Файл: 1 билет. Зарождение и основные этапы развития экономической науки. Становление экономической теории как синтеза экономической мысли.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 440
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2 билет. Экономические законы и категории.
3 билет. Предмет и метод современной экономической теории
Билет 4. Структура экономической теории и задачи, решаемые на каждом из ее уровней.
Билет 7. Факторы производства: сущность, способы соединения и замещения.
БИЛЕТ 8. Производственная функция и ее разновидности. Учет фактора времени в экономике.
БИЛЕТ 9. Цели производственной деятельности и экономические формы получаемых результатов.
Билет 10. Собственность как экономическая категория и основа экономической системы.
Билет 12. Виды собственности и формы хозяйствования. «Пучок прав» собственности.
Билет 13. Экономическая система. Институты, формирующие экономическую систему.
Билет 14. Типы экономических систем и их характеристика.
Билет 19. Деньги. Сущность, функции и формы денег. Денежная система и ее эволюция.
Билет 21. Субъекты и объекты рынка. Функции, выполняемые субъектами рынка, и причины их усложнения.
Билет 22. Условия и принципы работы рыночной экономики. Функции рынка.
Билет 23. Классификация и сегментация рынков. Рыночная инфраструктура.
Билет 24. Классическая и современные модели рынка. Границы рыночных отношений.
Билет 25. Противоречия рыночной экономики и механизм их сглаживания.
Билет 26. Понятие, сущность и виды конкуренции. Функции конкуренции.
Билет 28. Эластичность спроса и предложения. Эффект замены и эффект дохода.
Билет 29. Механизм функционирования рынка несовершенной конкуренции. Виды несовершенной конкуренции.
Билет 30. Виды рыночного равновесия и механизмы их достижения
Билет 31. Предпринимательская деятельность: экономическое содержание и условия ее формирования.
Билет 32. Характеристика предпринимателя как базового субъекта предпринимательской деятельности
Билет 33. Основные формы организации предпринимательства в современной экономике.
Билет 34. Формирование предпринимательского капитала: виды, методы и источники
Билет 36. Виды предпринимательских рисков и инструменты их минимизации.
Билет 40. Предельные издержки и производительность. Закон убывающей отдачи.
Билет 43. Сущность, функции и виды прибыли. Факторы, определяющие прибыль.
Билет 45. Теория процента в современной экономической науке
Билет 51. Роль домашних хозяйств в воспроизводстве товаров, услуг и рабочей силы.
Билет 54. Инфраструктура национальной экономики и ее совершенствование.
Билет 55. Система макроэкономических показателей и их измерение. Национальное счетоводство.
Билет 56. Экономическое равновесие и его достижение.
Билет 59. Макроэкономическое равновесие и его виды
Билет 61. Потребление и сбережение в национальной экономике.
Билет 62. Формирование доходов и расходов государства.
Билет 63. Накопления и инвестиции. Сущность, функции, классификация инвестиций.
Билет 70. Цикличность в экономике. Причины циклических колебаний. Виды экономических циклов.
БИЛЕТ 72. Проблема экономического кризиса. Виды экономических кризисов и их характеристика
Билет 76 Социальная основа заработной платы. Неравенство доходов.
Билет 77. Трудовая миграция и ее регулирование в интересах национальной экономики.
Билет 78. Безработица. Причины безработицы. Виды безработицы. Кривая Филлипса. Закон Оукена.
Билет 79. Методы борьбы с безработицей.
Билет 80. Рынок денег. Спрос и предложение на деньги. Денежная масса. Денежные агрегаты.
Билет 81. Кредит: сущность, функции и виды. Кредитно-банковская система и ее структура.
Билет 86. Экономические и социальные последствия инфляции. Взаимосвязь безработицы и инфляции.
Билет 91. Золотовалютные резервы и их влияние на устойчивость национальной экономики.
Билет 94. Этапы становления и основные черты мирового хозяйства.
Билет 97. Институты и инструменты регулирования глобальной экономики.
Билет 100. Экономические санкции как инструмент воздействия на экономику отдельных стран.
Совокупные расходы состоят из суммы потребительских и непотребительских совокупных расходов. Они включают фактически оплаченные расходы домохозяйств, стоимость натуральных поступлений и т.д.
Структура издержек домашнего хозяйства:
1. издержки ведения домашнего хозяйства
2. издержки организации предприятия в рамках домашнего хозяйства
3. издержки по воспроизведению рабочей чилы
4. издержки по отдыху, досугу
5. трансакционные издержки, которые связаны с поиском информации для организации производства или при найме на работу.
Билет 48. Модели поведения потребителя. Факторы, влияющие на поведение потребителя. Эффекты потребления. Типы поведения потребителя.
Потребительское поведение выступает в виде формирования спроса потребителей на различные товары и услуги. При анализе потребительского поведения обычно выделяют две специфические разновидности спроса:1) функциональный спрос; 2) нефункциональный спрос.
Функциональный спрос обусловлен, с одной стороны, присущими данному благу потребительскими качествами, с другой — специфическими чертами действия людей в сфере приобретения потребительских благ. В число характерных типичных черт, оказывающих влияние на поведение потребителей в сфере приобретения тех или иных благ, входят:
♦ спрос на товары и услуги зависит от уровня доходов потребителя;
♦ стремление потребителя приобрести за имеющиеся денежные средства максимум совокупных полезностей;
♦ поведение потребителя зависит от системы предпочтений, его вкусов и отношений к моде;
♦ спрос потребителя формируется по результатам наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых или взаимодополняемых товаров.
Нефункциональный спрос возникает у потребителя под влиянием какихлибо других факторов, обусловленных внешними воздействиями. К числу таких факторов относятся:
1. Эффект присоединения к большинству, или «эффект вагона». Стремление людей не отстать от моды, быть «не хуже других». При этом спрос увеличивается на те товары, которые покупают окружающие потребителя люди.
2. «Эффект сноба», желание потребителя выделиться из общей массы, подчеркнуть свое социальное положение. В этом случае спрос растет на те товары, которые поднимаются в цене.
3. «Эффект Веблена», или «демонстрационный эффект». Потребление покупателя определяется престижностью. Дополнительный спрос формируется за счет приобретения «элитарных товаров».
4. «Нерациональный спрос», когда покупки совершаются под влиянием сиюминутных капризов и желаний, т. е. приобретаются товары, покупка которых не планируется потребителем.
5. «Спекулятивный спрос». Он широко используется в условиях дефицита того или иного товара.
Теория поведения индивидуальных потребителей. При исследовании поведения потребителей используются два подхода: 1) количественный (кардиналистский) подход; 2) порядковый (ординалистский) подход.
Количественный подход. Представители этого подхода (У. Джевонс, А. Маршалл) строят поведение индивидуальных потребителей на основе теории предельной полезности. Полезность — это удовлетворение, или удовольствие, которое получает человек от потребления какого-либо товара или услуги. В теории предельной полезности различают общую и предельную полезность. Общая полезность — это удовлетворение потребности человека, которое обеспечивается за счет определенного набора товаров и услуг. Предельная полезность — это полезность, равная увеличению общей полезности за счет приобретения дополнительной единицы данного товара или услуги. Для измерения полезности кардиналисты пытались найти абсолютный показатель. В этих целях они предложили условную единицу — ютиль. (Если, например, потребитель приобрел 10 единиц товара (книг), тогда общая полезность этих товаров (книг) составит 10 ютилей ( V10). В случае если приоб ретается 11я единица товара (книга), то общая полезность возрастет и составит 11 ютилей (V11). Предельная полезность в нашем случае — это дополнительная, 11я единица товара.) Полезность ее определяется следующим образом:
MV=(V11-V10)/(11-10) Снижение предельной полезности, при одновременно снижающейся цене, может побуждать потребителя к последующим покупкам этого товара. Понижение цены товара приводит к двум следствиям: «эффекту дохода» и «эффекту замещения». «Эффект дохода»: если цена товара падает, то реальный доход потребителя данного блага увеличивается. В результате на те же денежные средства он может приобрести больше товаров. «Эффект замещения»: снижение цены данного продукта (мяса) означает, что этот продукт (мясо) стал дешевле по отношению ко всем другим товарам. Снижение цены на мясо будет стимулировать потребителя к замещению мясом других продуктов.
Порядковый (ординалистский) подход. Ординалисты — сторонники измерения полезности путем сопоставления благ (В. Парето, И. Фишер). Этот подход является более признанным. Данное научное направление получило название порядковой теории полезности. Она основывается на следующих предположениях:
1. Аксиома полной упорядоченности. Предпочтения сформированы, потребитель может сравнивать и ранжировать различные наборы товаров с точки зрения их предпочтительности.
2. Аксиома транзитивности. Предпочтения транзитивны: если А > B, B > C, то A > C.
3.Аксиома ненасыщенности. Предпочтение всегда отдается большему количеству любого товара.
4.Независимость потребителя.
Билет 49. Анализ потребительских предпочтений. Количественный и порядковый подход в оценке полезности
Количественная теория полезности исходит из предположения, что потребитель дает субъективную оценку полезности потребляемых экономических благ и пытается ее измерить, используя понятия «предельная полезность» (MU -marqinae utility) и «общая полезность» (TU - total utility).
Потребительское поведение выступает в виде формирования спроса потребителей на различные товары и услуги. В свою очередь спрос обусловлен, с одной стороны, присущими данному благу потребительскими качествами, с другой - специфическими чертами действия людей в сфере приобретения потребительских благ.
К числу наиболее характерных черт, оказывающих влияние на поведение потребителей в сфере приобретения тех или иных благ, относятся:
- спрос на товары и услуги зависит от уровня доходов потребителя;
- стремление потребителя приобрести за имеющиеся денежные средства максимум совокупных полезностей;
- поведение потребителя зависит от системы предпочтений, его вкусов и отношений к моде;
- спрос потребителя формируется по результатам наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров.
Полезность — это удовлетворение или удовольствие, которое получает человек от потребления какого-либо товара или услуги.
Удовлетворение потребности является сугубо субъективным, так как оно имеет индивидуальный характер. В теории предельной полезности различают общую и предельную полезность.
Общая полезность — это удовлетворение потребности человека, которое обеспечивается за счет определенного набора товаров и услуг.
Предельная полезность — это дополнительная полезность, равная увеличению общей полезности за счет приобретения дополнительной единицы данного товара или услуги.
По мере роста общей полезности (TU) предельная полезность (MU)уменьшается.
Формулировка оптимального распределения дохода потребителя между различными благами дается во втором законе Госсена, который гласит, что при ограниченном запасе блага существует его «предельный экземпляр», т. е. стоимость товара определяется предельной полезностью.
Отсюда следует, что потребитель достигнет максимума удовлетворения, если он распределит свои средства на приобретение различных товаров следующим образом: для всех покупаемых потребителем товаров А, В, С... имеет место: