ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Цель, предмет и основные задачи культурологии
Основные задачи культурологии:
Междисциплинарный характер культурологии:
В структуру культурологии входят:
Основными компонентами предмета культурологии являются:
Основные методы анализа культуры в культурологии
Основные методы анализа культуры:
Многозначность понятия «цивилизация»
Историческая динамика соотношения культуры и цивилизации
Характерными чертами восточной цивилизации являются:
Специфика и основные черты техногенной цивилизации
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
Черты современного кризиса культуры
Условия преодоления техногенности:
культуры, которая принадлежит большой социальной группе и отличается некоторым своеобразием. Так, молодежная субкультура создана возрастной группой людей от 13 до 19 лет. Их еще называют тинэйджерами.
Молодежная субкультура не существует в отрыве от общенациональной, постоянно взаимодействует и подпитывается ею. То же самое можно сказать о контркультуре. Таким именем называют особую субкультуру, антагонистически настроенную по отношению к господствующей культуре.
К основным видам культуры мы будем относить:
Доминирующая культура – совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества.
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе; является частью доминирующей культуры, но имеет отличные или противостоящие черты, добавляя к ряду ценностей доминирующей культуры новые, характерные только для нее.
Контркультура – субкультура, находящаяся в конфликте с господствующими ценностями с доминирующей культуры.
Сельская культура – культура крестьянства, деревенская культура, характеризующаяся неравномерностью трудовой загруженности в течение года, персонификацией межличностных отношений, отсутствием анонимности поведения и наличием неформального контроля жизни членов локальной общности, доминированием внутриобщинной информации над официальной государственной.
Городская культура – индустриальная, урбанизированная культура, характеризующаяся высокой плотностью населения, разнообразным культурным пространством,
анонимностью социальных отношений, индивидуальным выбором стиля социальных контактов, равномерным трудовым ритмом.
Обыденная культура – это совокупность всех нерефлексивных, синкретических аспектов социальной жизни, владение обычаями повседневной жизни социальной среды, в которой проживает человек (нравы, обычаи, традиции, правила повседневного поведения). Это культура, не получившая институционального закрепления. Процесс освоения человеком обыденной культуры называется общей социализацией или инкультурацией личности.
Специализированная культура – сфера общественного разделения труда, социальных статусов, где люди проявляют себя в социальных ролях; культура, ставшая институализированной (наука, искусство, философия, право, религия).
Социализация – процесс усвоения основных социальных ролей,норм, языка, черт национального характера в современном обществе.
Духовную и материальную культуру нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными или комплексными образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы. Их можно называть сквозными явлениями, пронизывающими и отрасли, и типы, и формы, и виды культуры. Разновидностями духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальной – физическая культура.
Языком культуры в широком смысле этого понятия называются те средства, знаки, символы, тексты, которые позволяют людямвступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры (вербальный, жестовый, графический, образный, формализованный) это универсальная форма осмысления реальности, в которую организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции (носители смысла).
Язык фиксирует значимые для человека представления, его отношения к ним. В сфере социального взаимодействия язык выступает в качестве медиатора, проводника, посредника, средства, позволяющего придавать интерсубъективное, культурное значение субъективному, индивидуальному опыту, транслировать социально-значимые представления, придавать таким представлениям общезначимый, разделяемый смысл.
Самая серьезная проблема коммуникации заключена в переводесмыслов с одного языка на другой. В культурологии эта проблема эффективности культурного диалога как на «вертикали», т.е. между культурами разных эпох, так и по «горизонтали», т.е. диалога разных культур, существующих одновременно, осмысливается как проблемапонимания. Термин «понимание» используется в двух смыслах: как фактор интеллектуальный, познавательный, но и как сопереживание, вчувствование. Сложность понимания обусловлена тем, что восприятие и поведение обусловлены стереотипами идеологическими, национальными, сословными, половыми, сформированными у человека с детства. Понимание апперцептивно, т.е. новая
информация ассимилируется путем соотнесения с тем, что уже известно, новое знание и новый опыт включаются в систему уже имеющегося знания. На этой основе происходит отбор, обогащение и классификация материала.
Основной структурной единицей языка культуры, с точки зрения семиотики, являются знаковые системы. Знак – это материальныйпредмет(явление,событие),выступающийвкачествеобъективного заместителя некоторого другого предмета, свойстваилиотношенияииспользуемыйдляприобретения,хранения,переработкиипередачисообщений(информации,знаний).Это овеществленный носитель образа предмета, ограниченный его функциональным предназначением. Наличие знака делает возможной передачу информации по техническим каналам связи и ее разнообразную – математическую, статистическую, логическую – обработку. Символ одно из самых многозначных понятий в культуре. Изначальный смысл этого слова удостоверение личности, которым служил simbolon половинка черепка, бывшая гостевой табличкой. Символ в культуре универсальнаякатегория,раскрывающаясячерезсопоставлениепредметногообразаиглубинногосмысла. Переходя в символ, образ становится "прозрачным", смысл как бы просвечивает сквозь него. Символ культуры условный вещественный опознавательный знак для членов определенного общества или
конкретной социальной группы. Символы культуры иносказательно выражают определенное содержание, которое составляет существо ценностей, норм и идеалов конкретной культуры. Символами культуры выступают: предметы и вещи; природные процессы; животные и растения; сказочные существа.
Эстетическая информация, которую несет символ, обладает огромным числом «степеней свободы», намного превышая возможности человеческого восприятия. Поэтому будем считать некорректным использование понятий "знак" и "символ" в одном и том же смысловом контексте.
Исследователи культуры выделяют пять основных знаковых систем: естественные, функциональные, конвенциальные, вербальные, системы записи.
К настоящему времени сложилась следующая общепринятая классификация языков:
Молодежная субкультура не существует в отрыве от общенациональной, постоянно взаимодействует и подпитывается ею. То же самое можно сказать о контркультуре. Таким именем называют особую субкультуру, антагонистически настроенную по отношению к господствующей культуре.
К основным видам культуры мы будем относить:
-
доминирующую (общенациональную, национальную или этническую) культуру, субкультуру и контркультуру; -
сельскую и городскую культуры; -
обыденную и специализированную культуры.
Доминирующая культура – совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества.
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе; является частью доминирующей культуры, но имеет отличные или противостоящие черты, добавляя к ряду ценностей доминирующей культуры новые, характерные только для нее.
Контркультура – субкультура, находящаяся в конфликте с господствующими ценностями с доминирующей культуры.
Сельская культура – культура крестьянства, деревенская культура, характеризующаяся неравномерностью трудовой загруженности в течение года, персонификацией межличностных отношений, отсутствием анонимности поведения и наличием неформального контроля жизни членов локальной общности, доминированием внутриобщинной информации над официальной государственной.
Городская культура – индустриальная, урбанизированная культура, характеризующаяся высокой плотностью населения, разнообразным культурным пространством,
анонимностью социальных отношений, индивидуальным выбором стиля социальных контактов, равномерным трудовым ритмом.
Обыденная культура – это совокупность всех нерефлексивных, синкретических аспектов социальной жизни, владение обычаями повседневной жизни социальной среды, в которой проживает человек (нравы, обычаи, традиции, правила повседневного поведения). Это культура, не получившая институционального закрепления. Процесс освоения человеком обыденной культуры называется общей социализацией или инкультурацией личности.
Специализированная культура – сфера общественного разделения труда, социальных статусов, где люди проявляют себя в социальных ролях; культура, ставшая институализированной (наука, искусство, философия, право, религия).
Инкультурация процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм нормам поведения в конкретной культуре; изучение и передача культуры от одного поколения к другим.
Социализация – процесс усвоения основных социальных ролей,норм, языка, черт национального характера в современном обществе.
Духовную и материальную культуру нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными или комплексными образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы. Их можно называть сквозными явлениями, пронизывающими и отрасли, и типы, и формы, и виды культуры. Разновидностями духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальной – физическая культура.
- 1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 15
ЯЗЫКИ И СИМВОЛЫ КУЛЬТУРЫ
Языком культуры в широком смысле этого понятия называются те средства, знаки, символы, тексты, которые позволяют людямвступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры (вербальный, жестовый, графический, образный, формализованный) это универсальная форма осмысления реальности, в которую организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции (носители смысла).
Язык фиксирует значимые для человека представления, его отношения к ним. В сфере социального взаимодействия язык выступает в качестве медиатора, проводника, посредника, средства, позволяющего придавать интерсубъективное, культурное значение субъективному, индивидуальному опыту, транслировать социально-значимые представления, придавать таким представлениям общезначимый, разделяемый смысл.
Самая серьезная проблема коммуникации заключена в переводесмыслов с одного языка на другой. В культурологии эта проблема эффективности культурного диалога как на «вертикали», т.е. между культурами разных эпох, так и по «горизонтали», т.е. диалога разных культур, существующих одновременно, осмысливается как проблемапонимания. Термин «понимание» используется в двух смыслах: как фактор интеллектуальный, познавательный, но и как сопереживание, вчувствование. Сложность понимания обусловлена тем, что восприятие и поведение обусловлены стереотипами идеологическими, национальными, сословными, половыми, сформированными у человека с детства. Понимание апперцептивно, т.е. новая
информация ассимилируется путем соотнесения с тем, что уже известно, новое знание и новый опыт включаются в систему уже имеющегося знания. На этой основе происходит отбор, обогащение и классификация материала.
Основной структурной единицей языка культуры, с точки зрения семиотики, являются знаковые системы. Знак – это материальныйпредмет(явление,событие),выступающийвкачествеобъективного заместителя некоторого другого предмета, свойстваилиотношенияииспользуемыйдляприобретения,хранения,переработкиипередачисообщений(информации,знаний).Это овеществленный носитель образа предмета, ограниченный его функциональным предназначением. Наличие знака делает возможной передачу информации по техническим каналам связи и ее разнообразную – математическую, статистическую, логическую – обработку. Символ одно из самых многозначных понятий в культуре. Изначальный смысл этого слова удостоверение личности, которым служил simbolon половинка черепка, бывшая гостевой табличкой. Символ в культуре универсальнаякатегория,раскрывающаясячерезсопоставлениепредметногообразаиглубинногосмысла. Переходя в символ, образ становится "прозрачным", смысл как бы просвечивает сквозь него. Символ культуры условный вещественный опознавательный знак для членов определенного общества или
конкретной социальной группы. Символы культуры иносказательно выражают определенное содержание, которое составляет существо ценностей, норм и идеалов конкретной культуры. Символами культуры выступают: предметы и вещи; природные процессы; животные и растения; сказочные существа.
Эстетическая информация, которую несет символ, обладает огромным числом «степеней свободы», намного превышая возможности человеческого восприятия. Поэтому будем считать некорректным использование понятий "знак" и "символ" в одном и том же смысловом контексте.
Исследователи культуры выделяют пять основных знаковых систем: естественные, функциональные, конвенциальные, вербальные, системы записи.
К настоящему времени сложилась следующая общепринятая классификация языков:
-
естественныеязыки, как основное и исторически первичное средство познания и коммуникации (русский, французский и др.); -
искусственные языки это языки науки, где значение фиксировано и существуют строгие рамки использования. К искусственным языкам относятся и языки условных сигналов, например, азбука Морзе, дорожные знаки и др.; -
вторичные языки это коммуникационные структуры, надстраивающиеся над естественно-языковым уровнем (миф, религия, искусство).