Файл: 1. теория культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Оглавление

Цель, предмет и основные задачи культурологии

Основные задачи культурологии:

Междисциплинарный характер культурологии:

Структура культурологии

В структуру культурологии входят:

Основными компонентами предмета культурологии являются:

Структура культуры

Функции культуры

Основные функции культуры:

Основные методы анализа культуры в культурологии

Основные методы анализа культуры:

Многозначность понятия «цивилизация»

Историческая динамика соотношения культуры и цивилизации

Типологизация цивилизаций

Характерными чертами восточной цивилизации являются:

Специфика и основные черты техногенной цивилизации

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

Черты современного кризиса культуры

Условия преодоления техногенности:

Понятие толерантности

Типология культур

ЯЗЫКИ И СИМВОЛЫ КУЛЬТУРЫ

Науки, изучающие языки культуры:

КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ

Вопросы для повторения:

Науки, изучающие языки культуры:


  • семиотика наука о знаковых системах или семиозисе культуры. У истоков семиотики две научные традиции, одна из которых восходит к Ч. Моррису (1834-96 гг.), американскому философу и социальному психологу, другая к Ф. де Соссюру (1857-1913 гг.) и Парижской школе. Ч. Моррис полагал, что понятие знака может оказаться столь же фундаментальным для наук о человеке, как понятие атома для физики и клетки для биологии. Ф. де Соссюр считал семиологию частью социальной психологии, аргументируя возможность изучения культуры общества через язык как важнейшую из знаковых систем. Французский структуралист К. ЛевиСтрос предполагал, что явления социальной жизни, искусство, религия и другие имеют природу, аналогичную природе языка, а, следовательно, они могут изучаться теми же методами;

  • герменевтика одна из древнейших наук, она появилась в раннем христианстве и занималась тогда трактованием религиозных текстов. Современная философская герменевтика, основателем которой считается Г.-Г. Гадамер, занимается интерпретацией текста, не только реконструируя, но и конструируя смысл.



    1. КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ



Нормы правила, регламентирующие человеческое поведение. Они указывают на то, где, как, когда и что именно мы должны делать. В этом смысле они оказываются чем-то, что можно сравнить с картой или схемой культурной жизни. Нормы предписывают образцы поведения и передаются индивиду в процессе инкультурации. Культурныенормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего(общественноодобряемого) поведения.

Нормы суть некие идеальные образцы
(шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Одни нормы и правила ограничены частной жизнью, другие пронизывают всю общественную жизнь. Поскольку в коллективе общественное обычно ставится выше личного, правила частной жизни менее ценны и строги, нежели общественной, если, конечно, они не изменили свой статус и не превратились в общественные. В норму превращались коллективные идеалы красоты, добра, отваги. В статусе идеала или эталона культурные нормы тут же становились ценностями особо уважаемыми и почитаемыми представлениями о том, как должен быть устроен мир и каким должен быть человек. В любом обществе ценности оберегаются особым образом. За нарушение норм и попрание ценностей полагались всевозможные санкции и наказания. На соблюдение культурных норм был ориентирован огромный механизм социального контроля. Он действует поныне. Пресса, радио, телевидение, книги пропагандируют нормы и идеалы, которым должен соответствовать цивилизованный человек. Их нарушение осуждается, а соблюдение вознаграждается.

Список культурных норм постоянно расширяется. К ним относятся традиции, обычаи, привычки, нравы, табу, законы, мода, вкус, верования и др.

Табу – абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет. Табу послужило основой многих позднейших социальных и религиозных норм. В современном обществе табу накладывается на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил или оскорбление чувства патриотизма. Это самый сильный из существующих

в человеческом обществе вид социального запрета, нарушение которого карается особенно страшно.

Нравы – особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества.

Традиции – набор представлений обычаев, навыков и привычек практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение

Обычай – традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия. Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.

Аномия(от фр. anomie буквально беззаконие, отсутствие норм) – такое состояние общества, в котором значительная часть жителей, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно.

    1. 1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ



Исследование взаимоотношений культуры и религии во многих отношениях затруднительно. Наиболее заметная методологическая трудность состоит в следующем: если логически понятия “культура” и “религия” связаны отношениями части и целого (религия есть часть культуры), то аксиологически в сфере отношений ценности и оценкиони равноправны: не только религия может быть оценена с позиций культуры, но и культура с позиций религии. Отсутствие признаков религии характерно лишь для становящегося, возникающего общества, такого, которое еще нельзя назвать обществом в полном смысле этого слова. Всякое сложившееся общество предполагает существование религии. Религия в первую очередь духовное явление, состояние и форма сознания, основу которого составляет вера.

Рели́гия (от лат. religare связывать, соединять) системапредставлениямира,основаннаянатом,чточеловекощущаетсвязьснекимбытием,высшимсуществованием,имеющимсистемность и организованность. Религия это сложное духовное образование, специфический способ духовной деятельности человека, форма общественного сознания. Понятие "религия" означает особый взгляд на мир, общество и человека, вытекающий из признания реального существования трансцендентного, сверхъестественного, определяющего существование мира и человека, основанного на вере и выраженного в вероучении, культе, принадлежности к религиозной группе или иной организационной структуре. Религия опирается на веру или
мистический опыт.

Вера, верность, уверенность, достоверность все это слова, однокоренные с латинским veritas истина. Уточнение понятия вера только первый шаг к определению религии, поскольку не всякая вера вера религиозная. Понимание того, что такое вера, необходимо, но не достаточно для выявления сущности религии. Обычно определение религии уточняют указанием на то, что религия это вера в сверхъестественное. Такое определение приводит к смешению религии с другими явлениями культуры мифологией, фольклором, вообще с искусством.

Развитие культуры сопровождается возникновением и становлением относительно самостоятельных систем ценностей. Так случилось с мифологией, религией, искусством, наукой.

Миф, мифы (от греч. mytos – сказание) – это появившиеся в дописьменных обществах предания о первопредках, богах, духах и героях. Мифологический комплекс, принимающий в обрядах синкретические визуально-вербальные формы, выступает как специфический способ систематизации знаний об окружающем мире. Сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. В первобытном и традиционных обществах миф, повествующий о происхождении Вселенной и человека, о возникновении социальных институтов, о культурных приобретениях, о зарождении жизни и явлении смерти, выполняет функции религии, идеологии, философии, истории, науки.
Миф наиболее древняя система ценностей. Считается, что в целом культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и условности к знанию, к закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение.

Искусство есть выражение потребности человека в образносимволическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека "вторую реальность" мир жизненных переживаний,