Файл: Вопросы Сущность, значение и структура финансов в современных условиях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Счетная палата РФ готовит свое заключение, с которым Председатель Счетной палаты выступает на заседании Государственной Думы. После чего Государственная Дума отчет либо утверждает, либо отклоняет.

В случае принятия, отчет оформляется в виде закона, в котором указываются: какие статьи бюджета исполнены, какие не исполнены, причины не исполнения, показатели снижения или повышения бюджетного дефицита, профицита, государственного долга и др.


30. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

В ст. 285.1 УК РФ указывает на такое правонарушение, как нецелевое расходование бюджетных средств.

Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом, принудительными работами,  лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, арестом, либо лишением свободы.

Статья 285.2 УК РФ предусматривает наказание за расходование средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством РФ, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, совершенное в крупном размере.

Меры административной ответственности применяются, если действия (бездействие) виновного лица содержат признаки административного правонарушения. Например, за нецелевое использование бюджетных средств предусматривается ответственность в ст. 15.14 КоАП РФ. 

В КоАП РФ закреплены следующие 17 составов нарушений бюджетного законодательства:

-нецелевое использование бюджетных средств;

-невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита;

-неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом;

-нарушение условий предоставления бюджетного кредита;

-нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов;


-нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций;

-нарушение условий предоставления субсидий;

-нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет;

-нарушение запрета на предоставление бюджетных кредитов и (или) субсидий;

- несоответствие бюджетной росписи сводной бюджетной росписи;

-нарушение порядка принятия бюджетных обязательств;

-нарушение сроков доведения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств;

- нарушение запрета на размещение бюджетных средств;

-нарушение сроков обслуживания и погашения государственного (муниципального) долга;

-нарушение срока направления информации о результатах рассмотрения дела в суде;

-нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания;

-нарушение исполнения платежных документов и представления органа Федерального казначейства.

Меры ответственности, предусмотренные БК РФ, применяются, если действия (бездействие) виновного лица содержат признаки бюджетного правонарушения. 

Составы бюджетных правонарушений перечислены в ст. 306.4— 306.8 БК РФ. В их числе:

-нецелевое использование бюджетных средств;

-невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита;

-неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом;

-нарушение условий предоставления бюджетного кредита;

-нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов.

31. Понятие и классификация целевых внебюджетных фондов.

Государственные внебюджетные фонды – это форма образования и распределения денежных средств, предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение, получение бесплатной медицинской помощи.

Особенностями этих фондов являются:

- внебюджетные фонды создаются строго в соответствии с определенными целями, поэтому денежные средства этих фондов расходуются строго по целевому назначению;

- управление внебюджетными фондами осуществляют специально созданные органы управления, поэтому распределение денежных средств этих фондов проходит более оперативно, чем средства федерального бюджета;


- правовой режим деятельности этих фондов определяется Положением о конкретном фонде;

- денежные средства внебюджетных фондов являются федеральной собственностью и не входят в состав федерального бюджета;

- источниками образования этих фондов являются страховые взносы, бюджетные средства, добровольные пожертвования.
К внебюджетным фондам относятся:

-Пенсионный фонд. Денежные средства этого фонда направляются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, за выслугу лет, пособий по уходу за ребенком в возрасте старше 1,5 лет, оказание материальной помощи престарелым и инвалидам, на оказание помощи учреждениям, где содержатся престарелые и инвалиды и др.

-Фонд социального страхования. Средства направляются на выплату пособий по временной трудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, на погребение, санаторно-курортное обслуживания работников и их детей и др.

-Фонд обязательного медицинского страхования. Денежные средства направляются на финансирование мероприятий по обязательному медицинскому страхованию, в том числе на охрану материнства и детства; научные исследования в области обязательного медицинского страхования; на подготовку специалистов для системы обязательного медицинского страхования; международное сотрудничество по вопросам обязательного страхования и др. 
32. Правовое регулирование деятельности целевых бюджетных фондов.

В составе федерального бюджета на 2019 г. созданы следующие бюджетные фонды:

-Федеральный фонд поддержки субъектов РФ. Средства направляются на оказание финансовой помощи в виде предоставления дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Объемы денежных средств зависят от численности населения, развития инфраструктуры соответствующего субъекта, доли лиц пенсионного возраста, дошкольного и школьного возраста и других условий.

-Федеральный фонд компенсаций. Средства направляются на предоставление субвенций в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований, возникающих по выполнению полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в установленном порядке.


-Федеральный фонд софинансирования расходов. Средства направляются на предоставление субсидий субъектам РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам их ведения и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

-Резервный фонд Президента РФ. Денежные средства направляются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента РФ.

-Резервный фонд Правительства РФ. Средства направляются на финансирование непредвиденных расходов и мероприятий федерального значения, в том числе на государственную поддержку общественных организаций, проведение юбилейных мероприятий общегосударственного значения, оказание разовой материальной помощи гражданам за заслуги перед государством.

-Инвестиционный фонд. Средства направляются на реализацию инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства.

-Фонд национального благосостояния. Средства направляются для обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ.
33. Правовой режим целевых государственных и местных фондов.

Целевой фонд – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения проведения конкретных мероприятий.

Целевые фонды можно классифицировать по различным основаниям:

-В зависимости от назначения:

а) социальные фонды;

б) экономические фонды.

-В зависимости от уровня управления:

а) федеральные;

б) региональные;

в) местные.

-В зависимости от срока действия:

а) срочные;

б) бессрочные.

-В зависимости от порядка образования:


а) внебюджетные целевые фонды;

б) бюджетные целевые фонды;

в) фонды Правительства РФ;

г) отраслевые (ведомственные) фонды.

Внебюджетные целевые фонды составляют самостоятельное звено финансовой системы. Государственные внебюджетные фонды – это форма образования и распределения денежных средств, предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение, получение бесплатной медицинской помощи.

Особенностями этих фондов являются:

- внебюджетные фонды создаются строго в соответствии с определенными целями, поэтому денежные средства этих фондов расходуются строго по целевому назначению;

- управление внебюджетными фондами осуществляют специально созданные органы управления, поэтому распределение денежных средств этих фондов проходит более оперативно, чем средства федерального бюджета;

- правовой режим деятельности этих фондов определяется Положением о конкретном фонде;

- денежные средства внебюджетных фондов являются федеральной собственностью и не входят в состав федерального бюджета;

- источниками образования этих фондов являются страховые взносы, бюджетные средства, добровольные пожертвования.

К внебюджетным фондам относятся:

-Пенсионный фонд. Денежные средства этого фонда направляются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, за выслугу лет, пособий по уходу за ребенком в возрасте старше 1,5 лет, оказание материальной помощи престарелым и инвалидам, на оказание помощи учреждениям, где содержатся престарелые и инвалиды и др.

-Фонд социального страхования. Средства направляются на выплату пособий по временной трудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, на погребение, санаторно-курортное обслуживания работников и их детей и др.

-Фонд обязательного медицинского страхования. Денежные средства направляются на финансирование мероприятий по обязательному медицинскому страхованию, в том числе на охрану материнства и детства; научные исследования в области обязательного медицинского страхования; на подготовку специалистов для системы обязательного медицинского страхования; международное сотрудничество по вопросам обязательного страхования и др.

Бюджетные целевые государственные и местные фонды.