Файл: Курсовая работа 1 Направление подготовки 44. 03. 01 Педагогическое образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Омский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «ОмГПУ»)

Факультет начального дошкольного и специального образования

Кафедра педагогики и психологии детства

Особенности построения предметно-развивающей среды в дошкольной организации общеразвивающего вида

Курсовая работа № 1

Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

Направленность (профиль) Дошкольное образование

(2022-2023 учебный год)

Дисциплина: Дошкольная педагогика

Выполнил: студент 2 курса 231 группы

очной формы обучения

Кондрашова Анастасия Витальевна _______________________

(подпись)

Научный руководитель:

к. пед. н., доцент

Савина Наталья Викторовна

_______________________

(подпись)

Оценка _______________

«___» ___________ 20__ г.

Омск, 2022

Оглавление


Введение 3

Глава 1. Теоретические основы построения предметно-развивающей среды в дошкольной организации общеразвивающего вида 6

1.1. Понятие предметно-развивающей среды в дошкольной организации общеразвивающего вида и её роль в развитии дошкольников 6

1.2. Основные требования к построению предметно-развивающей среде в дошкольной организации общеразвивающего вида 11

Выводы по первой главе 15

Глава 2. Особенности построения предметно-развивающей среды в разных возрастных группах в дошкольной организации общеразвивающего вида 16

2.1. Особенности построения предметно-развивающей среды в разных возрастных группах в дошкольной организации общеразвивающего вида 16

2.2. Специфика построения и оформления предметно-развивающей среды для детей раннего возраста в дошкольной организации общеразвивающего вида 21

Выводы по второй главе 25

Заключение 27

Библиографический список источников и литературы 30

Введение

Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что дошкольное детство - это уникальный период жизни, именно в эти годы получает первоначальные знания, навыки, вырабатывает отношение с другими людьми, а также начинает формироваться характер. Все это развитие происходит в дошкольной организации общеразвивающего вида. И таким образом эта организация является фундаментом, который закладывает строительство личности человека. Следовательно, это является актуальной темой для современного общества.


Об актуальности построения предметно-развивающей среды в дошкольной организации общеразвивающего вида свидетельствует приказ «об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО) от 17 октября 2013г. №1155 и письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «Комментарии к ФГОС дошкольного образования». В этих документах определены требования к структуре и объему предметно-развивающей среды в дошкольной организации, учету возрастных и индивидуальных особенностей детей, условия реализации, а также направления развития и образования детей:

  • Социально-коммуникативное развитие

  • Познавательное развитие

  • Речевое развитие

  • Художественно-эстетическое развитие

  • Физическое развитие

Современные научные подходы к проблеме построения предметно-развивающей среды в дошкольной организации общего вида представлены в работах Л.И. Божовича, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева,

С.Л. Рубинштейна и др.

С учётом изложенного выше можно указать на актуальность проблемы, рассматриваемой в курсовой работе.

Объект исследования: предметно-развивающая среда в дошкольной организации общеразвивающего вида.

Предмет исследования: Особенности построения предметно-развивающей среды дошкольной организации общеразвивающего вид на примере групп раннего возраста.

Цель исследования: теоретически обосновать условия построения предметно-развивающей среды дошкольной организации общеразвивающего вида.

В ходе экспериментального исследования были поставлены и решались следующие задачи исследования:

1. Дать понятие предметно-развивающей среде в дошкольной организации общеразвивающего вида и её роль в развитии дошкольников.

2. Раскрыть основные требования к построению предметно-развивающей среды в дошкольной организации общеразвивающего вида.

3. Выявить особенности построения предметно-развивающей среды в разных возрастных группах в дошкольной организации общеразвивающего вида.

4. Рассмотреть специфику построения и оформления предметно-развивающей среды для детей раннего возраста в дошкольной организации общеразвивающего вида.

Методы исследования: теоретический анализ предметно-развивающей среды литературы по проблеме исследования,обобщение и систематизация научной литературы по теме исследования.



Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка источников и литературы.

Глава 1. Теоретические основы построения предметно-развивающей среды в дошкольной организации общеразвивающего вида

1.1. Понятие предметно-развивающей среды в дошкольной организации общеразвивающего вида и её роль в развитии дошкольников

Развивающую среду можно определить как природное окружение, естественную среду человека, социум, экономическую среду, культурную среду, материальную среду, иначе говоря, среда характеризует все наполнения пространства вокруг, которого взаимодействует и актуализируется его поведением.

Соответственно, педагогическая среда должна быть организована таким образом, чтобы не только гуманизировать взаимодействие с ребенком, но и чтобы он стал активным и сознательным участником образовательного процесса. Полезность развития человека в образовательном пространстве - следствие его субъективного положения в нем. Под влиянием окружающей среды он обнаруживает множество сил, которые оказывают решающее влияние на развитие его индивидуальности.

В начале 20 века идея воспитания средой воплотилась в «педагогик среды» (Н.И. Иорданский, М.В. Крупенина, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин) и в практике социального воспитания. Н.Н. Иорданский считал, что в трактовке роли и значения среды при воспитании часто отсутствует ясное, отчетливое преломление ее непосредственно в жизни и психике детей 9, с.33.

В психолого-педагогических исследованиях А.П. Питкевича,
А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина и других авторов среда рассматривалась в качестве не только «главного рычага воспитания» в «большом» педагогическом процессе, но и условия изучения и развития человека. В целом, можно обобщить, что 20-30 годы XX века имели особое значение для педагогики окружающей среды, поскольку была организована социализация детей: были организованы школы-коммуны, трудовые коммуны, вводились новые системы обучения (Дальтон-план, бригадно- лабораторный метод и т.п.). Появились новые термины: педагогика окружающей среды, педагогика быта, природные условия, социальная среда и т.д.

А.Г. Гогоберидзе и О.В. Солнцева развивающую среду в ДОО называют «предметно-пространственной средой». По их мнению, развивающая предметно-пространственная среда – это «естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную деятельность всех детей в группе» [8, с.40].

Ребенок своим отношением и поступками влияет на свое окружение. С точки зрения активности деятельности, он создает, строит окружающую среду, в которой выполняет самые важные для него действия. В плане взаимоотношений он выделяет для себя ближайшее окружение, что позволяет ему удовлетворять свои потребности в разных видах деятельности и общении. Как только ребенок теряет чувство комфорта в своей среде, он начинает его трансформировать, а в случае невозможности преобразования - выходит из этой среды и организовывает для себя что-то новое. Ребенок, находясь внутри пространства, строит его сам, тем самым подстраивая под
себя.

В дошкольном образовании развивающая среда рассматривается не только как некое обилие пространства, но как среда, в которой необходимо специально организовать полноценную и достаточно содержательную для детей деятельность, имеющую свои побудительные мотивы и способы действий.

Современное дошкольное образование ориентировано на ценности развития детей. Целостное развитие ребенка - главная роль всего дошкольного образования, которое должно пронизываться заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. В «Концепции дошкольного образования» особенно подчеркивается важность и необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку, а поддержка индивидуальности признана одним из основополагающих моментов дошкольного образования: только на ее основе можно осуществить полноценное развитие личности дошкольника, выявить его особенности и уникальные способности 1, с.25.

С этих позиций психологическая и педагогическая наука в последние годы по-новому постигает образовательный процесс. Практики и теоретики утверждают необходимость организации и реализации такой среды, в центре которой находится личность ребенка, стремящегося к наиболее полной самореализации с помощью мероприятий, значимых для каждого возраста (игры, общение, искусство, творчество и так далее).

Среда, окружающая детей непосредственно в дошкольном учреждении, должна обеспечить безопасность их жизни, содействовать укреплению здоровья и укреплению организма каждого из них. Неукоснительным условием создания развивающей среды в детском саду является опора на