ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Цель, предмет и основные задачи культурологии
Основные задачи культурологии:
Междисциплинарный характер культурологии:
В структуру культурологии входят:
Основными компонентами предмета культурологии являются:
Основные методы анализа культуры в культурологии
Основные методы анализа культуры:
Многозначность понятия «цивилизация»
Историческая динамика соотношения культуры и цивилизации
Характерными чертами восточной цивилизации являются:
Специфика и основные черты техногенной цивилизации
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
Черты современного кризиса культуры
Условия преодоления техногенности:
Начиная с Э. Роттердамского (1469-1536) и Ф. Бэкона (1561-1626) в европейской науке прогресс общества было принято ассоциировать с развитием материального производства, с усовершенствованием орудий труда, техники, технологии и соответствующих производственных и экономических отношений. Л.Г. Морган (1818-1881) предложил идею исторического процесса по схеме дикость – варварство – цивилизация. Исследования И. Гердера (1744-1803), чикагской школы социологии, К. Мангейма (1893-1947), Р. Арона (1905-1983), помогли преодолеть оценочные и этнографические рамки традиции. «Традиция» перестала отождествляться с варварством, первобытным укладом и встала в один ряд с понятиями «цивилизация», «культура».
А. Тоффлер (р. 1928) предложил волновую модель цивилизации.
«Аграрная волна» охватывала все страны наиболее длительный период. Для нее характерны: зависимость от природы (сезонные ритмы, погодные условия, почва); медленный темп развития науки и техники; локальность культурных контактов; элитарность образования; межпоколенная трансляция ценностей; устойчивость родственных связей.
«Индустриальная волна» начинается с промышленной революции в XVII в. и продолжается до сих пор, втягивая на свою орбиту все большее количество стран. Ей свойственны: быстрое развитие науки и технологии; создание массовых производственных технологий; централизация управления; стандартизация потребностей человека; урбанизация. Грядущая «третья волна» должна принести, по мнению Тоффлера, возрастание роли человека, тенденцию к самоограничению, развития индивидуальности.
- 1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 15
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
В ХХ в. перед человечеством встали глобальные проблемы, от решения которых стала зависеть судьба цивилизации. Первоначально глобальный социокультурный кризис оценивался отрицательно как разрушение материальной и духовной культуры. То, что судьбы человека и человечества составляют единое целое, показала уже Первая мировая война. В этот период возникает учение о ноосфере – вхождение в ноосферу как завершающее состояние эволюции биосферы, где человек представлен как крупнейшая геологическая сила, изменяющая лик Земли.
Социокультурный кризис нашего времени во многих своих чертах был осознан движением, объединяющим мировую научную, деловую, политическую элиту, Римским клубом. В 1972 г. был представлен известный доклад Дж. Форрестера и Д. Медоуза «Пределы роста».
Был поставлен вопрос, может ли человек полагаться на стихийный эволюционный процесс развития общества или же мир, в котором мы существуем, нуждается в коренных изменениях? Возникла идея переноса акцента деятельности человека с количественных параметров на качественные.
Черты современного кризиса культуры
В представленных Римским клубом исследованиях выделено несколько типологическихчертсовременногокризиса:
-
ориентация на принцип количественного роста может привести к катастрофическим последствиям. Сейчас этот вид кризиса осозна-
ется более конкретно как ограниченность некоторых видов ресурсов, исчерпание ресурсов по регионам, экономических границ;
-
возникновение опасных тенденций в использовании различных видов ресурсов. В результате их бесконтрольной переработки возникает непомерная нагрузка на экологическую сферу; -
черты, связанные с развитием самого общества риск гигантских катастроф, поскольку современная промышленная и энергетическая инфраструктура уязвима для воздействия природных стихийных и социальных сил; несправедливое распределение отрицательных воздействий научно-технического прогресса на различные слои населения, страны и регионы мира. Страны, располагающие богатыми энергоресурсами, осуществляют их первичную обработку, что создает гигантскую нагрузку на экологию. Все это ведет к дестабилизации социального организма.
Выход может быть найден, прежде всего, на пути изменения социокультурных ориентаций, целей и идеалов современного человека.
Условия преодоления техногенности:
-
осознанное изменение приоритетов в шкале культурных ценностей, создание нового отношения к природе, формирование экологической культуры; -
смена принципов измерений техники, ее критериев и оценок, включая и систему этих оценок наряду с технико-технологической оптимальностью и экономической эффективностью и социокультурное, собственно человеческое, измерение. Необходимы не фрагментарные критерии, а системные интегративные оценки. Однако сложность заключается в том, что такие оценки лежат в области междисциплинарных подходов. -
революционное изменение инженерного мышления: социокультурная парадигма инженерии ориентирует не на ближайшие технологические цели, а на дальние, исторически значимые для всего человечества последствия, повышает ответственность за выбор решений.
Суть и смысл дальнейшего развития техники состоит в выработке таких проектировочных стратегий и контролирующих систем, которые бы обеспечили человеческое выживание.
Включение социокультурной парадигмы в инженерию позволяет преодолеть технократическую односторонность, организовывает инженерное мышление и инженерную деятельность вокруг человека как высшей ценности, а их человеческое измерение делает мерой профессионализма и компетентности, что и составляет одно из важнейших условий преодоления кризиса.
Понятие толерантности
«Помни, что ты только человек!» эти слова заимствованы из триумфального ритуала римских полководцев. Их повторял триумфатору специально приставленный глашатай. Тогда они звучали как предостережение против установления тирании. Сегодня так можно сформулировать жизненный принцип любого человека, независимо от его социального статуса, места проживания, пола, нации и возраста. Это предостерегает нас от попыток применения насилия, давая понять, что никто не обладает абсолютной властью над другим, не имеет права порабощать другого, вторгаться в его мир и насильственно его изменять. Индивидуум не властен над мыслью, действием, жизнью себе подобного. Данная сентенция особенно актуальна для многонационального государства, каким является Россия.
Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. – tolerantia – терпение; англ.
– tolerance, toleration, нем. – Toleranz, фран. – tolerance. Понятие толерантности, хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность. Толерантность – не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этническими, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
-
ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Присущее культуре многообразие, ее способность выполнять различные функции и входить во взаимодействие с различными компонентами делают ее непременной частью не только совокупного производства в целом, но и каждой формы социальной активности в отдельности. Культура влияет на производство и составляет “культуру производства” или “хозяйственную этику”, на политику и составляет “политическую культуру” и т.д. Она становится и средством оформления
классовых отношений или национальной самобытности.
Как мы знаем, культура тесно связана с другими сферами социальной жизнедеятельности, что и придает ей огромное разнообразие.
Одна из самых важных проблем состоит в выборе основной типологической единицы, т.е. исходной формы культурных образований, которые подразделяются на различные типы.
Поэтому типология культур может производиться наоснованииразныхкритериев:
-
связь с религией (культуры религиозные и светские); -
региональная принадлежность (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская); -
регионально-этническая особенность (русская, французская); -
принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества); -
хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, бронзовая культура, индустриальная культура); -
сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.); -
связь с территорией (сельская и городская культура); -
специализация (обыденная и специализированная культура); -
этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура); -
уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др.
Типология культуры дает возможность систематизировать и объяснить множественность разнородных культур. Метод типологии культуры базируется на группировке культур посредством некоего абстрактного идеального типа, представляющего собой упрощение, некую схему, а не реально существующую социокультурную действительность. В основе идеальной типизации могут быть самые различные параметры, рассматриваемые исследователями как наиболее сущностные