Файл: Основы менеджмента в малом бизнесеДисциплина Основы менеджмента в малом бизнес Сущность менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основы менеджмента в малом бизнесе
Дисциплина Основы менеджмента в малом бизнесе
1. Сущность менеджмента
Существуют более 200 определений менеджмента. Одно из наиболее современных определений приводится в английском издании «Международного справочника по менеджменту»: «Менеджмент – это эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал (производительный, финансовый и человеческий) для достижения целей с максимальной эффективностью». В последние годы растет значимость информационных ресурсов в менеджменте, поэтому приведенное выше определение можно расширить, добавить в перечень ресурсов еще и информационный.
Менеджмент – это руководство людьми для достижения цели.
Менеджмент – это профессионально осуществляемый вид деятельности, направленной на достижение намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.
Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц
(менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия (рис. 2.1).
Рис.1. Кольцо управления
Управление – это воздействие на людей, поощряющее их направлять свое мышление и ресурсы, где они дадут наибольшие результаты. Термин
«управление» по сути является аналогом термина «менеджмент», его синонимом. Однако термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности. Например, управление
МЕНЕДЖЕР
СОТРУДНИКИ
Последствия
Цели фирмы
Общая задача
Общая ответстве нность
Общая компетен тность
Частные цели
Частная ответстве нность
Управле ние
Реали зация
Частные задачи
Частная компетен тность

Основы менеджмента в малом бизнесе
автомобилем, космической станцией и т.д. Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально – экономическими процессами на уровне фирмы, предприятия, организации.
Менеджмент – это комплекс взаимосвязанных действий: установки целей, постановки и корректировки задач, организация и управление, принятие решений, налаживание коммуникаций, сбор и анализ информации, подведение итогов работы.
Технология менеджмента - это система методов эффективного управления, определенные методы сбора и обработки информации, разработка и внедрение систем контроля, определенные принципы управления персоналом.
Объектами изучения менеджмента являются человек, организация, общество.
Предметом изучения менеджмента является управленческое взаимодействие.
Поэтому исходя из особенностей организации, применяется различное управление: основанное на потребностях и интересах; основанное на постоянных проверках; по результатам деятельности; по целям деятельности и т.д. В одной организации могут применятся как отдельные технологии, так и их сочетание. Такой выбор зависит от конкретной ситуации.
Технология управления, основанная на потребностях, применяется тогда, когда в организации не существует планов формирования производства и управления; работники не заинтересованы в деятельности компании и часто конфликтуют с руководством; существует большая текучесть кадров. В такой ситуации управление направлено на стимулирование деятельности персонала, которое осуществляется за счет удовлетворения материальных (потребности в пище, одежде, жилье) и социальных интересов. В результате обеспечения всех интересов работника происходит рост производительности труда.
Технология, основанная на постоянных проверках, имеет место тогда, когда деятельность работников недостаточно скоординирована; взаимодействие между персоналом и подразделениями плохо налажено; квалификация работников недостаточна.
Технология по результатам деятельности применяется в случае, если на предприятии нет хорошего стимулирования деятельности, плохая сбытовая политика предприятия, деятельность большей части персонала ограничивается их рабочим местом. Управление производится только после получения результатов, при этом происходит организационная и функциональная подготовка (создание аналитического отдела).


Основы менеджмента в малом бизнесе
Технология по целям деятельности используется, когда нет единого принципа формирования целей, когда при реализации целей и задач отсутствует статистика процесса, когда постоянно происходит пересмотр поставленных целей. В этом случае управление основывается на бизнес-плане. При этом может применяться простое целевое (определяются сроки и конечные цели), программно-целевое (разработка целей управления и их механизм) и регламентное управление (определяются конечные цели при ограничении ресурсов). Если при программно-целевом управлении цель должна быть достигнута в определенные сроки, то при регламентном - сроки не оговариваются.
Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности и доходности путем рациональной организации производственного процесса, оказания услуг.
Цели менеджмента: получение (увеличение) прибыли;
повышение эффективности хозяйствования;
удовлетворение потребностей рынка;
решение социальных вопросов.
Задача – это предписанная работа, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Задачи менеджмента: тактические – это поддерживание устойчивого функционирования организации; стратегические – это развитие предприятия и перевод его на более высокий и качественно иной уровень.
Задачи управления: организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей; обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих более высокой квалификацией; стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы; координация работы всех подразделений организации, постоянный поиск и освоение новых рынков и т.д.
1.2 Основные категории менеджмента
Категории менеджмента - это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организации.
Основные категории менеджмента - это объект, субъект, функции, виды, методы и принципы.

Основы менеджмента в малом бизнесе
Объектом управления - могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, сбыт, снабжение,
НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).
Субъекты управления - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности (директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей осуществляющие управленческое воздействие на объект управления).
Характеристику объектов менеджмента проводят с позиции трех аспектов: вида объекта, функциональных областей и уровней объекта.
При этом различают следующие виды объекта управления:
операция;
проект;
система.
Функциональные области деятельности объекта:
маркетинг;
производство;
финансы;
кадры;
НИОКР.
Уровни объекта управления:
рабочее место;
участок;
цех;
производство;
предприятие;
объединение.
По признаку содержания различают менеджмент:
нормативный - предусматривающий разработку и реализацию философии организации, т.е. миссию ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурсной нише рынка и формирование общих


Основы менеджмента в малом бизнесе
стратегических намерений;
стратегический - предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией;
оперативный менеджмент - предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.
1.3 Принципы менеджмента
Под принципами менеджмента понимают основные исходные положения, ведущие идеи, правила, которыми должны руководствоваться органы управления, осуществляя управленческую деятельность. То есть, это те основополагающие принципы, которые присущи всем составляющим системами управления на всех этапах ее функционирования и развития.
В принципах менеджмента обобщены выявленные объективные законы и закономерности, оправдан опыт (практика) управления. Они определяют способ деятельности и выступают как правило управленческой деятельности. Знание принципов менеджмента и применение их в практике управления является обязательным условием эффективной управленческой деятельности.
Современный процесс управления базируется на следующих основных принципах менеджмента:
1. Принцип целенаправленности - это направление деятельности любой организации на достижение общих целей и выполнение поставленных плановых задач.
2. Принцип учета потребностей и интересов - удовлетворение потребностей и интересов работников организации с целью достижения общих целей.
3. Принцип научности - предполагает построение всей системы управления на новейших достижениях управленческой науки. Побуждает органы управления внедрять инновации в управленческий процесс.
4. Принцип системности - предполагает системный анализ каждой управленческой действия, каждого решения органов управления о деятельности организации как системы, состоящей из взаимодействующих и взаимосвязанных подсистем элементов.
5. Принцип взаимозависимости - предполагает взаимозависимость внутренних переменных организации (структура, цели, ресурсы, технологии, работники). При этом на внутреннюю среду организации постоянно влияют

Основы менеджмента в малом бизнесе
факторы внешней среды и вызывают соответствующее влияние с ее стороны.
6. Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации управления - направлен на то, чтобы сформировать оптимальный уровень делегированием вышестоящим управленческим руководством низшим уровням своих полномочий с целью достижения благоприятного психологического климата в организации и высоких конечных результатов ее деятельности. То есть, этот принцип направлен на решение проблемы распределения полномочий по принятию решений на каждом уровне субподрядности. Он призван сформировать оптимальный вариант, при котором централизованно принимаются стратегические решения, а оперативное управление осуществляется децентрализовано, когда полномочия делегируются более низкому уровню управления.
7. Принцип единоначалия - предполагает наличие единого органа управления, который осуществляет руководство и управленческую деятельность с целью достижения общей цели организации. Согласно этому принципу каждый сотрудник должен получать распоряжения только от одного руководителя- управленца и подчиняться только ему одному. При этом каждый работник должен строго отвечать за вверенный ему участок работы. Но всю полноту ответственности за деятельность организации несет одно лицо - руководитель, управленец.
8. Принцип мотивации - побуждает руководителей-управленцев к повышению эффективности программы мотивации.
9. Принцип правильного подбора и расстановки кадров - предусматривает подбор кадров только по деловым качествам на основе правил официального отбора.
10. Принцип экономичности - предусматривает сбалансированность затрат, повышение эффективности и производительности труда, максимизации прибыли при минимальных затратах.
11. Принцип оптимального сочетания государственного регулирования и хозяйственной самостоятельности в управлении
- предусматривает вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов рынка.
Государство в современных рыночных отношениях осуществляет правовую регламентацию управленческого процесса, определяя степень самостоятельности субъектов хозяйствования. Каждый участник процесса управления должен знать нормативные акты (закон, постановления, инструкции и т.д.), которые касаются его деятельности, и осуществлять ее в соответствии с этими актами. Соблюдение этого принципа стабилизирует процесс управления.


Основы менеджмента в малом бизнесе
Все названные принципы менеджмента взаимосвязаны. Их нельзя делить на более и менее важные. Упущения или недостаточный учет одного из них в процессе управления может привести к снижению эффективности управленческих решений. Таким образом, законы, закономерности и принципы менеджмента формируют основы управленческой науки, ее развитие в современных условиях.
1.4 Закономерности менеджмента
В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения.
Закон - это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром.
Каждый руководитель должен знать и постоянно осознавать тот факт, что его деятельность связана с действиями законов природы и общества, законов управления. Понимание руководителем этих законов и согласование своих действий с проявлениями законов будет способствовать его деятельности, в противном случае его ожидает неудача или крах.
Различают общие и специфические законы управления.
К общим законам управления относятся:
закон специализации управления;
закон интеграции управления;
закон экономии времени;
Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами внешней среды.
Эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой.
На данном уровне развития теории среди законов управления можно выделить:
закон единства и целостности системы управления;
закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления;
закон зависимости, эффективности решения задач управления от объема

Основы менеджмента в малом бизнесе
использования информации;
закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления;
закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем.
Закономерность - первоначальная формулировка закона в начале его теоретического осмысления и исследования.
Законы и закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями.
Все закономерности управления можно разделить на две группы. К первой относятся закономерности, присущие управлению вообще, как целенаправленному воздействию, ко второй - закономерности менеджмента.
К закономерностям управления относятся:
единство системы управления производством (устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды);
пропорциональность производства и управления
(определенная соотносительность развития основного и вспомогательного производства, как одно из условий высокой производительности труда);
централизация и децентрализация управления
(необходимость распределения задач, функций и полномочий (прав и ответственности по уровням иерархии управления));
соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем
(соответствие управляющей системы - управляемой).
Исходя из функционального деления работы по управлению, выделяют следующие виды менеджмента: административный, производственный, кадровый, креативный (творческий), экологический, научно-технический, антикризисный, маркетинг рыночный, стратегический маркетинг, логистика и т.д.
1.5 Характеристика моделей менеджмента
Эволюция теории и практики менеджмента нашла свое отражение в многообразных направлениях. То, что происходит сегодня в теории и практике управления, называют "тихой управленческой революцией". Ее начало совпало со вступлением общества в информационную стадию. На смену старому, традиционному направлению в менеджменте, нашедшему свое отражение в так называемой американской модели менеджмента, и относительно новому, поведенческому, бихевиоральному, нашедшему отражение в японской модели,


Основы менеджмента в малом бизнесе
приходит новое (неформальное), которое принято характеризовать как обновленческое, инновационное или маркетинговое, "информационное" (табл.
1).
Таблица 1
Характеристика основных типов организаций
Организация типа «А»
(американская модель)
Организация типа «J»
(японская модель)
Организация типа «Z»
(маркетинговая модель)
1. Наем работников на относительно короткое время
1. Пожизненный наем работников
1. Долгосрочный наем
2. Индивидуальное принятие решений
2. Коллективное принятие решений
2. Коллективное принятие решений
3. Индивидуальная ответственность
3. Коллективная ответственность
3. Индивидуальная ответственность
4. Быстрое развитие и продвижение
4. Медленное развитие и продвижение
4. Медленное развитие и продвижение
5. Механизмы явного, точного контроля
5. Механизмы косвенного контроля
5. Косвенный неформальный контроль с точными, форматизированными критериями
6. Способствование развитию специализированной карьеры работников (по вертикали)
6. Способствование неспециализированной карьеры работника
(диверсифицированный подход)
6. Умеренно специализированная карьера работников
7. Избирательное
(дифференцированное)отнош ение к работнику как к таковому
7. Холистический
(целостный) подход к работнику как личности
7. Холистический подход, включая семью
Суть американской модели менеджмента заключается в изначальном убеждении, что успех фирмы зависит прежде всего от факторов, лежащих в еѐ границах (рациональной организации производства продукции, снижения издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, роста производительности труда и эффективности использования всех ресурсов).
Фирма рассматривается как закрытая система. При таком подходе цели и задачи считаются заданными и стабильными в течение длительного времени; основой стратегии является непрерывный рост и углубление специализации