилитационной помощи населению.
1.7. Роль и место здравоохранения в экономике страны
Между уровнем здоровья населения и состоянием экономи- ки государства существует тесная взаимосвязь, изучением кото- рой, в частности, занимается экономика здравоохранения.
Взаимосвязь здравоохранения и экономики всего хозяйства страны необходимо рассматривать в двух основных аспектах:
1) влияние состояния здоровья и здравоохранения на уро- вень благосостояния населения и развитие экономики;


16 2) влияние экономического развития общества на состояние здоровья людей и здравоохранение.
Таким образом, экономика здравоохранения – это отрасле- вая экономическая наука, изучающая экономические законы взаимодействия здравоохранения с экономикой всей страны, а также формирование, распределение и использование в здраво- охранении материальных, трудовых, финансовых, информаци- онных и других ресурсов в целях сохранения и укрепления здоровья населения.
Несмотря на то, что работники здравоохранения не создают непосредственных материальных ценностей, влияние здраво- охранения на развитие экономики страны происходит, прежде всего, за счет повышения производительности труда и за счет снижения заболеваемости, смертности (особенно в трудоспо- собном возрасте), временной и стойкой нетрудоспособности и улучшения состояния здоровья в целом.
С другой стороны, благосостояние общества влияет на здоровье людей. Благосостояние – это мера обеспеченности людей жизненными благами, средствами существования. Экс- перты ООН считают, что уровень благосостояния общества можно оценить с помощью индекса развития человека, кото- рый включает:
• доход на душу населения;
• среднюю продолжительность предстоящей жизни;
• младенческую смертность;
• уровень грамотности населения.
Таким образом, чем богаче государство, тем больше средств оно может выделить на охрану здоровья, охрану труда, улучше- ние экологической обстановки и условий жизни, что несомнен- но приведет к оздоровлению населения, увеличению периода активной трудовой деятельности людей, повышению произво- дительности труда и, в целом, к неуклонному росту националь- ного дохода страны.
Эффективность реализации мер государственной политики в сфере здравоохранения определяют следующие основные по- казатели (таблица).

17
Год
Показатель
2018 2019 2020 2021
Снижение смертности населения трудоспособного возраста, случа- ев на 100 тыс. населения
455,0 437,0 419,0 401,0
Снижение смертности от болезней системы кровообращения, случаев на 100 тыс. населения
565,0 545,0 525,0 505,0
Снижение смертности от новооб- разований, в том числе злокачест- венных случаев на 100 тыс. населения
199,9 199,5 197,0 193,5
Снижение младенческой смертно- сти, случаев на 1 тыс. родившихся детей
5,5 5,4 5,2 5,0
Приведем ряд показателей, характеризующих уровень жиз- ни населения России:
– доходами ниже прожиточного минимума во втором квар- тале 2019 г. располагало 18,6 млн человек или 12,7% населения страны;
– средний размер назначенной пенсии в первом квартале
2019 г. – 14102,1 р.;
– средняя заработная плата (все отрасли экономики, все ре- гионы) в 2018 г. – 36000 р.;
– сопоставляя среднемесячную заработную плату в здраво- охранении среди регионов за 1-й квартал 2019 г., то уровень еѐ варьирует от 24 926,8 р. (Карачаево-Черкесская Республика) до
85 963,8 р. (г. Москва);
– валовый национальный доход (ВНД) на душу населения в
2018 г. в России, согласно данным Международного Валютного
Фонда, составил 10230 долл. США, что соответствует 64 месту в рейтинге (для сравнения: Швейцария – 83 580; США – 62641;
Сингапур – 58 770; Германия – 47450).


18
1.8. Экономические проблемы развития здравоохранения
Проблемы, которые сегодня остаются нерешенными в здра- воохранении, можно разделить на пять основных групп в зави- симости от решаемых задач.
1. Необходимость оптимального соотношения платного и бесплатного в здравоохранении. С учетом того, что эта пробле- ма носит не только экономический, но и прежде всего полити- ческий и социальный характер, решение ее зависит от комплекса факторов:
• необходимости соблюдения конституционных норм по ох- ране здоровья граждан;
• уровня платежеспособности граждан;
• объема ресурсов, выделенных государством для обеспече- ния нормального функционирования системы здравоохранения и предоставления населению гарантированной (бесплатной) ме- дицинской помощи;
• выбранной модели здравоохранения (бюджетной, бюд- жетно-страховой, частной).
2. Необходимость совершенствования системы оплаты ме- дицинской помощи, действующей в условиях острого дефицита финансовых ресурсов. При этом система оплаты труда должна:
• обеспечивать приоритет профилактического направления в здравоохранении;
• сдерживать действующий в настоящее время затратный механизм финансирования;
• ориентироваться на развитие прежде всего первичной ме- дико-санитарной помощи;
• обеспечивать процессы реструктуризации (оптимизации) сети учреждений здравоохранения (число, профиль, мощность) с учетом реальной потребности населения в амбулаторно- поликлинической и стационарной помощи и приоритета развития стационарозамещающих форм оказания медицинской помощи;
• обеспечивать минимизацию административных расходов финансирующей стороны и в самих организациях здравоохра- нения;
• привести к повышению оплаты труда медицинских работ- ников с учетом объема и качества выполненной работы.

19 3. Необходимость определить оптимальное сочетание пла- новых и рыночных механизмов в здравоохранении. Актуаль- ность этой проблемы подчеркивается тем, что:
• сегодня в здравоохранении России нет четкой законода- тельной и концептуальной основы для разумного соотношения плановых и рыночных механизмов управления отраслью и ее финансирования;
• переход на бюджетно-страховую модель реформирования здравоохранения, с одной стороны, вызывает необходимость усиления роли государства в системе мер охраны здоровья гра- ждан, с другой – приводит к формированию механизмов рыноч- ной экономики (появление организаций здравоохранения с различной формой собственности, элементы рыночного ценооб- разования на медицинские услуги, установление договорных взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, ограни- чение вмешательства государства в деятельность организаций здравоохранения и др.).
4. Необходимость оценки медицинской, социальной и эко- номической эффективности здравоохранения. Острота этих проблем обусловлена:
• отсутствием общепринятых критериев для оценки меди- цинской, социальной и экономической эффективности здраво- охранения в целом и медико-социальных программ в частности;
• отсутствием единой методологической базы для проведе- ния сравнительного анализа эффективности показателей.
5. Необходимость финансово-хозяйственного мониторинга в отрасли. Мониторинг дает возможность:
• создания механизмов «прозрачного» прохождения финан- совых ресурсов;
• анализа экономической эффективности деятельности сис- темы здравоохранения;
• совершенствования системы бухгалтерского учета и от- четности в организациях здравоохранения;
• разработки новых методов учета основных фондов;
• разработки методологии формирования консолидирован- ного бюджета системы здравоохранения и отдельных организа- ций здравоохранения.


20
Контрольные вопросы
1. Что служит предметом экономики здравоохранения?
2. Каково место экономики здравоохранения в современной структуре экономических знаний?
3. Какие методы могут быть применены в ходе общеэконо- мического исследования услуг здравоохранения?
4. На каких уровнях могут рассматриваться экономические отношения?
5. В чем выражается социальная ответственность государ- ства за состояние здравоохранения и улучшение здоровья на- селения?
6. Какие меры Вы предлагаете для решения экономических проблем развития здравоохранения?

21