Файл: Социальноэкономические причины бедности и методы социальной защиты в рыночной системе хозяйства.doc
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственная политика сокращения уровня бедности зависит, прежде всего, от достигнутого уровня социально-экономического развития страны и степени неравенства в распределении ресурсов. Правительство РФ и «новых европейских» стран связывают стратегии, направленные против бедности, с общими планами развития(например, делая акцент на универсальные программы), в то время как правительства развитых стран поддерживают самостоятельные стратегии сокращения бедности, делая акцент на их целевую направленность.
Заключение
Проблема бедности продолжает оставаться одной из острейших социальных проблем современной России. Экономические реформы, происходящие в нашей стране в течение последних лет, серьезно изменили социальную структуру общества. Продолжается процесс социальной поляризации, расслоения общества на бедных и богатых. Значительное число граждан лишились социальной защиты государства, и оказались перед необходимостью приспосабливаться к жизни в условиях рыночной нестабильности. В этих условиях появление большого количества бедных людей оказалось неизбежным. Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют кризисные процессы в семье и обществе. Согласно статьи 7 Конституции Российской Федерации «Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Социальное государство обязано проводить активную государственную социальную политику, направленную на обеспечение своим гражданам важнейших социальных прав, к которым безусловно относится право на труд и его достойную оплату, на жилье, образование, охрану здоровья, на социальное обеспечение и др., т.е. на определенный уровень благосостояния. В этой связи важнейшее значение приобретает разработка и реализация государственной политики по профилактике и сокращению бедности в современной России.
В заключении моего реферата можно сделать следующие выводы:
1)Невозможность для индивида или группы людей удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, обеспечивающих физическое существование считается бедностью. Теоретико-методологические подходы к изучению и измерению бедности исходят из четырёх основных концепций: абсолютной,основанной на формальном соответствии доходов установленному минимуму средств существования; относительной понимается невозможность поддерживать некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе; объективной за основу взяты «объективные» научные данные, например, результаты медицинских исследований о рациональных нормах потребления продуктов питания; субъективной,базирующейся на оценках собственного положения самими людьми.
2) Показателями бедности являются глубина бедности (степень обеднения) и острота бедности. Глубина бедности характеризует ту часть населения, чьи доходы и расходы ниже установленной черты бедности (например, прожиточного минимума). Острота бедности показывает степень дифференциации доходов или расходов населения и используется для сравнения изменений во времени.
В международных исследованиях, проводимых ООН, применяется комбинированная методика исследования бедности, основанная на сочетании всех трех концепций бедности: абсолютной, относительной и субъективной. Статус бедных получают семьи, одновременно соответствующие трем подходам. Это семьи, имеющие доходы (расходы) ниже прожиточного минимума, испытывающие лишения в сфере потребления и ощущающие себя бедными.
Во всех странах, проводящих политику снижения бедности, применяются единые принципы установления прожиточного минимума, определенные конвенцией МОТ № 117 (ст.5, часть 2) и Конвенцией МОТ № 82 (ст.9, часть 2): «При установлении прожиточного минимума принимаются во внимание такие основные потребности семей трудящихся как продукты питания, их калорийность, жилище, одежда, медицинское обслуживание и образование»
3)Основными причинами бедности в России являются: падение среднего уровня реальных доходов; неравенство в распределении доходов (дифференциация заработной платы порождаемая межотраслевым и внутриотраслевым неравенством в оплате труда); неэффективная занятость(о ней говорит значительное количество работников, получающих заработную плату ниже прожиточного минимума и большая доля работников, занятых неполную рабочую неделю);
неэффективная система социальной защиты.
Бедность является следствием многих взаимосвязанных факторов, в том числе:
-экономических (низкая заработная плата и высокая ее дифференциация, безработица);
-социальных (инвалидность, старость, маргинализация, детская безнадзорность);
-демографических (неполные семьи, семьи с высокой нагрузкой иждивенцев, молодежь и старшее поколение со слабыми позициями на рынке труда);
-политических (разрыв сложившихся межрегиональных связей, военные конфликты, вынужденная миграция);
-регионально-географических (депрессивные монопромышленные регионы, дотационные регионы с низким экономическим потенциалом, северные регионы, зависимые от централизованных поставок продовольствия и ресурсов).
4) Борьба с бедностью – это неотъемлемая составная часть общей социальной и экономической политики любого государства. Важнейшими приоритетами борьбы с бедностью в современной России являются:
-
финансировании государством за счет расходной части госбюджета социальных программ образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения -
оказание социальной помощи посредствам денежных и натуральных трансфертов -
рост минимальной оплаты труда, сокращение числа малооплачиваемых работников -
увеличение занятости населения -
создание условий для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения на трудовой основе
Таким образом, эффективная борьба с бедностью, исходя из мирового опыта, возможна только в условиях оживления национального производства и роста источников самообеспечения: труда и предпринимательства. Все экономические, финансовые и иные инструменты макроэкономической и региональной политики должны быть направлены на это оживление. Однако, стоит подчеркнуть, что нет автоматической связи между экономическим и социальным прогрессом, важна политическая идеология, - либо опора национального роста и развития на дифференциацию и конкуренцию в обществе и на активность частного капитала , либо - на социальное рыночное хозяйство, государство благосостояния, социальное государство с высокой долей социальных вложений в человеческий капитал.
Список использованной литературы
1. Воронкова О.В. Теория и практика государственного регулирования уровня бедности. — М.:Экономист, 2009.
2.Назаров М.Г. Курс социально-экономической статистики. —М.: Юнити-дана, 2008.
3 Денисов, Н.Социальное расслоение общества: принципы, последствия, меры по ограничению. —М.:Экономист,2007.
4. Овчарова Л.Н. Доходы и социальные услуги: неравенство, уязвимость, бедность. —М. :ГУ-ВШЭ,2007
5. Шевяков А. Социальное неравенство, бедность и экономический рост. —М: Общество и экономика, 2006.
1 Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 1221 от 23.11.2012 г.
2 Климантова Г. И., Мухетдинова Н. М. Политика доходов и уровень жизни населения России в 1990-е годы // Проблемы развития человеческого потенциала в деятельности Совета Федерации / Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации ФС РФ.
3 Зарплата и расплата: проблемы задолженности по оплате труда // Под ред. Т. Малевой; Моск. Центр Карнеги
4 Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения // Росстат