ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 144
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Однако наиболее часто в законодательстве под землей понимают земную кору, расположенную над недрами на глубину ее почвенного слоя в границах Российской Федерации. В таком контексте земля является основой всех процессов жизнедеятельности общества, происходящих в политической, экономической, социальной, производственной, коммунальной, экологической и других сферах, и в зависимости от выполняемых ею функций может выступать в трех качествах: как природный объект, как природный ресурс и как недвижимое имущество.
Земля как природный объект - это часть естественной экологической системы, сохраняющая свои природные свойства. Природный объект - относительно условная правовая категория, использование которой дает возможность с позиций права индивидуализировать определенную часть природной среды (в данном случае - землю), с тем чтобы признать ее в качестве предмета правового регулирования, объекта правовой охраны.
Земля как природный ресурс - компонент природной среды, который может быть использован при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, являющийся средством производства в сельском и лесном хозяйстве и выступающий пространственно-территориальным базисом для размещения различных объектов. Земля как недвижимое имущество - это объект гражданских прав, который может принадлежать субъектам на различных вещных и обязательственных правах и находиться в гражданском обороте. Именно триединство этих функций составляет содержание правового понятия земли, раскрытое в основных принципах земельного законодательства (п. 1 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Таким образом, под термином "земля" в Конституции Российской Федерации подразумевается земная кора, расположенная над недрами на глубину ее почвенного слоя в границах Российской Федерации, используемая в качестве природного объекта, природного ресурса и недвижимого имущества. В связи с этим представляются оправданными предложения о дополнении ЗК РФ нормой-дефиницией "земля". Необходимо нормативно закрепить, что земля - "это естественно возникший компонент природной среды, поверхностный (в том числе почвенный) слой суши, расположенный над недрами, характеризующийся особым органоминеральным составом, строением, границами в пространстве и выполняющий необходимые для обеспечения жизнедеятельности человека и окружающей среды функции"
В указанном значении землю нередко отождествляют с другими правовыми категориями. Так, землей в законодательстве называют почву (ст. 254 УК РФ "Порча земель"), которая представляет собой поверхностный слой земли, обладающий плодородием, характеризующийся органическим и минеральным составом и особым, присущим только почвам, типом строения.
Иногда, в советские времена, отождествлялись понятия «земля» и «территория». На необходимость различия понятий "территория" и "земля" обращал внимание и Конституционный Суд РФ, указывая, что при предоставлении земли в частную собственность приобретателю передается не часть государственной территории, а лишь земельный участок как объект гражданских прав, что не затрагивает суверенитет РФ и ее территориальную целостность (Постановление Конституционного Суда РФ от 23.04.2004 N 8-П "По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы" // СЗ РФ. 2004. N 18. Ст. 1833).
В частной собственности может находиться только часть земельного фонда Российской Федерации или, другими словами, земельный участок. Понятия "земля Российской Федерации" и "земельные участки на территории РФ" соотносятся как целое и часть. Несмотря на то что земельный участок - это некоторая часть земли, он наследует от родового объекта основные свойства и не перестает быть природным ресурсом и природным объектом.
Другой причиной, по которой об объекте права собственности следует говорить как о земельном участке, являются требования, предъявляемые к нему как к объекту права собственности. Собственность подразумевает четкое деление окружающих человека вещей на свое и чужое. Если государство гарантирует субъекту право собственности, то оно обязано определить его таким образом, чтобы его идентификация не составила особого труда. Поэтому объектом права собственности может выступать вещь с определенными свойствами, целевым назначением, четкими границами и объективной стоимостью. Именно такими свойствами обладает индивидуально-определенный земельный участок, имеющий признаки, выделяющие его из других объектов гражданского оборота своими физическими и правовыми параметрами, включая уникальный кадастровый номер.
Под земельным участком как объектом права собственности и иных прав на землю ст. 6 Земельного кодекса РФ понимает недвижимую вещь, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Данное определение вполне корреспондирует со ст. 261 ГК РФ, согласно которой, если "иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения". Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
Граница между землей и недрами как различными объектами правоотношений показана в ст. 19 Закона РФ "О недрах", в соответствии с которой собственники земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения. Так установлены пределы реализации собственником своих правомочий и показана юридически значимая граница земли и недр.
Под объектом права частной собственности понимается земельный участок, находящийся на территории РФ, индивидуализированный посредством проведения кадастрового учета, прошедший государственную регистрацию, не изъятый и не ограниченный в обороте. Поскольку земля не может являться объектом права частной собственности, необходимо в ходе дальнейшего совершенствования конституционного законодательства в ч. 2 ст. 9 и ст. 36 Конституции заменить термин "земля" на термин "земельные участки".
В соответствии с пп.3 п.1 и абз.2 п.2 статьи 6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются части земельных участков. При этом под частью земельного участка в соответствии с абз. 2 пункта 2 статьи 6 ЗК РФ понимается образуемый в результате раздела самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого осуществляется без перевода его в состав земель иной категории, за исключениями, установленными федеральным законодательством.
Статья 130 ГК РФ в перечне вещей, относимых к недвижимому имуществу не упоминает о "частях" земельных участков. Вместе с тем, ГК РФ, ФЗ "Об ипотеке" и налоговое законодательство говорят о части земельного участка функционально обеспечивающей (необходимой для обслуживания), закладываемого или отчуждаемого здания и сооружения (части здания и сооружения).
-
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 16
Муниципальная собственность на земельные участки.
В муниципальную собственность городов, районов (кроме районов в городах), сельских поселений, а также других муниципальных образований для обеспечения их развития передаются земли, находящиеся в государственной собственности. В муниципальную собственность могут включаться земли, приобретаемые по решению местной администрации у других собственников земельных участков путем их выкупа в установленном порядке. Управление и распоряжение муниципальными землями осуществляются органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 19 ЗК РФ муниципальная собственность включает в себя земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации;
- право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
При разграничении государственной собственности на землю выделяется муниципальная собственность только трех видов муниципальных образований: поселений, городских округов, муниципальных районов. К ней относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
-земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земельные участки и земли.
Среди предусмотренных гражданским законодательством оснований приобретения права собственности на земельные участки, наряду с различного рода сделками, судебными решениями и иными юридическими фактами, особо следует отметить признание судом права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь
В силу ст. ст. 124 и 125 ГК субъектом права муниципальной собственности (правообладателем) является муниципальное образование, а не органы местного самоуправления: городское собрание, администрация города и т.п. (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 03.06.2005 по делу N Ф08-2295/2005).
Муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с юридическими и физическими лицами. К ним применяются нормы для юридических лиц, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
При определении круга субъектов, выступающих от имени собственника муниципальных земель, необходимо руководствоваться нормами специального законодательства (п. 2 ст. 11 ЗК), а также положениями Конституции. В ст. 130 Конституции определено, что местное самоуправление, т.е. самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, осуществляется гражданами путем прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
Таким образом, в соответствии с законодательством от имени муниципального образования права собственника в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, могут реализовывать органы местного самоуправления (в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов) либо население непосредственно. Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Для решения вопросов местного значения и успешного развития муниципальных образований ЗК предусматривает возможность безвозмездной передачи земель, находящихся в государственной собственности, в собственность этих муниципальных образований.
-
Пожизненное наследуемое владение земельными участками.
Право пожизненного наследуемого владения земельным участком
Титул «право пожизненного наследуемого владения зе¬мельным участком» впервые был закреплен в ст. 5 Основ законо¬дательства Союза ССР и союзных республик о земле, принятых 28 февраля 1990 г., а затем в ЗК РСФСР 1991 г. Этот титул фактиче¬ски представляет собой завуалированную форму ограниченного права частной собственности.
Данный титул яв¬ляется одним из видов прав на землю. На этом праве могут владеть земельным участком только граждане.