Файл: История и современная система защиты информации в России.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
После окончания войны по инициативе главнокомандующего 1-й Западной армией генерал-фельдмаршала М.Б. Барклая де Толли в 1815 г. при Главном штабе русской армии на базе расформированной Высшей военной полиции 1-й армии было создано отделение Высшей военно-секретной полиции с центром в Варшаве.
Официально военно-секретная полиция состояла в подчинении начальника Главного штаба его Императорского Величества генерал-лейтенанта И.И. Дибича, реально ею руководил начальник Главного штаба великого князя Константина Павловича генерал-лейтенант Д. Д. Курута.
Обязанности Высшей военно-секретной полиции были чрезвычайно широки: ведение разведки и внешней контрразведки в Австрии и Пруссии, сбор военной и политической информации об этих странах, «содержание агентов во многих городах за границею и в Королевстве Польском». В ее компетенцию входили, кроме того, военная контрразведка, политический сыск, а также борьба с контрабандистами, фальшивомонетчиками и религиозными сектами. Сотрудники военно-секретной полиции отслеживали на территории сопредельных с Россией государств вражеских агентов, засылаемых в империю. За подобными лицами велось тщательное наблюдение как за рубежом, так и на российской территории.
В штат центрального аппарата военно-секретной полиции, находившейся в Варшаве, входили начальник отделения, чиновник по особым поручениям, прикомандированный жандармский офицер и канцелярист, ведавший делопроизводством. Для выполнения отдельных поручений регулярно привлекались армейские и жандармские офицеры, фельдъегери, гражданские чиновники.
После польского восстания 1830 г. и вывода русских войск в пределы Российской империи военно-секретная полиция была упразднена (1831 г.).
1.1.4.Министерство иностранных дел
После создания министерства в 1806 году также сохранялась и коллегия иностранных дел, ее состав почти не изменился и она оставалась главным органом управления внешнеполитических дел. При министре была создана канцелярия. Начальник канцелярии осуществлял хранение шифров («цифирные ключи»). Непосредственно министру подчинялась Цифирная экспедиция.
В 1823 году при министерстве создан Цифирный комитет для руководства шифровальной деятельностью министерства. Это научно-производственное подразделение, которое состояло из квалифицированных специалистов-криптографов, которые были работниками различных департаментов министерства.
Задачи комитета:
-
изучение различных комбинаций шифров и «обеспечение возможно более полной секретности» дипломатической корреспонденции, разработка новых шифров; -
контроль за введением новых систем шифров; -
контроль за обеспечением хранения шифров, вывод устаревших шифров; -
составление заключений, отчетов по вопросам деятельности шифровальной и дешифровальной служб для руководителя министерства и императора.
В 1828 году в министерстве создана Особая канцелярия, которая осуществляла функции, связанные с защитой информации. В структуре канцелярии 5 экспедиций.
В ведении 1-й экспедиции находилась политическая переписка и составление указов по поручению министра.
2-я экспедиция являлась канцелярией министерства. При ней был создан архив.
Оставшиеся экспедиции являлись секретными. 3-я и 4-я экспедиции назывались цифирными. 3-я – шифровальная. 4-я – дешифровальная. Обе эти экспедиции были в ведении Цифирного комитета. 5-я экспедиция называлась «газетной».
1.1.5. Военное министерство. Организация секретного делопроизводства в военном министерстве
В 1802 году создается министерство военно-сухопутных сил. С 1808 года – Военное министерство.
В 1810 году впервые в России создается специализированный центральный разведывательный орган в военной области. Назывался этот орган «Экспедиция секретных дел при военном министерстве».
В 1812 году экспедиция преобразована в особенную канцелярию при военном министре.
Функции: занималась секретными вопросами, к которым относились:
-
руководство стратегической внешней разведкой; -
обобщение и анализ поступающей информации; -
контрразведка; -
разработка рекомендаций для составления военных планов; -
осуществление секретных подготовительных мероприятий; -
организация передислокации воинских частей.
С целью защиты тайны строго регламентировался круг лиц, имеющих доступ к разведывательной информации, а также участвующих в планировании мероприятий. Доступ к секретным документам был связан с необходимостью выполнения производственных обязанностей.
В конце 1812 года Особенная канцелярия была упразднена. Во всех миссиях России за рубежом вводится официальная должность адъютантов послов, на которую назначались военнослужащие. Они и составили зарубежные силы Особенной канцелярии.
С 1856 года они стали именоваться военными агентами при Российских зарубежных представительствах. Тогда же была утверждена «инструкция агентам, посылаемым за границу».
Для обозначения степени секретности применялись грифы «Секретно» и «Весьма секретно». При пересылке корреспонденции в целях указания степени секретности документов, вложенных в пакет, применялись литерные обозначения. Под литерой «А» в пакеты помещались самые секретнейшие документы (для императора и военного министра). Под литерой «В» – документы, содержащие сведения о неприятельских силах.
Применялось 2 способа проставления грифа секретности – правый верхний угол документа (при продольном расположении реквизитов в заголовочной части бланка документа). В заголовочной части документа гриф секретности проставлялся в левой части документа ниже указания даты и номера документа.
При получении секретного документа в правом верхнем углу проставлялась отметка о поступлении документа, в которой указывалась фамилия и должность лица, получившего документ и дата поступления документа. При доставке секретной корреспонденции с курьером вкладывалась расписка и бланк к расписке и оформлялся час отправления. Получивший расписывался в этом бланке, отмечал время получения и время отправки курьера.
Такой порядок повышал оперативность передачи сведений и обеспечение их сохранности. Сопроводительное письмо к документу имело тот же гриф, что и документ. Обязательное требование при подготовке общих и секретных вопросов.
Вопросы ведения секретного делопроизводства регламентировались следующими нормативными документами: «Общее начертание порядка производства дел в канцелярии военного министерства и обязанности чинов, оную составляющих», 1832г.; «Положение о порядке производства дел в военном министерстве», 1836г.
В этих документах впервые вводились особые формы учета секретных документов, отличающиеся от форм учета открытых документов. Это были «Журнал секретных входящих бумаг» и «Журнал секретных исходящих бумаг». Для ведения секретного делопроизводства создавалось 6-е отделение.
Устанавливались следующие виды проверок наличия секретных документов: ежемесячные и квартальные.
В период отечественной войны 1812 года в России были созданы органы военной разведки и контрразведки непосредственно в армии. Структура и функции данных органов, а также требования к организации секретного делопроизводства в армии регламентировались в законе, который назывался «Учреждение для управления большой действующей армией» от 27 января 1812 года. Функции разведывательного органа осуществляла «Квартирмейстерская часть».
Специальным органов военной контрразведки являлась высшая воинская полиция. Ее деятельность регламентировалась секретными неопубликованными дополнениями закона от 27 января 1812 года. К задачам высшей воинской полиции относились: сбор разведывательной информации, контроль за происходящим в армии, надзор за деятельностью полиции, местной администрации, охрана и контроль доступа на территорию и ведение учета всех лиц, принадлежащих к армии или следующих за ней.
1.1.6. Третье отделение собственной его императорского величества канцелярии
3-е отделение собственно его императорского величества канцелярии было создано в 1826 году. При этом была расформирована Особенная канцелярия МВД, и сотрудники Особенной канцелярии переведены в 3-е отделение. Формируя новый орган государственной безопасности, император видел пути стабилизации обстановки в стране в Укреплении государственных органов, более того, в личном Управлении империей.
Анализ сущности преобразований, осуществленных Николаем I, показывает, что по существу произошел возврат к изначальной схеме, предложенной Иваном Грозным, Алексеем Михайловичем и Петром I, при которой орган государственной безопасности был совмещен с личной канцелярией царя.
Помимо реорганизации политического сыска данное преобразование одновременно привело к существенному изменению властных полномочий в масштабах всей государственной структуры. П.В. Оржеховский, командовавший Отдельным корпусом жандармов в 1882—1887 гг.
Главным начальником Третьего отделения, шефом жандармов и командующим Императорской главной квартирой 25 июля 1826 г. был назначен А.Х. Бенкендорф.
Структурно Третье отделение было построено в соответствии с представленной императору А.Х. Бенкендорфом запиской «О делении на четыре экспедиции» от 14 июля 1826 г.
Основные функции 3-го отделения: охрана государственной безопасности, функции контрразведки, предупреждение шпионажа, контроль передвижения по стране иностранных граждан. Эти функции осуществлялись пятью экспедициями.
«Первая экспедиция в себе будет заключать все предметы высшей наблюдательной полиции... наблюдение за общим мнением и народным духом; направление лиц и средств к достижению этой цели; соображение всех поступающих в сем отношении сведений и донесений; составление общих и частных обозрений; сведения подробные о всех людях, под надзором по линии состоящих, равно и все по сему предмету распоряжения; высылка и размещение лиц подозрительных и вредных».
Таким образом, первая экспедиция являлась ведущим звеном в структуре нового органа политического сыска. Ее основными задачами было предупреждение «злоумышлении против особы государя императора»; обнаружение тайных обществ и заговоров; сбор информации о положении в империи и за границей, состоянии общественного мнения, настроениях в политических течениях в различных слоях населения; тайный надзор за государственными преступниками, «подозрительными лицами» и др. К ведению первой экспедиции были отнесены общий контроль и наблюдение за деятельностью государственного аппарата, выявление злоупотреблений местных чиновников, беспорядков при дворянских выборах, рекрутских наборах.
1-я экспедиция считалась наиболее секретной. В ней осуществлялось наблюдение за деятельностью аппарата государственного управления, за общественными деятелями, здесь рассматривались дела по наиболее важным государственным преступлениям.
Вторая экспедиция должна была решать задачи надзора за «направлением», «духом и действиями» всех существовавших в России религиозных сект, прежде всего раскольников. В нее должны были поступать «известия об открытиях по фальшивым ассигнациям, монетам, штемпелям, документам», сведения об открытиях, изобретениях, усовершенствованиях, об учреждении и деятельности различных обществ в сфере науки, культуры, просвещения. В подчинение второй экспедиции перешли изъятые из ведения Министерства внутренних дел секретные политические тюрьмы — Алексеевский равелин Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, Шлиссельбургская крепость, Суздальский Спасо-Ефимьевский монастырь и Шварцгольмский арестный дом в Финляндии, «в коих заключаются государственные преступники». В обязанности сотрудников экспедиции входило разбирательство жалоб, просьб и прошений по «тяжебным и семейным делам», поступавшим в Третье отделение на царское имя. Экспедиция ведала личным составом (вопросами определения, перемещения, награждения и увольнения чиновников отделения).
На третью экспедицию возлагалось выполнение контрразведывательных функций: надзор за пропуском иностранцев через границу, контроль за их пребыванием на территории Российской империи, ведение негласного наблюдения заповедением и образом жизни иностранцев, выдворение неблагонадежных иностранцев за пределы государства.
Четвертая экспедиция должна была заниматься «всеми вообще происшествиями в государстве и составлением ведомостей по оным». Иными словами на экспедицию возлагался сбор информации о пожарах, эпидемиях, грабежах, убийствах, крестьянских волнениях, злоупотреблениях помещиков властью над крепостными и т. п. Данную информацию предписывалось систематизировать и еженедельно обобщать в виде специальных сводных таблиц.