Файл: Введение 3 Теоретические основы проблемы и перспективы развития региональной экономики в России 5.doc
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы проблемы и перспективы развития региональной экономики в России
1.1 Теоретико-методологические основы государственного регулирования развития экономики
1.2 Проблемы и перспективы социально-экономического развития регионов Российской Федерации
1.3 Управление региональным развитием в РФ
2. Проблемы региональной экономики на примере Республики Карелия
2.2 Проблемы региональной экономики Республики Карелия
Помимо рекреационно-туристического потенциала, республика обладает богатейшими природными ресурсами, что составляют основу ее стратегического инвестиционного потенциала. Это лес, минерально-сырьевая база, водные и биоресурсы. В сочетании с геополитическими преимуществами региона, умеренными деловыми рисками и транспортной доступностью к границам европейского союза, освоение и переработка лесных ресурсов создают устойчивую базу для развития долговременного бизнеса.
Леса Республики Карелия – это один из наших стратегических возобновляемых ресурсов. Карельская древесина обладает высокими качественными преимуществами и весьма конкурентоспособна как на внутрироссийском, так и на зарубежном рынке. Комплексный подход к решению задач от заготовки леса до углубленной переработки на территории республики позволит извлечь из данного сырьевого сектора очевидный экономический эффект для Карелии. Сегодня продукция лесоперерабатывающего кластера Карелии уже зарекомендовала себя на рынках, и нам необходимо извлечь из этого максимальную пользу.
Для перспективного развития лесного сектора экономики считаю наиболее важным решить вопросы переориентации потоков древесного сырья на внутренний рынок, активизировать усилия по развитию критических лесопромышленных районов региона, усилить работу с инвесторами по созданию на территории республики новых и развитию действующих лесопильно-деревообрабатывающих производств, а также оптимизировать организацию и осуществление грузоперевозок.
Надо признать, что на сегодня лесные ресурсы Карелии, несмотря на их колоссальный экономический и промышленный потенциал, используются неудовлетворительно. Наши соседи в Финляндии добились повышения продуктивности переработки леса более, чем в два раза. Отдача с одного заготовленного кубометра древесины у наших северных соседей на порядок выше, соответственно выше и уровень жизни занятого в этом секторе промышленности населения19.
Одной из серьезных проблем лесопромышленной отрасли является крайне неудовлетворительное развитие сети лесовозных дорог. Эта ситуация не дает возможности повысить экономическую доступность лесных ресурсов Карелии. Лесозаготовительные предприятия находятся в тяжелом положении, ведь от строительства новых лесовозных дорог напрямую зависит отпускная стоимость древесины. Полагаю, что
только разумное взаимопонимание власти, лесозаготовителей и деревообработчиков, в поисках выгоды для себя, лесного комплекса и для населения, живущего в регионе, поможет выстроить грамотную комплексную систему промышленного развития всей отрасли.
Не менее важным источником для наполнения бюджета республики и в целом для экономического подъема Карелии является минерально-сырьевой кластер региона. В этом сегменте экономики основные векторы нацелены на разработку ресурсов, связанных с производством строительных материалов. Устойчивым спросом на рынке пользуются такие строительные материалы, как строительный и отделочный камень, высокопрочный и декоративный щебень. В последние годы строительный рынок в стране находится на подъеме, вследствие этого в республике отмечен численный рост производств по добыче блочного камня и щебня.
Как и любой сегмент экономики, сектор промышленности по добыче и переработке минерального сырья имеет ряд системных проблем. Это обеспечение надежной и предсказуемой работоспособности оборудования, привлечение и удержание квалифицированного персонала, охрана труда, достижение максимальной производительности технологического процесса. Дополнительной проблемой является отсутствие технологий комплексной переработки минерального сырья, в результате чего значительная часть полезных. Выход из создавшегося положения возможен на основе диверсификации экономики региона, развитии и внедрении в промышленное производство новых технологий, которые смогут позволить получить конкурентную на современном рынке продукцию с высокой стоимостью. Однако эти проблемы сектора понятны и преодолимы. Правительство республики оказывает всестороннюю поддержку развитию горных производств20.
Еще одним важным и перспективным природным ресурсом Карелии являются огромные запасы чистейшей питьевой воды. На территории Карелии находится огромное количество пресноводных водоемов, их более 60 тысяч. Карельская вода практически не требует никакой водоподготовки для дальнейшего использования. Это открывает для республики в данном экономическом сегменте широчайшие перспективы, особенно если проанализировать общемировые тенденции, связанные с доступностью и качеством питьевой воды.
Таким образом, Карелия весьма перспективный регион с высоким потенциалом экономического роста. Важным фактором, оказывающим существенное влияние на социально-экономические процессы в республике, является богатейший интеллектуальный и человеческий потенциал. Совместив этот потенциал с грамотным системным подходом к комплексному использованию природных ресурсов, мы в ближайшей перспективе получим значимый социально-экономический подъем в Республике Карелия.
Заключение
Подводя итоги проведенного мной исследования можно сделать следующие выводы.
Резюмируя вышесказанное можно сказать, что в настоящее время наблюдается зависимость большинства регионов от финансирования федерального бюджета, при этом в условиях кризиса снижаются собственные доходы региональных бюджетов. В данных условиях необходимы меры по оздоровлению наиболее важных регионов России, в частности и Республики Карелия. Оздоровление региональной экономики Республики Карелия возможна за счет увеличения доходности бюджета и повышения эффективности расходов. При этом особое внимание следует уделять повышению самостоятельности и увеличению доходов местных бюджетов. Именно увеличение доходов в муниципальных образованиях позволит снизить субсидии из регионального бюджета и повысить доходность бюджета Республики Карелия.
С учетом региональной специфики упомянутые процессы идут и в Республике Карелия. Однако положение в региональной экономике осложняется рядом факторов. Представляется, что к настоящему времени последствия последнего экономического кризиса оказались преодолены далеко не полностью. Следовательно, задача ускорения темпов экономического развития стоит перед региональной экономикой как стратегическая и весьма актуальная.
Оценивая положение в экономике Республики Карелия, нельзя не вспомнить диалектику философских категорий общее – особенное – единичное. Темпы экономического роста – проблема общероссийская. А вот пути ее решения представляются регионально-специфическими. Геополитические масштабы России, разнообразие природно-климатических условий, исторические «традиции» региональных экономик, наконец, обеспеченность сырьевыми и людскими ресурсами – все это обусловливает особенность и даже единичность стратегии и тактики региональных властей в решении экономических проблем. Эти особенности применительно к Республике Карелия чаще всего определяются ее политико-экономическим и географическим положением.
Вместе с тем, учитывая тесную связь общероссийских и региональных экономических проблем
, следует помнить и дифференцированное по регионам участие федерального центра в их социально-экономическом развитии. Следовательно, на уровне субъекта Федерации российские, общезначимые проблемы экономики приобретают региональное звучание и требуют не только специфических подходов к совершенствованию мотивации субъектов хозяйствования, но и специфических усилий по консолидации их деятельности в целях развития региона. В таком понимании сочетание общего и особенного в экономическом развитии региона позволит успешно сочетать общенациональные и региональные интересы.
Список литературы
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237. -
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51–ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 8.12.1994. №14. ст.1245. -
Бородин, А.И. Социально‐экономическое развитие регионов: концепция, механизм, управление / А.И. Бородин, А.Н. Сорочайкин // Труды карельского научного центра российской академии наук. – 2013. – №5. – С. 4–11. -
Галак, Е. Я. Комплексные социологические исследования в управлении развитием территории муниципального образования / Е.Я. Галак // Практика муниципального управления. - 2015. - № 3. -
Горелова, И. В. Есть ли будущее у стратегий социально-экономического развития регионов / И. В. Горелова // Современные проблемы территориального развития : электрон. журнал. – 2017. – № 2. -
Дубовских, К.И. Анализ уровня развития образования в регионах РФ / К.И. Дубовских // Экономика и политика. – 2013. – №6 (6). – С. 135–137. -
Дохолян, С. В. Социально-экономическая политика региона: теоретико-методологический подход / С.В. Дохолян //Апробация. – 2014. – № 9. – С. 24-36. -
Запорожан, А.Я. Проблемы и тенденции развития межбюджетных отношений в России / А.Я. Запорожан // Управленческое консультирование. 2015. № 4. – C. 70–79. -
Зубаревич, Н.В., Горина Е.А. Социальные расходы в России: федеральный и региональные бюджеты / Н.В, Зубаревич. – М.: НИУ ВШЭ, 2015. – 63 с. -
Мирзаев, М. А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы реформирования и пути их решения / М.А. Мирзаев // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. –– 2015. –– № 1. -
Мирзаев, М. А. Реформа местного самоуправления на современном этапе развития российской государственности / М.А. Мирзаев // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. –– 2016. –– № 4. -
Михеева, И. В. Местное самоуправление в России: проблемы и перспективы правовой регламентации / И. В. Михеева, Л. А. Невельская // Государственная власть и местное самоуправление. - 2015. - № 3. -
Осавелюк, А.М. К вопросу о форме наделения отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления / А.М. Осавелюк // Вестник Московского университета МВД России. - 2015. - № 7. -
Официальный сайт Министерства экономического развития и промышленности Республика Карелия // [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://economy.karelia.ru/ru/news/9771.html -
Официальный сайт Министерства Финансов Республики Карелия // [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://minfin.karelia.ru/ispolneniekonsolidirovannogo-bjudzheta-za-2015-god/. -
Официальный сайт Росстата Республики Карелия // [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://krl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_t s/krl/ru/statistics/enterprises/production/ -
Правительство Мурманской области: электронный документ. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://№ew.gov-murma№.ru/about/ombudsma№/docume№ts/818? sphrase_ id=60996. -
Поварова, А.И. Проблемы распределения налоговой нагрузки в российской экономике / А.И. Поварова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2013. № 6. – С. 172–188. -
Разумовская, Е.А. Подходы к оценке влияния финансовой политики России на эффективность социально‐экономических преобразований в обществе / Е.А. Разумовская // Фундаментальные исследования. – 2012. – №11–1. – С. 228–232. -
Рудаков, М.Н. Направления трансформации внешнеэкономической деятельности Республики Карелия / М.Н. Рудаков, И.Р. Шегельман // Глобальный научный потенциал. – 2013. – №4 (25). – С. 55–57. -
Рудаков, М.Н. Инвестиционная конкурентоспособность приграничного региона: пути ее усиления / М.Н. Шегельман, М.Н. Рудаков, Д.Б. Одлис // Микроэкономика. – 2012. – №4. – С. 104–106. -
Рудаков, М.Н. Риски структурной динамики денежных доходов населения Республики Карелия / М.Н. Рудаков, И.Р. Шегельман // Перспективы науки. – 2012. – №1 (28). – С. 128–131. -
Семидоцкий, В.А., Раевский П.К. К вопросу эффективного государственного регулирования развития региональных социально-экономических систем / В.А. Семидоцкий // Вестник Российского университета кооперации. 2013. № 3. С. 38–41. -
Савеникова, И. К. Конституционное разделение власти: сущность, структура, правовое значение / И. К. Савеникова // Вестник науки и образования. – 2015. – № 1. -
Сучилин, В. Н. Теория разделения властей Ш. Л. Монтескье и современные политико-правовые реалии / В. Н. Сучилин // Вестник Тюменского государственного университета. – 2015. – № 10. -
Широбокова, В.А. Распределения доходного потенциала по территории страны: влияние на вертикальную сбалансированность региональных бюджетов / В.А. Широбокова // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 9. 20 с. -
Щербакова, Ю. В. Актуальные проблемы региональной экономики / Ю.В. Щербакова // Молодой ученый. – 2015. – №14. – С. 306-309.