Файл: Земельного права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 151

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В качестве проявления принципа «административно-правового регулирования, направленного на эффективность государственного заказа», с 1 января 2008 г. земельное законодательство РФ предоставляет возможность лицу, с которым заключён государственный или муниципальный контракт на строительство или реконструкцию объекта недвижимости, осуществляемого полностью за счёт средств бюджета любого из трёх уровней, использовать земельный участок на условиях безвозмездного пользования.

В результате механизма государственного регулирования государственных или муниципальных заказов строятся больницы, школы, судебные учреждения и т. д., иными словами происходит выполнение функций государства. Нормы земельного законодательства РФ, с одной стороны, лежат вне плоскости процедуры заключения государственного контракта на строительство объекта за счёт бюджетных средств, с другой - закрепляют единственно возможную форму использования земельного участка для осуществляющего строительство субъекта: конструкция права собственности невозможна в силу того, что возводимые объекты, будь то школа, садик, больница, будут находится в государственной или муниципальной собственности; арендные отношения исключили бы экономический интерес субъектов предпринимательской деятельности принимать участие в торгах за право заключения контракта либо обусловили существенное увеличение начальной цены контракта, что противоречит принципу эффективности использования бюджетных средств.

3. Предоставление права безвозмездного пользования в целях реализации отдельных направлений государственной политики: привлечение в отдельные регионы специалистов, освоение определённых территорий и пр. (пп. 6, 7, 18 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ).

Так, например, комплексом правотворческих и правоприменительных мер, действующих со 2 мая 2016 г., будет реализована потребность в освоении северных регионов страны путём пользование (пп. 18 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ)

Безвозмездное пользование земельными участками публичной собственности является, как обоснованно указывает А. В. Винницкий, по сути одной из форм государственной имущественной поддержки, осуществляемой в ущерб «коммерческим» интересам государства и муниципалитетов, но при этом в интересах социальных.

Именно социальная сущность землепользования, осуществляемого не только в угоду пользователю, но и другим лицам и обществу в целом, обуславливает объективную необходимость института безвозмездного пользования земельными участками по закрытому перечню оснований и в конституционно одобряемых целях.


Федеральным законом от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ, вступившим в законную силу с 1 марта 2015 г., были внесены изменения однократного предоставления каждому гражданину России 1 га земли на 5 лет в безвозмездное

ЗК РФ Статья 47. Основания прекращения права безвозмездного пользования земельным участком

1. Право безвозмездного пользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон:

1) по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен;

2) по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 45 настоящего Кодекса.

2. Право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи.

3. Право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности.

4. Право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи:

1) работника, призванного на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срокпрохождения службы;

2) работника, принятого на обучение, на весь срок получения образования;

3) работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей.

Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников до их совершеннолетия.

5. Прекращение права на служебный надел оформляется решением организации, предоставившей такой служебный надел в пользование.

6. Работник, прекративший трудовые отношения с организацией, предоставившей служебный надел в пользование, имеет право использовать этот служебный надел после прекращения трудовых отношений в течение срока, необходимого для окончания сельскохозяйственных работ.

Статья 39.30 ЗК РФ устанавливает случаи и основания безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ.

  1. Ограниченное пользование чужими земельными участками.

Класси¬ческая сущность сервитута, сформировавшаяся еще во времена Древнего Рима, состоит в том, что он представляет собой право ог¬раниченного пользования чужим земельным участком. Если уста¬навливался сервитут, то земельный участок не только служил сво¬ему собственнику, но и использовался для выгод собственника со¬седнего участка.



Сервитут — вещное право. Такое право сохраняется до тех пор, пока существует сама вещь. В случае исчезновения вещи прекра¬щается действие сервитута, поэтому сервитутное право не связано с личностью владельца сервитута. В сервитутном правоотношении одна сторона является управомоченной, другая — обязанной. Управомоченное лицо имеет право на пользование имуществом обязанной стороны. Обязанная сторона, соответственно, должна допускать такое пользование.

Обязанная сторона обладает правом собственности на вещь. Собственник вправе использовать вещь, т. е. свое имущество. Управомоченная сторона в отличие от обязанной имеет лишь право пользования вещью, ей принадлежит право, производное от права собственности. Управомоченная сторона не вправе потреблять вещь, в отношении которой обладает правом сервитута.

Сервитутам посвящена ст. 23 ЗК РФ. Существует два вида сер¬витутов: частный и публичный.

Частный сервитут. Частный сервитут устанавливается в соответ¬ствии с гражданским законодательством (ст. 274—277 ГК РФ). Так, собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседне¬го земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может быть установлен для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуа¬тации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспече¬ния водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собствен¬ника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Однако обременение земельного участ¬ка сервитутом не лишает собственника прав владения, пользова¬ния и распоряжения участком.

Право собственности на земельный участок не единственный титул, обладание которым предоставляет возможность установить сервитут. Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожиз-ненного наследуемого владения или праве постоянного пользова¬ния. Однако к числу лиц, устанавливающих в своем имуществе сервитут, законодатель отнес лишь собственников земельных участ¬ков (п. 1 ст. 274 ГК РФ).

В связи с тем, что собственник земельного участка, в отношении которого установлен сервитут, испытывает определенные неудоб¬ства, закон предусматривает необходимость выплаты ему компен¬сации. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.


Важно правило, что сервитут следует юридической судьбе обре¬мененного им земельного участка. Сервитут сохраняется в случае пе¬рехода прав на земельный участок, обремененный этим сервиту¬том, к другому лицу. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

Сервитут обременяет земельный участок, поэтому согласно ст. 613 ГК РФ собственник земельного участка при передаче его в аренду обязан предупредить арендатора о правах третьих лиц на передаваемый в аренду участок, в том числе об обременении зе¬мельного участка сервитутом. Если арендодатель — собственник участка не выполнил этого условия, арендатор вправе либо потре¬бовать уменьшения арендной платы, либо расторгнуть договор аренды и требовать возмещения причиненных ему убытков. Такое же требование нужно выполнить и в случае заключения договора ссуды. Статья 694 ГК обязывает ссудодателя — лицо, передающее свою вещь (земельный участок) в безвозмездное пользование дру¬гому лицу, предупредить ссудополучателя об обременении земель¬ного участка сервитутом. Невыполнение этой обязанности предо¬ставляет ссудополучателю право потребовать расторжения догово¬ра ссуды и возмещения понесенного им реального ущерба.

Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли- продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен

Публичный сервитут. Публичный сервитут имеет сходство с ус¬тановлением ограничений прав на землю, поскольку ограничения прав также определяются на основании требований, предусмот¬ренных законодательством.

Публичные сервитуты, согласно п. 3 ст. 23 ЗК РФ, могут уста¬навливаться для различных целей: для прохода или проезда через земельный участок; использования участка в целях ремонта ком¬мунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; размещения на участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; про¬ведения дренажных работ; забора водных ресурсов и водопоя; прогона сельскохозяйственных животных через земельный уча¬сток; сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных; использования земельного участка для охоты и рыболовства; использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса:


1) размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения);

2) складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта;

3) устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;

4) размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;

5) проведение инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведение инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов, а также сооружений, предусмотренных подпунктом 1 настоящей статьи.

Сервитут может быть срочным или постоянным. Закреплен принцип, касающийся использования сервитута. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земель¬ного участка, в отношении которого он установлен. Если установ¬ление публичного сервитута приводит к невозможности пользо¬ваться земельным участком, то его собственник, землепользова¬тель , землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного участка с возмещением органом государст¬венной власти или органом местного самоуправления, установив¬шими публичный сервитут, убытков или предоставления равно¬ценного земельного участка с возмещением убытков. Если же ус¬тановление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собствен¬ник вправе потребовать от органа государственной власти или ор¬гана местного самоуправления, установивших публичный серви¬тут, соразмерную плату. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут обра¬титься с иском в суд.