Файл: Курсовая работа 1 Направление подготовки 44. 03. 01 Педагогическое образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и творческого осмысления впечатлений от различных видов производственной деятельности. Отличается учетом потребности воспитанников в игре со сверстниками и способность уединения. Для создания и изменения пространства воспитатель ведет совместную деятельность с детьми с учетом их интересов.

Организация воспитания и жизни детей в возрасте до пяти лет имеет целью улучшить способность понимать окружающих людей, проявлять к ним дружеское отношение и стремиться к общению и взаимодействию[16, c.76].

Развивающая среда в группе должна быть организована с учетом возможностей для детей играть и участвовать в подгруппах отдельных. Вспомогательные средства и игрушки расположены таким образом, чтобы их свобода передвижения не нарушалась. Необходимо создать место для временного одиночества дошкольника, чтобы он думал и мечтал.

В материальном окружении дошкольника должны присутствовать игрушки, обеспечивающие для данного возраста развивающее действие, разнообразные предметы заместители: природный материал, дощечки, верёвки, палочки, мягкий поролон, картон, бумага и прочие. Именно заменяющие объекты и модули оказывают наибольший развивающий эффект, позволяют ребенку активно ими манипулировать, сюжет меняют без особых затрат материальных

Развивающая среда для детей в старшей подготовительной группе (от 6-7 лет), непосредственно направлена на формирование активности познавательной, самостоятельности, ответственности и инициативы, участие в преобразовании предметно-развивающей среды.
Отличается: игры для развития восприятия, внимания, памяти, логики и т. д, чтобы создать и изменить пространство, воспитатель действует с учетом интересов детей, как совместная деятельность педагога и детей, так и деятельность детей самостоятельно.

В возрасте старшем дошкольном усиленно развиваются интеллектуальные, нравственные и эмоциональные области личности. Переход в группу подготовительную связан с изменением психического положения детей: впервые они чувствуют себя старше среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять эту новую ситуацию.

Следовательно, чтобы каждый ребенок мог делать то, что он любит - проектирование, рисование, ручной труд, театральные и игровые мероприятия, эксперименты - должны располагаться по зонам, так чтобы ребята могли объединяться в подгруппы для общего дела. В оборудовании необходимы материалы, стимулирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства, игрушки и т. д. Широко используемые материалы, которые побуждают детей к обучению грамоте. Дети развивают интерес к непосредственным проблемам, которые выходят за рамки их личного опыта. Это позволяет воспроизводить жизненный опыт ребенка/ [17, c.105-107]

Можно сделать вывод, что повышение развивающего явления в воспитательной работе с детьми и совершенствование процесса педагогического во многом утверждается непосредственно содержанием условий для обучающих целей и воспитания, обеспечивающих непосредственно

развитие ребенка как личности.

Итог среды развития будет определяться новыми подходами к формам содержательных, процедурных и технологических средств для среды, обеспечивающих реализацию целей образования и обучения в соответствии с личностно-ориентированным взаимодействием детей и взрослых.

2.2. Специфика организации и оформления предметно-развивающей среды для детей раннего возраста

Построение и оформление групповых помещений у детей раннего возраста должно обеспечивать психическое и физическое развитие.

Условия для создания предметно-развивающей среды для дошкольников в группе раннего возраста должны быть:

- содержательными

- насыщенными

- трансформируемыми

- полуфункциональными

- вариативной доступности

- безопасностью

- здоровьесберегающими

- эстетически-привлекательными

В группах очень важно наличие единого стиля и соответствие обстановки помещения его назначению. Цвет стен, гармоничность цветового решения, освещение, мебель - всё должно быть подчинено функции данного пространства и соответствовать потребностям его маленьких хозяев[18, c.98].

В последнее время в ДОО стало всё больше декоративных элементов - картин, статуэток, сухих или искусственных цветов, кружевных штор и т.п. Однако нередко эти украшения не имеют никакого отношения к детям и к их жизни в детском саду. Это могут быть гламурные рисунки принцев и принцесс сомнительного художественного качества или фотографии известных актеров, репродукции картин и т.п. Наличие таких декоративных элементов никак не связано с жизнью детей, а порой портит их вкус. Лучшим украшением помещений могут быть творческие работы и поделки самих детей, выставки авторских работ сотрудников ДОО, фотографии детей и их родителей, выставки хороших игрушек и т.п.

Важнейшим условием эмоционального самочувствия и настроения детей является правильное освещение. Оно не должно быть слишком ярким, «искусственным», и в то же время в комнате должно быть достаточно светло и солнечно. Особенно важно хорошее освещение центральных точек каждого помещения, где дети чаще всего занимаются своими делами.

Очень важно наличие свободного пространства, «воздуха» в помещении. Избыток мебели, перегруженность массивными игрушками не только ограничивает свободу ребёнка, но и делает помещение тесным, «душным» и неэстетичным.


Необходимо создавать условия для того, чтобы с первых минут в детском учреждении ребенок попадал в благоприятное, психологически комфортное пространство. Для этого на участке создается красивый ландшафт (летом - аллеи, клумбы, арки, украшенные вьющимися растениями; зимой - скульптуры из снега). Помещение для приема детей должно быть удобным, уютным и информативным для детей и родителей. Шкафчики для одежды украшаются картинками (индивидуальными для каждого ребенка). Кроме картинок для оформления шкафчиков можно использовать картинки с памятками для одевания. В роли памяток для малышей выступают картинки, на которых изображены предметы одежды. Все картинки разные, и их ряд отражает последовательность одевания. В результате воспитатель, напоминая детям, как они должны одеваться, всегда имеет под рукой наглядное пособие. Да и дети имеют перед глазами подсказку-инструкцию для самостоятельных действий[19, c.64-65].

Должно стоять достаточное количество банкеток для одевания и раздевания. На стене при входе размещается стенд с необходимой информацией для родителей (паспорт группы, список детей, дневное меню, распорядок дня, расписание занятий и т.д.)

Специальное место отводится для демонстрации детских работ (рисунков, лепки и т.п.). На столике или в специальном кармашке, закрепленном на стене, хранятся и периодически обновляются дидактические материалы для родителей (списки рекомендуемой литературы по воспитанию детей, журналы и т.д.). Помимо персонального раздевального шкафчика и информационной зоны в них расположены и спортивные уголки. Оборудование туалетной комнаты должно быть приспособлено к нуждам маленьких детей и удобно для воспитателя. У каждого ребенка имеется свой горшочек и полотенце. Над раковинами для умывания надежно закреплены низкие зеркала, чтобы дети могли видеть в них свое отражение.

В помещении для приема пищи, игр и занятий располагается детская мебель: столики, стульчики, диванчики, скамейки. Оборудование интерьера мебелью для детей 2-3 года жизни может осуществляться с помощью отечественных и зарубежных изделий, предоставляемых современными фирмами. Столы, стулья, кровати для разных ростовых групп должны быть изготовлены из экологически чистых материалов. Для детей конца 1-го и начала 2-го года можно рекомендовать деревянные кресла (для детей от 8 мес. до 1 г. 2 мес.) с регулируемым по высоте сиденьем. Напольные шкафы, рассчитанные на рост маленького ребенка, незаменимы в интерьере группы как для детей 2-го, так и 3-го года жизни.


Немаловажным является и то, что ассортимент игровой мебели (буфет, сервант, диван, кресла, трельяж, кровать, а также набор «кухня» и пр.) выполнен гарнитурно. Закругленность форм представленных изделий не только снимает опасность травмы об острые углы, но и приятна для глаза, так как демонстрирует мягкость и плавность линий. Последнее, как установили психологи, определенным образом влияет на настроение, зрительную сенсорную систему организма ребенка. Резкие линии вызывают у маленького ребенка реакцию отстранения и не способствуют возникновению чувства защищенности и покоя. Это положение действенно и для окружающей среды в целом: она не должна быть визуально агрессивной.

Мебель и оборудование располагаются так, чтобы осталось достаточное пространство для свободной двигательной активности детей. Малыши должны иметь возможность беспрепятственно ходить, ползать, бегать, кататься на маленьких велосипедах, возить за веревочку машинки, толкать перед собой тележки. Оформление групповой комнаты должно пробуждать у детей познавательные интересы и позитивные эмоции. Картины не должны быть громоздкими и «тяжелыми» для восприятия. Хорошо, если они будут выполнены в разных техниках и жанрах, дающих детям представления о различных изобразительных языках. В разных регионах экспозиции живописи и декоративно-прикладного искусства могут отражать местный или национальный колорит той или иной культуры, особенности художественных промыслов данного региона.

Элементы каждой зоны (игры, игрушки) также должны периодически меняться. В каждой зоне должны своевременно появляться новые предметы, стимулирующие двигательную, познавательную активность детей, развитие их игровой деятельности. Игрушек в каждой зоне не должно быть много, но они должны регулярно обновляться. Так, игрушки для сюжетных игр должны, с одной стороны, побуждать ребенка к разыгрыванию традиционных для данного возраста сюжетов; с другой, - среди них должны появляться новые, для того, чтобы игра не превращалась в воспроизведение штампов.

Наряду с игрушками для сюжетной игры, необходимо предоставлять детям неоформленный материал - природный, бросовый, элементы старых конструкторов для использования в сюжетно-ролевых играх в качестве предметов-заместителей. Эти предметы также должны заменяться, чтобы стимулировать развитие воображения детей.