Файл: Курсовая работа 1 Направление подготовки 44. 03. 01 Педагогическое образование.docx
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Необходимое введение компонентов новизны в обычные условия среды, вовлекая в это ребенка, проявляет формирование независимости, предприимчивости, креативного воображения. Удобной средой для ребенка представляет собой такую среду, что художественно-эстетически, а также функционально вынесена с целью присутствия в ней конкретного возрастного развития ребенка[20, c.23-26].
Выводы по второй главе
Предметно-развивающая среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности, а также присущих ей видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе, создавая реальные и разнообразные условия для её проявления. Наличие адекватной среды развития является необходимым условием действия личностно – ориентированной модели дошкольного образования.
Вместе с тем, очевидно, что игровая предметная среда, организованная наилучшим образом, не может эффективно воздействовать на ребенка без участия взрослого. Взрослый должен «открыть» ее для ребенка, «подарить» ее ребенку в процессе развивающего общения. Значит, развивающее общение - это такое взаимодействие взрослого с детьми, которое помогает ребенку познавать и систематизировать окружающий мир, овладевать генетическими задачами возраста. Воспитатель должен учить детей с предельным комфортом жить в организованной для них предметно-пространственной развивающей, игровой среде[20, c.35].Заключение
Анализ результатов исследования позволил сделать вывод о достижении в целом поставленной цели: теоретически обосновать условия построения предметно-развивающей среды в дошкольной организации общеразвивающего вида на примере групп раннего возраста.
А так же решены следующие задачи:
1. Дать понятие предметно-развивающей среде в дошкольной организации общеразвивающего вида и её роль в развитии дошкольников.
2. Раскрыть основные требования к построению предметно-развивающей среде в дошкольной организации общеразвивающего вида.
3. Выявить особенности построения предметно-развивающей среды в разных возрастных группах в дошкольной организации общеразвивающего вида.
4. Рассмотреть специфику построения и оформления предметно-развивающей среды для детей раннего возраста в дошкольной организации общеразвивающего вида.
Проведенные теоретические исследования по построению предметно-развивающей среды в дошкольной организации общеразвивающего вида на примере раннего возраста, позволяющие сделать следующие выводы:
1. Развивающая среда характеризуется следующими признаками:
- необходимостью (материально-техническое обеспечение, содержание программного обеспечения и методическое обеспечение с учетом культурно- педагогических практик и традиций ДОО);
- процедурные (обеспечение творческого взаимодействия детей и взрослых независимо от цели обучения в ДОО, ее приоритетной роли, структуры и характера организации);
- технологические (используют различные методы и средства для активизации деятельности, обеспечивающей творческое развитие личности).
2. Среда развития выступает в качестве стимулятора, движущей силы целостного процесса становления личности ребенка. Он обогащает развитие личности и способствует раннему проявлению разносторонних способностей. Удобной тематической средой развития является организация пространства, использование оборудования и другого оборудования в соответствии с целями обеспечения безопасности духовного благополучия ребенка, его развития.
При организации среды развития в дошкольном учреждении наиболее важным условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, имеющих свои собственные.
Развивающаяся среда должна действовать как динамичное пространство, мобильное и легко изменяемое. Очень важно учитывать особенности развития всех видов детской деятельности. Вовлеченность ребенка в окружающую среду, его активные знания, изучение зависят от готовности и компетентности взрослого человека.
3. При создании предметно-развивающей пространственной среды следует учитывать особенности каждой группы: возраст, состав - количество мальчиков и девочек, их индивидуальные особенности, в частности - мобильность, темперамент, склонности, интересы, особенно семейное воспитание; только в этом случае будет развиваться окружающая среда.
4. Важнейшей задачей сотрудников ДОО является процесс создания комфортной развивающей среды в группах и вовлечением детей в работу.
Библиографический список источников и литературы
-
Артамонова, О.В. Организация предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении: Метод. рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений / О.В. Артамонова. – Тольятти: Изд. инф.-техн. Центра, 2014. –20 с. -
Артамонова, О.В. Предметно-пространственная среда: её роль в воспитании личности / О.В. Артамонова //Дошкольное воспитание. – 1995. – № 4. -
Авдулова, Т.П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность / Т.П. Авдулова // Справочник старшего воспитателя. – 2014г. – №8. -
Барышникова, Е.В. Предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации [Текст]: учебное пособие / Е.В. Барышникова – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. унт-та, 2017. – 183с.
5. Виноградова, Н. А., Микляева, Н.В. Интерактивная предметно- развивающая среда детского сада: учебное пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – М.: Перспектива, 2011. 208 с.
6. Волосовец, Т.В. Разработка спецификаций развивающей предметно- пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования. – URL: http://goo.gl/VhpiUr2. (дата обращения 20.12.2022).
7. Денякина, Л.М. Организация образовательной среды в ДОУ / Л.М. Денякина // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2017. – № 3. – с. 23 – 26.
8. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст]: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. –СПб.: Питер, 2013. –464 с.
9. Иорданский, Н.Н. Организация детской среды / Н.Н. Иорданский - М., 2000. – 103 с. – URL: http://elib.gnpbu.ru/text/iordansky_organizatsiya- detskoy-sredy_1925/go,102;fs,0/ (дата обращения 20.12.2022).
10. Карабанова, О.А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных
организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2017. – 96 с.
11. Киреева, Л.Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / Л. Г. Киреева. – М.: Учитель. – 2019. –143 с.
12. Ковалев, Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда / Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. – 2019. – № 1.
13. Короткова, Н.А. . Материалы и оборудование для детского сада: пособие для заведующих и воспитателей / Н.А. Короткова – Москва, ЗАО «Элти-Кудиц» 2013г. – 175 с.
14. Концепция дошкольного воспитания / авт.-сост. В.В. Давыдов, В.А. Петровский, Р.Б. Стеркина и др.. М.: Просвещение, 1989. – 336 с.
15. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. – 2008. – №4.
16. Полякова, М. Н. Особенности организации развивающей среды в возрастных группах детского сада / М.Н. Полякова // Дошкольная педагогика. – 2021. – № 1.
17. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М., 2021. – 45с.
18. Глушкова Г. Устройство вариативной предметно-пространственной среды в групповых помещениях. // Ребёнок в детском саду.– 2018.-№ 5
19. Сотникова В.М. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2017.
20. Куликовская, И. Пространственно-предметная среда развития мировидения ребенка в дошкольном образовательном учреждении / И. Куликовская // Детский сад от А до Я. – 2015. – №4. – 83с.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ КУРСОВОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРА
Факультет Начального, дошкольного и специального образования
Кафедра Педагогики и психологии детства
ФИО студента Кондрашова Анастасия Витальевна
Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
Направленность (профиль) Дошкольное образование курс 2 группа 231
Тема курсовой работы Особенности построения предметно-развивающей среды в дошкольной организации общеразвивающего вида
Дисциплина Дошкольная педагогика Компетенции: ОПК-1, ОПК-8, ПК-2, ПК-5
№ п/п | Критерии | Показатели | Баллы | |||
Максим. | Фактич. | |||||
1. | Актуальность темы исследования и её обоснованность | Аргументировано обоснованы важность и своевременность рассмотрения темы курсовой работы в свете последних научных достижений и разработок. | 5 | | ||
2. | Корректность определения элементов научного аппарата исследования | Указаны адекватные теме объект и предмет курсовой работы, указывающий на аспект или часть объекта. Цель курсового исследования фиксирует ожидаемые результаты работы, адекватна теме и предмету. Последовательность поставленных задач позволяет достичь цели рациональным способом; структура работы (оглавление) полностью адекватна поставленным задачам. | 5 | | ||
3. | Полнота отражения разработанности исследуемой проблемы в теории и практике обучения, воспитания, развития детей | На основе использования оптимального количества библиографических источников проанализированы современные подходы различных авторов к рассматриваемой проблеме, выполнена их группировка: систематизация и обобщение. | 15 | | ||
4. | Адекватность, полнота и глубина разработки поставленных вопросов | Грамотно представлено теоретическое/методическое/технологическое решение поднимаемой проблемы. Содержание соответствует заявленной теме и цели курсовой работы. Выполнен анализ всех понятий и категорий, необходимых для раскрытия темы работы. Продемонстрировано применение необходимых концепций/диагностических методик/передового опыта. | 25 | | ||
5. | Качество выводов на основе изложенного в работе материала | Наличие выводов в конце каждого параграфа и/или главы. Связь выводов с общей логикой работы и поставленными задачами. Формулировка в заключении курсовой работы основных результатов исследования с их кратким анализом, обобщениями, выводами и практическими рекомендациями автора по их использованию. | 15 | | ||
6. | Полнота и логичность структуры текста курсовой работы | Содержание глав и параграфов имеет внутреннюю логическую связь. Его раскрытие ведется полно, последовательно и аргументировано с использованием | 10 | | ||
| | необходимой научной лексики и терминологии. Текст курсовой работы содержит ссылки на использованные библиографические источники, необходимый иллюстративный материал. | | | ||
7. | Степень творческой активности, самостоятельности и автора при выполнении курсовой работы | Самостоятельность в работе с материалами по их обработке, анализу и структурированию, наличие творческого потенциала у автора работы. Проявление собственного, авторского мнения студента в ходе поиска и реализации решений поднимаемой проблемы. Отсутствие плагиата. | 15 | | ||
8. | Соответствие оформления текста курсовой работы необходимым требованиям | Соблюдение правил грамматики и орфографии, стилистики научного текста. Основаниями для снижения оценки являются ошибки в тексте, несоблюдение научного стиля изложения, ошибки в употреблении терминологии, неправильное оформление ссылок, цитат, библиографического списка, таблиц, иллюстративного материала. | 10 | | ||
| Общее количество баллов: | 100 | | |||
| Премиальные баллы | | | |||
10. | Публикация научных докладов, тезисов, участие в конференциях, олимпиадах | 5 | | |||
11. | Публичная защита курсовой работы | 5 | |