Файл: Курсовая работа 1 Направление подготовки 44. 03. 01 Педагогическое образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Необходимое введение компонентов новизны в обычные условия среды, вовлекая в это ребенка, проявляет формирование независимости, предприимчивости, креативного воображения. Удобной средой для ребенка представляет собой такую среду, что художественно-эстетически, а также функционально вынесена с целью присутствия в ней конкретного возрастного развития ребенка[20, c.23-26].

Выводы по второй главе

Предметно-развивающая среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности, а также присущих ей видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе, создавая реальные и разнообразные условия для её проявления. Наличие адекватной среды развития является необходимым условием действия личностно – ориентированной модели дошкольного образования.
Вместе с тем, очевидно, что игровая предметная среда, организованная наилучшим образом, не может эффективно воздействовать на ребенка без участия взрослого. Взрослый должен «открыть» ее для ребенка, «подарить» ее ребенку в процессе развивающего общения. Значит, развивающее общение - это такое взаимодействие взрослого с детьми, которое помогает ребенку познавать и систематизировать окружающий мир, овладевать генетическими задачами возраста. Воспитатель должен учить детей с предельным комфортом жить в организованной для них предметно-пространственной развивающей, игровой среде[20, c.35].Заключение
Анализ результатов исследования позволил сделать вывод о достижении в целом поставленной цели: теоретически обосновать условия построения предметно-развивающей среды в дошкольной организации общеразвивающего вида на примере групп раннего возраста.

А так же решены следующие задачи:

1. Дать понятие предметно-развивающей среде в дошкольной организации общеразвивающего вида и её роль в развитии дошкольников.

2. Раскрыть основные требования к построению предметно-развивающей среде в дошкольной организации общеразвивающего вида.

3. Выявить особенности построения предметно-развивающей среды в разных возрастных группах в дошкольной организации общеразвивающего вида.

4. Рассмотреть специфику построения и оформления предметно-развивающей среды для детей раннего возраста в дошкольной организации общеразвивающего вида.


Проведенные теоретические исследования по построению предметно-развивающей среды в дошкольной организации общеразвивающего вида на примере раннего возраста, позволяющие сделать следующие выводы:

1. Развивающая среда характеризуется следующими признаками:

- необходимостью (материально-техническое обеспечение, содержание программного обеспечения и методическое обеспечение с учетом культурно- педагогических практик и традиций ДОО);

- процедурные (обеспечение творческого взаимодействия детей и взрослых независимо от цели обучения в ДОО, ее приоритетной роли, структуры и характера организации);

- технологические (используют различные методы и средства для активизации деятельности, обеспечивающей творческое развитие личности).

2. Среда развития выступает в качестве стимулятора, движущей силы целостного процесса становления личности ребенка. Он обогащает развитие личности и способствует раннему проявлению разносторонних способностей. Удобной тематической средой развития является организация пространства, использование оборудования и другого оборудования в соответствии с целями обеспечения безопасности духовного благополучия ребенка, его развития.

При организации среды развития в дошкольном учреждении наиболее важным условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, имеющих свои собственные.

Развивающаяся среда должна действовать как динамичное пространство, мобильное и легко изменяемое. Очень важно учитывать особенности развития всех видов детской деятельности. Вовлеченность ребенка в окружающую среду, его активные знания, изучение зависят от готовности и компетентности взрослого человека.

3. При создании предметно-развивающей пространственной среды следует учитывать особенности каждой группы: возраст, состав - количество мальчиков и девочек, их индивидуальные особенности, в частности - мобильность, темперамент, склонности, интересы, особенно семейное воспитание; только в этом случае будет развиваться окружающая среда.

4. Важнейшей задачей сотрудников ДОО является процесс создания комфортной развивающей среды в группах и вовлечением детей в работу.

Библиографический список источников и литературы



  1. Артамонова, О.В. Организация предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении: Метод. рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений / О.В. Артамонова. Тольятти: Изд. инф.-техн. Центра, 2014. –20 с.

  2. Артамонова, О.В. Предметно-пространственная среда: её роль в воспитании личности / О.В. Артамонова //Дошкольное воспитание. 1995. – № 4.

  3. Авдулова, Т.П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность / Т.П. Авдулова // Справочник старшего воспитателя. 2014г. – №8.

  4. Барышникова, Е.В. Предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации [Текст]: учебное пособие / Е.В. Барышникова – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. унт-та, 2017. – 183с.

5. Виноградова, Н. А., Микляева, Н.В. Интерактивная предметно- развивающая среда детского сада: учебное пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. М.: Перспектива, 2011. 208 с.

6. Волосовец, Т.В. Разработка спецификаций развивающей предметно- пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования. – URL: http://goo.gl/VhpiUr2. (дата обращения 20.12.2022).

7. Денякина, Л.М. Организация образовательной среды в ДОУ / Л.М. Денякина // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2017. – № 3. – с. 23 – 26.

8. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст]: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. –СПб.: Питер, 2013. –464 с.

9. Иорданский, Н.Н. Организация детской среды / Н.Н. Иорданский - М., 2000. – 103 с. – URL: http://elib.gnpbu.ru/text/iordansky_organizatsiya- detskoy-sredy_1925/go,102;fs,0/ (дата обращения 20.12.2022).

10. Карабанова, О.А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных
организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. М.: Федеральный институт развития образования, 2017. – 96 с.

11. Киреева, Л.Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / Л. Г. Киреева. – М.: Учитель. – 2019. –143 с.

12. Ковалев, Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда / Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. – 2019. – № 1.

13. Короткова, Н.А. . Материалы и оборудование для детского сада: пособие для заведующих и воспитателей / Н.А. Короткова – Москва, ЗАО «Элти-Кудиц» 2013г. – 175 с.

14. Концепция дошкольного воспитания / авт.-сост. В.В. Давыдов, В.А. Петровский, Р.Б. Стеркина и др.. М.: Просвещение, 1989. – 336 с.

15. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. – 2008. – №4.

16. Полякова, М. Н. Особенности организации развивающей среды в возрастных группах детского сада / М.Н. Полякова // Дошкольная педагогика. – 2021. – № 1.

17. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М., 2021. – 45с.

18. Глушкова Г. Устройство вариативной предметно-пространственной среды в групповых помещениях. // Ребёнок в детском саду.– 2018.-№ 5

19. Сотникова В.М. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2017.

20. Куликовская, И. Пространственно-предметная среда развития мировидения ребенка в дошкольном образовательном учреждении / И. Куликовская // Детский сад от А до Я. – 2015. – №4. – 83с.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ КУРСОВОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРА

Факультет Начального, дошкольного и специального образования

Кафедра Педагогики и психологии детства

ФИО студента Кондрашова Анастасия Витальевна

Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

Направленность (профиль) Дошкольное образование курс 2 группа 231


Тема курсовой работы Особенности построения предметно-развивающей среды в дошкольной организации общеразвивающего вида

Дисциплина Дошкольная педагогика Компетенции: ОПК-1, ОПК-8, ПК-2, ПК-5





п/п

Критерии

Показатели

Баллы

Максим.

Фактич.

1.

Актуальность темы исследования и её обоснованность

Аргументировано обоснованы важность и своевременность рассмотрения темы курсовой работы в свете последних научных достижений и разработок.

5



2.

Корректность определения элементов научного аппарата исследования

Указаны адекватные теме объект и предмет курсовой работы, указывающий на аспект или часть объекта. Цель курсового исследования фиксирует ожидаемые результаты работы, адекватна теме и предмету.

Последовательность поставленных задач позволяет достичь цели рациональным способом; структура работы (оглавление) полностью адекватна поставленным задачам.

5



3.

Полнота отражения разработанности исследуемой проблемы в теории и практике обучения, воспитания, развития детей

На основе использования оптимального количества библиографических источников проанализированы современные подходы различных авторов к рассматриваемой проблеме, выполнена их группировка: систематизация и обобщение.

15



4.

Адекватность, полнота и глубина

разработки поставленных вопросов

Грамотно представлено теоретическое/методическое/технологическое решение поднимаемой проблемы. Содержание соответствует заявленной теме и цели курсовой работы.

Выполнен анализ всех понятий и категорий, необходимых для раскрытия темы работы. Продемонстрировано применение необходимых

концепций/диагностических методик/передового опыта.

25



5.

Качество выводов на основе изложенного в работе материала

Наличие выводов в конце каждого параграфа и/или главы. Связь выводов с общей логикой работы и поставленными задачами.

Формулировка в заключении курсовой работы основных результатов исследования с их кратким анализом, обобщениями, выводами и практическими рекомендациями автора по их использованию.

15



6.

Полнота и

логичность структуры текста

курсовой работы

Содержание глав и параграфов имеет внутреннюю логическую связь. Его раскрытие ведется полно, последовательно и аргументировано с использованием

10









необходимой научной лексики и терминологии. Текст курсовой работы содержит ссылки на использованные библиографические источники, необходимый иллюстративный материал.







7.

Степень творческой активности, самостоятельности и автора при выполнении курсовой работы

Самостоятельность в работе с материалами по их обработке, анализу и структурированию, наличие творческого потенциала у автора работы. Проявление собственного, авторского мнения студента в ходе поиска и реализации решений поднимаемой проблемы. Отсутствие плагиата.

15



8.

Соответствие оформления текста курсовой работы необходимым требованиям

Соблюдение правил грамматики и орфографии, стилистики научного текста. Основаниями для снижения оценки являются ошибки в тексте, несоблюдение научного стиля изложения, ошибки в употреблении терминологии, неправильное оформление ссылок, цитат, библиографического списка, таблиц, иллюстративного материала.

10





Общее количество баллов:

100





Премиальные баллы





10.

Публикация научных докладов, тезисов, участие в конференциях, олимпиадах

5



11.

Публичная защита курсовой работы

5