Файл: Курсовая работа 1 Направление подготовки 44. 03. 01 Педагогическое образование.docx
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
личностно-ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых.
Организация стратегий и тактик развития среды обусловливается характеристиками личностно-ориентированной модели образования. Ее главные особенности состоят в следующем:
Исключительное значение в учебном процессе отводится непосредственно игре, которая позволяет ребенку не только быть полностью активным, но и наиболее полно реализовывать себя. Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в игровой зоне, которые открывают область изобретений, открытий [2, с.34].
Личностно-ориентированные модели напрямую выражаются в вытекающих принципах возведения развивающей среды в дошкольных организациях:
Все эти принципы учитываются при построении развивающей среды с
учетом возрастных характеристик.
Внедрение вышеуказанных принципов в практическую жизнь группы детского сада обеспечивает создание предметно-пространственной среды развития для детей разного возраста. Его особенность заключается в одновременном присутствии не одного ребенка, а целой группы, где каждый ребенок должен чувствовать себя не только защищенным, но и комфортным.
Развивающая среда должна включать возможность создания локальных игровых пространств, уголков, мест отдыха, «закулисного» общения, позволяющего не только объединять, но и разгонять мелкие[3, с.87].
Можно сделать вывод, что, предметно-развивающая среда в дошкольной организации общеразвивающего вида предполагает комплекс необходимых предметов, значимость их состоит в том, что при формировании дошкольников простых форм в организации полезной, а также продуктивной деятельности, осуществлении занятий согласно ознакомлению с находящийся вокруг средой, создании умений учебной деятельности, а также обеспечении дошкольников материалом с целью интенсивного участия в различных видах деятельности.
В современных нормативных документах прописаны требования к «развивающей образовательной среде». Так же они содержат требования к развивающей предметно-пространственной среде образовательного учреждения, включающих в себя следующие принципы:
1) насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников; экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
2) трансфрмируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Необходимо иметь легкие конструкции, модули, ширмы, шатры, легкие скамейки, модульную мебель, занавески и др. приспособления, которые можно легко изменять функционально. Эти же конструкции дадут детям самостоятельно обустроить пространство по своему усмотрению, облюбовать, оборудовать или обжить его по своему усмотрению - построить свой маленький мирок. Это особенно касается творческих игр. Возможность трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми, также может быть реализована с помощью применения раздвижных (и раскручивающихся рулонных) перегородок.
3) полифункциональность материалов
Реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все помещения детского сада. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.
4) вариативность среды
Предполагает наличие в организации или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
В современном дошкольном учреждении строится работа по комплексно-тематическому принципу (построение образовательного процесса по предметной модели — вчерашний день и не соответствует современным требованиям). Педагог действует с детьми и обсуждает различные темы; дети участвуют в проектах, в группе появляются материальные результаты проектов, которые должны быть заметны в среде. Соответственно среда должна отражать текущую тему, вокруг которой выстраиваются все виды детской деятельности.
5) доступность среды
Предполагает доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. Следует обязательно создавать уголки уединения, что делает пребывание ребенка в группе психологически безопасным. У ребенка в группе детского сада при одновременном нахождении 20-25 детей на протяжении 9-10 часов должно быть право на отдых и отстаивание своих психологических границ (старший дошкольный возраст). Малыши особенно нуждаются в отдыхе, покое и сенсорной разгрузке. Место для уединения может быть в самых разных плоскостях - например, можно залезть под стол, внутрь большой полки или ящика. Граница уединения может быть даже условной: стол закрыт полупрозрачной тканью, и ребенок уже чувствует себя в большей безопасности и покое.
6) безопасность предметно-пространственной среды
Эффективным приемом обеспечения принципа безопасности в группе детского сада является разработка правил поведения. Правила появляются по мере необходимости в соответствии с потребностями детей и запросов родителей и отражают существующую реальность. Например, в центре сюжетно-ролевой игры можно поместить правила работы с бытовыми приборами. Обеспечению реализации принципа безопасности также будут отвечать правила поведения в группе и на прогулке. Например: «Поиграл – убери игрушки», «Разрешай конфликты мирным путем». Главное условие: правила создаются самими детьми.
Организация стратегий и тактик развития среды обусловливается характеристиками личностно-ориентированной модели образования. Ее главные особенности состоят в следующем:
-
В общении с ребенком взрослый соблюдает позицию: «Не рядом, не сверху, а вместе!» -
Целью организации обнаруживается поддержка развития ребенка как личности, что предполагает решение следующих задач:
-
обеспечить чувство психологической безопасности - уверенность ребенка в мире; -
обеспечить радость существования (психологическое здоровье); -
формирование принципов личности (основы культуры личности); -
развитие индивидуальности ребенка; -
Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, а как средство полного развития личности.
-
Методы общения - понимание, признание, принятие личности ребенка, основанные на способности, которая развивается у взрослых, чтобы занять позицию ребенка, учитывать его точку зрения, а не игнорировать его чувства и эмоции. -
Коммуникационная тактика - сотрудничество. Позиция взрослого состоит в том, чтобы исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноправного члена общества.
Исключительное значение в учебном процессе отводится непосредственно игре, которая позволяет ребенку не только быть полностью активным, но и наиболее полно реализовывать себя. Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в игровой зоне, которые открывают область изобретений, открытий [2, с.34].
Личностно-ориентированные модели напрямую выражаются в вытекающих принципах возведения развивающей среды в дошкольных организациях:
-
расстояния, позиции при взаимодействии - ориентация на организацию пространства для взрослого общения с ребенком «лицом к лицу», установление оптимального контакта с детьми; -
активность, самостоятельность, креативность - возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем непосредственно участия в создании их предметной среды; создание игровой среды, которая дает ребенку возможность двигаться; -
стабильность - динамизм, обеспечивающий создание условий для изменения и создания непосредственно среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы; -
интеграция и гибкое зонирование, позволяющее детям заниматься абсолютно разными видами деятельности одновременно, не мешая друг другу; -
эмоциональный характер окружающей среды, индивидуальный комфорт и эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого; -
эстетическая организация среды, сочетание привычных и неординарных элементов (непосредственно группа должна быть не только уютной и комфортной, но и красивой); -
открытость - закрытость, то есть готовность среды к изменениям, приспособлениям, развитию (реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собственному «Я»); -
гендерные и возрастные различия как способность девочек и мальчиков непосредственно проявлять свои тенденции в соответствии с общепринятыми стандартами мужественности и женственности в обществе.
Все эти принципы учитываются при построении развивающей среды с
учетом возрастных характеристик.
Внедрение вышеуказанных принципов в практическую жизнь группы детского сада обеспечивает создание предметно-пространственной среды развития для детей разного возраста. Его особенность заключается в одновременном присутствии не одного ребенка, а целой группы, где каждый ребенок должен чувствовать себя не только защищенным, но и комфортным.
Развивающая среда должна включать возможность создания локальных игровых пространств, уголков, мест отдыха, «закулисного» общения, позволяющего не только объединять, но и разгонять мелкие[3, с.87].
Можно сделать вывод, что, предметно-развивающая среда в дошкольной организации общеразвивающего вида предполагает комплекс необходимых предметов, значимость их состоит в том, что при формировании дошкольников простых форм в организации полезной, а также продуктивной деятельности, осуществлении занятий согласно ознакомлению с находящийся вокруг средой, создании умений учебной деятельности, а также обеспечении дошкольников материалом с целью интенсивного участия в различных видах деятельности.
1.2. Основные требования к построению предметно-развивающей среде в дошкольной организации общеразвивающего вида
В современных нормативных документах прописаны требования к «развивающей образовательной среде». Так же они содержат требования к развивающей предметно-пространственной среде образовательного учреждения, включающих в себя следующие принципы:
1) насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников; экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
2) трансфрмируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Необходимо иметь легкие конструкции, модули, ширмы, шатры, легкие скамейки, модульную мебель, занавески и др. приспособления, которые можно легко изменять функционально. Эти же конструкции дадут детям самостоятельно обустроить пространство по своему усмотрению, облюбовать, оборудовать или обжить его по своему усмотрению - построить свой маленький мирок. Это особенно касается творческих игр. Возможность трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми, также может быть реализована с помощью применения раздвижных (и раскручивающихся рулонных) перегородок.
3) полифункциональность материалов
Реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все помещения детского сада. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.
4) вариативность среды
Предполагает наличие в организации или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
В современном дошкольном учреждении строится работа по комплексно-тематическому принципу (построение образовательного процесса по предметной модели — вчерашний день и не соответствует современным требованиям). Педагог действует с детьми и обсуждает различные темы; дети участвуют в проектах, в группе появляются материальные результаты проектов, которые должны быть заметны в среде. Соответственно среда должна отражать текущую тему, вокруг которой выстраиваются все виды детской деятельности.
5) доступность среды
Предполагает доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. Следует обязательно создавать уголки уединения, что делает пребывание ребенка в группе психологически безопасным. У ребенка в группе детского сада при одновременном нахождении 20-25 детей на протяжении 9-10 часов должно быть право на отдых и отстаивание своих психологических границ (старший дошкольный возраст). Малыши особенно нуждаются в отдыхе, покое и сенсорной разгрузке. Место для уединения может быть в самых разных плоскостях - например, можно залезть под стол, внутрь большой полки или ящика. Граница уединения может быть даже условной: стол закрыт полупрозрачной тканью, и ребенок уже чувствует себя в большей безопасности и покое.
6) безопасность предметно-пространственной среды
Эффективным приемом обеспечения принципа безопасности в группе детского сада является разработка правил поведения. Правила появляются по мере необходимости в соответствии с потребностями детей и запросов родителей и отражают существующую реальность. Например, в центре сюжетно-ролевой игры можно поместить правила работы с бытовыми приборами. Обеспечению реализации принципа безопасности также будут отвечать правила поведения в группе и на прогулке. Например: «Поиграл – убери игрушки», «Разрешай конфликты мирным путем». Главное условие: правила создаются самими детьми.