Файл: Социальноэкономические причины бедности и методы социальной защиты в рыночной системе хозяйства.doc
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Sen-индекс используется для временных и территориальных сопоставлений, так как сочетает в себе характеристики распространения бедности, ее интенсивности и неравенства среди бедных.
II.3Причины возникновения бедности в России
Бедность является следствием разнообразных и взаимосвязанных причин, среди которых выделяют следующие:
Падение среднего уровня реальных доходов российских граждан стало одной из причин увеличения масштабов распространения бедности. В 1990-е годы уровень жизни большинства населения определялся величиной заработной платы и социальных выплат. За годы проведения рыночных реформ 1990-х годов реальные доходы населения России снизились более чем в 2 раза до показателей 60-70-х годов, при этом произошло ухудшение большинства показателей уровня и качества жизни. 2 Исследователи отмечали, что уровень и структура заработной платы не обеспечивали для абсолютного большинства работающих полного или хотя бы приемлемого возмещения затраченной ими рабочей силы. К концу 1995 года средний уровень реальной заработной платы (совокупности жизненных средств, которые приобретаются на эти деньги) упал примерно до 34 % от уровня, существовавшего до начала реформ . 3 Наибольшее падение реальной заработной платы произошло в 1995 и 1998 гг(финансовые кризисы). В 2000-х годах произошло значительное увеличение реальных доходов населения, а также снижение численности населения, живущего ниже уровня бедности (с 29 % в 2000 году до 13 % в 2009).4 Динамика реальной начисленной заработной платы в России в 1991-2008 годах, в процентах к уровню 1991 года представлена ниже в виде диаграммы.
Неравенство в распределении доходов является следующей причиной бедности. Россия оказалась среди мировых лидеров по неравенству распределения доходов населения, свидетельствует исследование банка Credit Suisse. Исключая небольшие страны Карибского бассейна, в России самая сильная дифференциация в распределении доходов. Если в мире в среднем один миллиардер приходится на $194 млрд совокупного объема богатства, то в России миллиардер приходится на каждые $15 млрд. По всему миру миллиардеры контролируют менее 2% совокупного объема мирового богатства, тогда как в России на людей с миллиардным состоянием приходится 30% движимых активов.
Также экономической основой неравенства доходов является дифференциация оплаты труда, которая, по данным Госкомстата РФ, превышает дифференциацию доходов в два раза. В свою очередь дифференциация заработной платы порождается межотраслевым и внутриотраслевым неравенством в оплате труда. Межотраслевые различия в оплате труда в мае 2002 года достигли 8,4 раз. Наиболее высокие заработки концентрируются в топливно-энергетическом комплексе, цветной металлургии, сфере финансов, кредитования страхования, а минимальная оплата труда характерна для бюджетной сферы, легкой промышленности и сельского хозяйства. В наибольшей степени дифференцирована оплата труда работников, занятых в банковском секторе, где различия в заработках 10% самых высокооплачиваемых и 10% самых низкооплачиваемых достигли 30 раз.
Значительные трансформации в социально-экономическом положении населения России в период становления рыночной экономики привели к падению уровня жизни всех категорий населения. Вместе с тем, неполные семьи и одиноко проживающие пенсионеры старших возрастов сохраняют свое лидерство среди групп с высоким риском бедности.
Ещё одной причиной бедности является неэффективная занятость. О ней говорит значительное количество работников, получающих заработную плату ниже прожиточного минимума и большая доля работников, занятых неполную рабочую неделю. Неэффективная занятость в настоящее время играет двоякую роль. С одной стороны, она выгодна государству, так как позволяет поддерживать достаточно высокий уровень доходов для значительной части населения. В то же время такая занятость сдерживает рост производства и заработной платы и при резком изменении экономической ситуации грозит вылиться в структурную безработицу застойного характера, масштабы которой могут быть огромны. Неэффективная занятость ведет к формированию армии бедных людей, которые по сути дела осваивают бедность как долговременное состояние, так как неэффективная занятость ведет к потери квалификации, конкурентоспособности, снижению самооценки. Именно поэтому материальная помощь безработным не может быть снята с повестки дня, но, конечно, ее следует связывать не столько с выплатой пособий, сколько с содействием в получении трудового дохода.
Также говоря о причинах бедности, необходимо отметить неэффективность системы социальной защиты. Заработная плата, являвшаяся основным источников дохода семей, уступает свое место социальным выплатам (пособиям, субсидиям).
Различного рода льготы, компенсации, пособия получают 65% населения. Однако по существующему законодательству государство фактически поддерживает богатых, а не бедных, и тем самым способствует дальнейшему расслоению общества и росту относительной бедности.
Вот результаты выборочного обследования по Саратовской области, подтверждающие мысль высказанную раннее. Из общего числа получателей льгот и дотаций 20% населения, относящихся к категории обеспеченных (540 тыс. человек), получают 28% объема льгот по проезду на транспорте, 27,2% объема льгот по оплате жилья, 33% объема льгот по организации отдыха, 37,6% льгот по медицинскому обслуживанию, 32,8% льгот по содержанию и обучению детей. Вместе с тем из 20% граждан, работающих и получающих зарплату ниже стоимости продуктового набора, законодательно имеет право на льготное медицинское обслуживание только 10%, столько же имеют дотацию на организацию отдыха, 1,2% (32,4 тыс. человек) имеют дотацию и льготы на питание, 11,3% - на транспортные услуги и 10,9% (294,3 тыс. человек) – на оплату жилья.
Всё это свидетельствует о необходимости реформирования системы социальной защиты населения.
Выяснив, причины, породившие бедность, мы перейдём к более детальному ознакомлению с государственной политикой по снижению уровня бедности и с методами социальной защиты.
II.4 Государственная политика по снижению уровня бедности
Бедность — это такая ситуация или состояние, из которого люди, как правило, стараются найти выход, что не всегда возможно сделать без государственной поддержки. Целью государственного регулирования бедности является сокращение ее уровня, что предполагает расширение доступа беднейших слоев населения к материальным и общественным благам, повышение уровня жизни, содействие занятости и профессиональной подготовке. Основными направлениями достижения данной цели являются - макроэкономическая политика и экономический рост, социальная политика, региональная политика, процесс участия, система мониторинга. Рассмотрим эти направления более подробно.
Макроэкономическая политика, экономический рости более равномерное распределение конечного продукта способствуют сокращению уровня бедности. На темпы экономического развития и распределения доходов в обществе существенное влияние оказывает кредитно–денежная политика, целью которой является обеспечение стабильности цен и покупательной способности денег. Бюджетно-налоговая политика позволяет контролировать налоги и за счет этого поддерживать систему социальной защиты на должном уровне. На уровень жизни населения влияет распределение налоговой нагрузки по группам населения. Инвестиционная политика необходима для модернизации производств и развития предпринимательской деятельности. Бедные слои населения зависят от внешнеэкономической деятельности государства и как потребители, и как производители.
Экономический рост является необходимым, но недостаточным условием. Нужно, чтобы часть этого роста была направлена на потребление беднейшим слоям населения.
Государственная социальная политика – это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Посредством государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения.
В рамках социальной политикиопределяются меры, непосредственно направленные на преодоление бедности в таких областях, как политика формирования доходов; политика на рынке труда, занятости и заработной платы; развитие социальных услуг(здравоохранения, образования и др.); система социальной защиты; пенсионная система; развитие малого и среднего бизнеса как сферы самозанятости и самопомощи; совершенствование законодательства в указанных выше направлениях. Помимо всего вышеперечисленного, современная социальная политика нацелена на включение (инклюзию) в общественную жизнь представителей беднейших слоев населения.
Региональная политикаважна для стран большой географической протяженности. Учет регионально-географических и других факторов, влияющих на уровень бедности, особенно на его повышение, позволяет принимать адекватные меры по улучшению благосостояния населения. Реализация на региональном уровне единой системы мер, направленных на борьбу с бедностью, как правило, включает как мероприятия, софинансируемые из федерального бюджета, так и меры, реализуемые субъектами Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно.
Процесс участияпредполагает отход от иждивенческих настроений в социальной политике через создание благоприятных условий для реализации потенциала людей в целях выхода из бедности. Это становится возможным при комбинации усилий госуарства и гражданского общества. Для эффективности процесса участия необходимы следующие предпосылки: инициирование и координация процесса участия со стороны государства; поддержка государством инициатив граждан, религиозных и негосударственных организаций в области решения проблем бедности со стороны государственных структур путем предоставления финансовой и административной помощи; поощрение сотрудничества организаций граждан; информирование населения о причинах, масштабах и факторах бедности; стимулирование взаимопомощи населения по месту проживания; создание сети групп самопомощи и сотрудничества; стимулирование ме-роприятий в области развития культуры, спорта, создание любительских организаций.
Разработка и развитие системы мониторингапозволяют отслеживать тенденции в реализации стратегий по сокращению уровня бедности, принимать меры в случае отклонения от намеченного курса, корректировать планы. Основными элементами такой системы являются набор показателей для мониторинга достижения целей, поставленных стратегией; источники информации; институты, ответственные за реализацию мероприятий.
Основными формами государственного регулирования, в том числе и уровня бедности, являются правовая, финансовая, производственная, перераспределительная. Разберём вышеперечисленный формы государственного регулирования.
II.3Причины возникновения бедности в России
Бедность является следствием разнообразных и взаимосвязанных причин, среди которых выделяют следующие:
-
Падение среднего уровня реальных доходов.
Падение среднего уровня реальных доходов российских граждан стало одной из причин увеличения масштабов распространения бедности. В 1990-е годы уровень жизни большинства населения определялся величиной заработной платы и социальных выплат. За годы проведения рыночных реформ 1990-х годов реальные доходы населения России снизились более чем в 2 раза до показателей 60-70-х годов, при этом произошло ухудшение большинства показателей уровня и качества жизни. 2 Исследователи отмечали, что уровень и структура заработной платы не обеспечивали для абсолютного большинства работающих полного или хотя бы приемлемого возмещения затраченной ими рабочей силы. К концу 1995 года средний уровень реальной заработной платы (совокупности жизненных средств, которые приобретаются на эти деньги) упал примерно до 34 % от уровня, существовавшего до начала реформ . 3 Наибольшее падение реальной заработной платы произошло в 1995 и 1998 гг(финансовые кризисы). В 2000-х годах произошло значительное увеличение реальных доходов населения, а также снижение численности населения, живущего ниже уровня бедности (с 29 % в 2000 году до 13 % в 2009).4 Динамика реальной начисленной заработной платы в России в 1991-2008 годах, в процентах к уровню 1991 года представлена ниже в виде диаграммы.
-
Неравенство в распределении доходов
Неравенство в распределении доходов является следующей причиной бедности. Россия оказалась среди мировых лидеров по неравенству распределения доходов населения, свидетельствует исследование банка Credit Suisse. Исключая небольшие страны Карибского бассейна, в России самая сильная дифференциация в распределении доходов. Если в мире в среднем один миллиардер приходится на $194 млрд совокупного объема богатства, то в России миллиардер приходится на каждые $15 млрд. По всему миру миллиардеры контролируют менее 2% совокупного объема мирового богатства, тогда как в России на людей с миллиардным состоянием приходится 30% движимых активов.
Также экономической основой неравенства доходов является дифференциация оплаты труда, которая, по данным Госкомстата РФ, превышает дифференциацию доходов в два раза. В свою очередь дифференциация заработной платы порождается межотраслевым и внутриотраслевым неравенством в оплате труда. Межотраслевые различия в оплате труда в мае 2002 года достигли 8,4 раз. Наиболее высокие заработки концентрируются в топливно-энергетическом комплексе, цветной металлургии, сфере финансов, кредитования страхования, а минимальная оплата труда характерна для бюджетной сферы, легкой промышленности и сельского хозяйства. В наибольшей степени дифференцирована оплата труда работников, занятых в банковском секторе, где различия в заработках 10% самых высокооплачиваемых и 10% самых низкооплачиваемых достигли 30 раз.
Значительные трансформации в социально-экономическом положении населения России в период становления рыночной экономики привели к падению уровня жизни всех категорий населения. Вместе с тем, неполные семьи и одиноко проживающие пенсионеры старших возрастов сохраняют свое лидерство среди групп с высоким риском бедности.
-
Неэффективная занятость
Ещё одной причиной бедности является неэффективная занятость. О ней говорит значительное количество работников, получающих заработную плату ниже прожиточного минимума и большая доля работников, занятых неполную рабочую неделю. Неэффективная занятость в настоящее время играет двоякую роль. С одной стороны, она выгодна государству, так как позволяет поддерживать достаточно высокий уровень доходов для значительной части населения. В то же время такая занятость сдерживает рост производства и заработной платы и при резком изменении экономической ситуации грозит вылиться в структурную безработицу застойного характера, масштабы которой могут быть огромны. Неэффективная занятость ведет к формированию армии бедных людей, которые по сути дела осваивают бедность как долговременное состояние, так как неэффективная занятость ведет к потери квалификации, конкурентоспособности, снижению самооценки. Именно поэтому материальная помощь безработным не может быть снята с повестки дня, но, конечно, ее следует связывать не столько с выплатой пособий, сколько с содействием в получении трудового дохода.
-
Неэффективная система социальной защиты
Также говоря о причинах бедности, необходимо отметить неэффективность системы социальной защиты. Заработная плата, являвшаяся основным источников дохода семей, уступает свое место социальным выплатам (пособиям, субсидиям).
Различного рода льготы, компенсации, пособия получают 65% населения. Однако по существующему законодательству государство фактически поддерживает богатых, а не бедных, и тем самым способствует дальнейшему расслоению общества и росту относительной бедности.
Вот результаты выборочного обследования по Саратовской области, подтверждающие мысль высказанную раннее. Из общего числа получателей льгот и дотаций 20% населения, относящихся к категории обеспеченных (540 тыс. человек), получают 28% объема льгот по проезду на транспорте, 27,2% объема льгот по оплате жилья, 33% объема льгот по организации отдыха, 37,6% льгот по медицинскому обслуживанию, 32,8% льгот по содержанию и обучению детей. Вместе с тем из 20% граждан, работающих и получающих зарплату ниже стоимости продуктового набора, законодательно имеет право на льготное медицинское обслуживание только 10%, столько же имеют дотацию на организацию отдыха, 1,2% (32,4 тыс. человек) имеют дотацию и льготы на питание, 11,3% - на транспортные услуги и 10,9% (294,3 тыс. человек) – на оплату жилья.
Всё это свидетельствует о необходимости реформирования системы социальной защиты населения.
Выяснив, причины, породившие бедность, мы перейдём к более детальному ознакомлению с государственной политикой по снижению уровня бедности и с методами социальной защиты.
II.4 Государственная политика по снижению уровня бедности
Бедность — это такая ситуация или состояние, из которого люди, как правило, стараются найти выход, что не всегда возможно сделать без государственной поддержки. Целью государственного регулирования бедности является сокращение ее уровня, что предполагает расширение доступа беднейших слоев населения к материальным и общественным благам, повышение уровня жизни, содействие занятости и профессиональной подготовке. Основными направлениями достижения данной цели являются - макроэкономическая политика и экономический рост, социальная политика, региональная политика, процесс участия, система мониторинга. Рассмотрим эти направления более подробно.
-
Макроэкономическая политика, экономический рост.
Макроэкономическая политика, экономический рости более равномерное распределение конечного продукта способствуют сокращению уровня бедности. На темпы экономического развития и распределения доходов в обществе существенное влияние оказывает кредитно–денежная политика, целью которой является обеспечение стабильности цен и покупательной способности денег. Бюджетно-налоговая политика позволяет контролировать налоги и за счет этого поддерживать систему социальной защиты на должном уровне. На уровень жизни населения влияет распределение налоговой нагрузки по группам населения. Инвестиционная политика необходима для модернизации производств и развития предпринимательской деятельности. Бедные слои населения зависят от внешнеэкономической деятельности государства и как потребители, и как производители.
Экономический рост является необходимым, но недостаточным условием. Нужно, чтобы часть этого роста была направлена на потребление беднейшим слоям населения.
-
Социальная политика
Государственная социальная политика – это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Посредством государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения.
В рамках социальной политикиопределяются меры, непосредственно направленные на преодоление бедности в таких областях, как политика формирования доходов; политика на рынке труда, занятости и заработной платы; развитие социальных услуг(здравоохранения, образования и др.); система социальной защиты; пенсионная система; развитие малого и среднего бизнеса как сферы самозанятости и самопомощи; совершенствование законодательства в указанных выше направлениях. Помимо всего вышеперечисленного, современная социальная политика нацелена на включение (инклюзию) в общественную жизнь представителей беднейших слоев населения.
-
Региональная политика
Региональная политикаважна для стран большой географической протяженности. Учет регионально-географических и других факторов, влияющих на уровень бедности, особенно на его повышение, позволяет принимать адекватные меры по улучшению благосостояния населения. Реализация на региональном уровне единой системы мер, направленных на борьбу с бедностью, как правило, включает как мероприятия, софинансируемые из федерального бюджета, так и меры, реализуемые субъектами Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно.
-
Процесс участия.
Процесс участияпредполагает отход от иждивенческих настроений в социальной политике через создание благоприятных условий для реализации потенциала людей в целях выхода из бедности. Это становится возможным при комбинации усилий госуарства и гражданского общества. Для эффективности процесса участия необходимы следующие предпосылки: инициирование и координация процесса участия со стороны государства; поддержка государством инициатив граждан, религиозных и негосударственных организаций в области решения проблем бедности со стороны государственных структур путем предоставления финансовой и административной помощи; поощрение сотрудничества организаций граждан; информирование населения о причинах, масштабах и факторах бедности; стимулирование взаимопомощи населения по месту проживания; создание сети групп самопомощи и сотрудничества; стимулирование ме-роприятий в области развития культуры, спорта, создание любительских организаций.
-
Система мониторинга
Разработка и развитие системы мониторингапозволяют отслеживать тенденции в реализации стратегий по сокращению уровня бедности, принимать меры в случае отклонения от намеченного курса, корректировать планы. Основными элементами такой системы являются набор показателей для мониторинга достижения целей, поставленных стратегией; источники информации; институты, ответственные за реализацию мероприятий.
Основными формами государственного регулирования, в том числе и уровня бедности, являются правовая, финансовая, производственная, перераспределительная. Разберём вышеперечисленный формы государственного регулирования.
-
Правовая формасостоит в создании государством правил и норм, направленных на обеспечение эффективного функционирования рыночной системы, создающей положительные социальные эффекты. В случае регулирования уровня бедности основными методами являются регулирование трудового законодательства и установление минимального уровня заработной платы. -
Финансовая формазаключается в полном или частичном финансировании государством за счет расходной части госбюджета социальных программ образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения и т. д. Инструментами государственного финансирования являются ценовое субсидирование, льготирование, компенсирование. -
Производственная формаиспользуется государством как инструмент для направления развития экономики в соответствии с социальными целями и задачами правительства. Механизмы организации производства частных и общественных благ включают контракты с поставщиками, государственные услуги, продажу услуг государственным учреждением, а также привилегии, дотации и гарантии. -
Перераспределительная формаоказывает опосредованное воздействие на уровень бедности в отличие от других. Роль государства в формировании доходов сводится к сглаживанию неравенства доходов через перераспределительные механизмы. Существуют программы социального страхования (ПСС) и программы социальной помощи (ПСП). Функции ПCС направлены на предотвращение бедности через замещение потерь дохода в результате безработицы, инвалидности, выхода на пенсию или потери кормильца. ПСП нацелены на оказание помощи бедным и финансируются из налоговых поступлений; условием предоставления пособия является низкий доход. К наиболее распространенным методам оказания социальной помощи относятся денежные и натуральные трансферты( это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом.)