Файл: Вопросы Сущность, значение и структура финансов в современных условиях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЦБ РФ следит за соблюдением порядка осуществления всех денежно-расчетных операций.
Содержание валютного контроля заключается в проверке наличия у кредитных организаций лицензий и разрешений на осуществление валютных операций и в проверке соблюдения порядка совершения валютных операций.

Банковский надзор осуществляется за кредитными организациями с целью соблюдения ими установленных ЦБ РФ экономических нормативов и порядка осуществления банковских операций.
Центральный банк РФ наделяется общими контрольными правами и правами по применению мер воздействия, в частности, вправе налагать штрафы, увеличивать размеры и перечень экономических нормативов, отзывать лицензии, обращаться с иском в судебные органы о ликвидации кредитной организации и др.

-Ведомственный контроль осуществляется всеми министерствами и ведомствами в отношении подчиненных им предприятий, организаций и учреждений. Целью ведомственного контроля является проверка правильности постановки бухучета и отчетности на этих объектах, проверка выполнения плановых заданий, проверка целевого использования выделенных денежных средств из бюджетов; проверка целевого использования государственной собственности, вверенной этим объектам.

-Внутрихозяйственный контроль организуется руководителем и главным бухгалтером предприятия, организации, учреждения. Главный бухгалтер следит за правильностью постановки бухучета и отчетности на предприятии, организации, учреждении; за правильностью оформления бухгалтерских книг, документов, отчетов. Подпись руководителя и главного бухгалтера обязательна на всех финансовых документах.

16. Аудиторский контроль.

Аудиторский контроль регулируется ФЗ «Об аудиторской деятельности в РФ», согласно которому аудит – это независимая и вневедомственная проверка по выражению мнения о достоверности и правильности постановки бухучета и ведению финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Основными принципами аудита являются: объективность, достоверность, независимость, профессионализм, компетентность, ответственность и конфиденциальность.

Аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. 


Аудитор - физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Для осуществления аудиторской деятельности аудиторы должны пройти аттестацию. К аттестации допускаются лица, имеющие высшее образование и стаж работы не менее трех лет в качестве специалиста, причем последние 2 года в аудиторской организации. Квалификационный аттестат аудитора выдается саморегулируемой организацией аудиторов при условии, что лицо, претендующее на его получение сдало квалификационный экзамен. Аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Закон об аудиторской деятельности закрепляет права, обязанности и ответственность аудиторов.

Аудит бывает различных видов:

-Обязательный и инициативный аудит.

-Внутренний и внешний аудит.

-Первоначальный и периодический.

-Операционный, аудит на соответствие и финансовый.

17. Понятие, значение и структура государственного и местного бюджета.

Бюджет — это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти.

Государственные и местные бюджеты являются центральным звеном финансовой системы Российской Федерации. Посредством бюджетов образуются денежные фонды соответствующего государственного или административно-территориального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.

В материальном аспекте государственный или местный бюджет представляют собой централизованный в масштабах определенного государственного или административно-территориального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти.

В этом аспекте бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих задач государственных и административно-территориальных образований и выполнения функций соответствующих органов власти.


Важная роль бюджета выражается в том, что он создает финансовую базу функционирования государства и органов местного самоуправления, Государственный аппарат и органы местного самоуправления административно-территориальных единиц содержатся за счет средств соответствующего бюджета. Сюда относятся органы представительной и исполнительной власти, правоохранительные органы.

Сконцентрированные в бюджете средства предназначаются для осуществления государственной социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности страны. С помощью бюджета реализуются государственные разных уровней и местные программы по развитию и нормальному функционированию отраслей народного хозяйства.

Аккумуляция в бюджетной системе крупных денежных фондов создает возможности для обеспечения равномерного развития экономики и культуры на всей территории страны, целесообразного размещения в ее пределах производительных сил. Бюджет является мощным управляющим механизмом в распоряжении государства.

Любой бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в расходование и распоряжение государства и органов местного самоуправления.

Расходы – это денежные средства, направляемые на финансирование задач и функций, а также для нужд государства и местного самоуправления.

18. Бюджетное право и бюджетные правоотношения.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Отношения, урегулированные нормами бюджетного права, называются бюджетными правоотношениями. Их можно разделить на следующие группы:

- отношения, связанные с установлением основ и структуры бюджетного устройства;

- отношения, связанные с установлением структуры доходов и расходов бюджетов;

- отношения, связанные с разграничением полномочий между государственными органами и органами местного самоуправления в бюджетной сфере;


- отношения, связанные с организацией бюджетного процесса;

- отношения, связанные с осуществлением контроля за исполнением бюджетов;

- отношения, связанные с ведением бюджетного учета и бюджетной отчетностью;

- отношения, связанные с привлечением субъектов к бюджетной ответственностью и др.

Бюджетные правоотношения имеют свои особенности:

- эти отношения возникают только в процессе осуществления бюджетной деятельности государства и муниципальных образований;

- эти отношения длятся один год;

- круг субъектов бюджетных правоотношений узок по сравнению с финансовыми правоотношениями. Так, к субъектам бюджетных правоотношений относятся: общественно-территориальные образования (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования); органы государственной власти (представительные и исполнительные), органы местного самоуправления; государственные и муниципальные предприятия, организации, учреждения.

Физические лица не являются субъектами бюджетных правоотношений, т.к. субъект должен характеризоваться хотя бы одним из следующих признаков:

-субъект должен участвовать в распределении доходов и расходов между бюджетами бюджетной системы;

-субъект должен быть участником бюджетного процесса;

-связь субъекта с бюджетом должна поддерживаться в форме финансирования.


19. Бюджетное устройство РФ и принципы ее построения.

Согласно Бюджетному кодексу РФ под бюджетным устройством понимается структура бюджетной системы и принципы ее организации.

Бюджетная система определяется государственным устройством. Так, в РФ бюджетная система состоит из 3 уровней:

- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; 

- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; 

- местные бюджеты

В унитарном государстве бюджет состоит из 2 уровней:

- государственный бюджет

- местные бюджеты.

К принципам бюджетного устройства относятся:

-Принцип единства обеспечивается единой правовой базой, единой бюджетной классификацией, единой бюджетной документацией, единой системой органов, осуществляющих бюджетную деятельность, единой денежной системой, бюджетной политикой и т.д.

-Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ означает закрепление доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы.

-Принцип самостоятельности определяется наличием у каждого бюджета собственных источников доходов, что позволяет органам государственной власти и органам местного самоуправления самостоятельно определять направления расходов. Самостоятельность заключается также в самостоятельном организации бюджетного процесса, самостоятельном применении мер по сбалансированию бюджета и т.д.

-Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий субъектов РФ, муниципальных образований с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ.

-Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования бюджетного дефицита означает, что все доходы, расходы и источники финансирования бюджетного дефицита в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

-Принцип совокупного покрытия расходов бюджета означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с конкретными доходами бюджета, за исключением случаев прямо предусмотренных в законе о бюджете.