Файл: 1. теория культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Оглавление

Цель, предмет и основные задачи культурологии

Основные задачи культурологии:

Междисциплинарный характер культурологии:

Структура культурологии

В структуру культурологии входят:

Основными компонентами предмета культурологии являются:

Структура культуры

Функции культуры

Основные функции культуры:

Основные методы анализа культуры в культурологии

Основные методы анализа культуры:

Многозначность понятия «цивилизация»

Историческая динамика соотношения культуры и цивилизации

Типологизация цивилизаций

Характерными чертами восточной цивилизации являются:

Специфика и основные черты техногенной цивилизации

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

Черты современного кризиса культуры

Условия преодоления техногенности:

Понятие толерантности

Типология культур

ЯЗЫКИ И СИМВОЛЫ КУЛЬТУРЫ

Науки, изучающие языки культуры:

КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ

Вопросы для повторения:

выраженных специальными образносимволическими средствами.

    1. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА



Исследование социодинамики культуры наиболее важная и актуальная область познания изменений, происходящих в обществе.

Само понятие появляется в 30-х гг. ХХ в., когда П.Сорокин назвал свой четырехтомный труд об истории культуры с древнейших времен и о переходе от одной культурной системы к другой (или от одного культурного стиля к другому) “Социальная и культурная динамика”. Широкое использование понятия «динамика культуры» приходится на вторую половину ХХ в., когда в области научной аналитики происходит активное расширение представлений об изменениях в культуре, о многообразии динамических типов и форм, а также об источниках и предпосылках культурного движения. «Динамика» (от греч. dinamis) переводится как «сила». Когда речь идет о социодинамике, подразумеваются изменения, которые происходят вкультуре и человеке под воздействием внешних и внутренних сил.Изменение неотъемлемое свойство культуры. Развитие культуры происходит как через изменение уже имевшегося, так и через возникновение качественно новых форм.

Обратимость культурных изменений характеризует циклические процессы, отсутствие закономерности – случайные изменения катастрофического типа, отсутствие направленности разрывает непрерывную внутренне взаимосвязанную линию развития.

Явление культуры в его историческом развитии есть расширение сфер и областей человеческого опыта, который рефлексирует и осмысливается, закрепляясь в традиции (от лат. traditio – передача). Однако, несмотря на важность традиций, которые обеспечивают устойчивость, авторитет культуры и культурных норм нельзя себе представить развитие
культуры без обновления культурного опыта, без инноваций.

Существуют различные модели социокультурных динамических процессов: циклические (круговая и волновая), эволюционная, синергетическая и т.д.
Наиболее древним является представление о том, что изменения в мире подчинены закону повторяемости, обратимости. Циклическаяповторяемость – закон биологического существования, ему подчиняется мир природы и человек. Каждая культура проходит определенный жизненный цикл от рождения до смерти, двигаясь по замкнутому кругу к исходному состоянию хаоса. Подобные взгляды были распространены в V V вв. до н.э. в греческой (Аристотель, Полибий) и древнекитайской (Сым Цянь) философии. Так, Полибий выделил шесть основных, сменяющих друг друга политических режимов: монархию, тирания, аристократию, олигархию, демократию, охлократию («власть толпы»).

Идея цикличности противостояла идее прогрессивного поступательного развития человеческой культуры и в XIX нач. XX вв. Она представлена в теории культурно-исторических типов у русского социолога Н.Я.Данилевского, жизни «культурных организмов» в концепции О. Шпенглера, «круговороте локальных цивилизаций» А. Тойнби, теории этногенеза Л.Н. Гумилева.

Широкий аналитический диапазон в изучении динамики культуры позволяет говорить о многообразии позиций в понимании характера ее процессов. Аналитики признают значимость в динамических изменениях поступательно-линейных векторов развития, хотя очевидно, что этот вид динамики культуры является далеко не единственным и часто не ведущим по значимости; как правило, он дополняется или чередуется с фазовыми, циклическими или этапными изменениями, могущими перерастать в волновое развитие, в развитие по кругу. В качестве варианта циклического. развития выделяют инверсионное развитие, которое реализуется в форме маятниковых колебаний культурных изменений. Одна из форм перехода от постепенных изменений к резкому обновлению и инновациям – взрыв (в понятиях синергетики – «точка

бифуркации»), т.е. резкое повышение удельного веса перемен, а также изменение вектора развития с набором нескольких альтернатив будущего.

Изменения могут вести к обогащению и дифференциации культуры. Однако нередки изменения, ведущие к ослаблению дифференциации, к упрощению культурной жизни, к ее аномии, что интерпретируется как упадок и деградация, переходящие в кризис культуры.

В особое состояние выделяют культурный застой, состояние длительной неизменности и повторяемости норм, ценностей, смыслов, знаний. Застой следует отличать от устойчивости культурных традиций; он наступает, когда традиции доминируют над инновациями, подавляют их.

Своеобразен подход сторонников постмодернистской парадигмы к интерпретации культурных изменений. Для них динамика культуры (анализ в рамках постмодернизма проводится обычно на примере духовных областей культурной активности, нередко – художественной практики, искусства) – не рост, не развитие, не целенаправленное распространение, а принципиально иной тип движения, который они обозначили термином, взятым из ботаники, «ризома» (беспорядочное распространение, «движение желания», лишенное направления и регулярности).

Итак, мы ознакомились с основными проблемами теории культуры, что позволяет открыть следующую страницу культурологии – историю культуры.

Вопросы для повторения:





  1. Что изучает культурология?

  2. Что такое «морфология культуры»?

  3. Объясните термин «культурная семантика»

  4. Что обозначают понятия «культура» и «цивилизация»?

  5. Какова специфика и основные черты техногенной цивилизации?

  6. Дайте характеристику современного этапа кризиса культуры.

  7. По каким основанием может быть произведена типологизация культур?

  8. В чем отличие этнической и национальной культур?

  9. Что такое «семиотика»?

  10. Что такое «социодинамика»?