Файл: Тема Знакомство с работой отделов аптечной организации розничной торговли, а также прикрепленными обособленными подразделениями (аптеки, аптечные пункты, киоски).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если проверка длится несколько дней, то помещения с материальными ценностями опечатываются после ухода инвентаризационной комиссии. На время перерыва описи помещаются в шкаф или сейф, помещение закрывается.

Виды инвентаризации в аптеке

Инвентаризация может быть плановой или неплановой. Даты проведения и количество плановых проверок в отчетном году, а также перечень имущества для проверки устанавливает руководитель аптечной организации.

Внеплановые (внезапные или дополнительные) инвентаризации проводятся для текущего контроля сохранности продукции у материально-ответственных лиц и оперативного выявления расхождения между данными бухгалтерской отчетности и фактическим наличием обязательств и запасов.

Инвентаризация должна проводиться в следующих случаях (согласно пункту 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности):

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

  • перед составлением годовой отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);

  • при смене материально ответственных лиц;

  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

  • при реорганизации или ликвидации организации;

  • в других случаях, предусмотренных законодательством.

Для дополнительных проверок аптека может определять свои сроки проведения инвентаризации.

Оценка физического состояния товаров

При проверке комиссия не только сопоставляет соответствие данных учета фактическому наличию, но и выявляет товар с истекшим сроком годности по причине утраченной ценности. Товар с истекшим сроком годности подлежат утилизации — для этого составляется специальный товарный документ. Форму документа аптека разрабатывает самостоятельно.

Также утилизации подлежат некачественные, контрафактные и фальсифицированные средства. Их также необходимо уничтожить.


В бухгалтерском учете такой расход включается в расходы организации. Чтобы документально подтвердить расходы, необходимо сохранять документы, подтверждающие утилизацию.

Документальное оформление


Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств вносятся в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи последние дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц работник, принявший имущество, расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества.

Инвентаризационные описи и акты являются первичными учетными документами. Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Госкомстатом (Постановления Госкомстата России от 18.08.1998 N 88, от 27.03.2000 N 26).

27.10.2022г.

Тема: Учет движения товаров в аптечном предприятии.

В соответствии со ст. 129 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) товаром могут быть любые вещи, за исключением изъятых из оборота или ограниченных в обороте. Для целей налогообложения согласно ст. 38 Налогового кодекса РФ (НК РФ) товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. К товару можно отнести все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеи.

В силу п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01 (утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н; далее - ПБУ 5/01) и п. 2 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н; далее - Методические указания) товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных либо полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи.


Учет товаров ведется в натурально-стоимостном выражении, т.е. по наименованиям товаров с их отличительными признаками (марка, артикул, сорт и др.). Основными методами учета товаров являются сортовой и партионный.

Сортовой метод учета товаров заключается в следующем: аналитический учет (количественный и суммовой) осуществляется на основе использования оборотных ведомостей или сальдовым методом. Учет ведется в разрезе каждого склада, подразделения, других мест хранения, а внутри них - в разрезе каждого наименования (номенклатурного номера), групп, субсчетов и синтетических счетов бухгалтерского учета.

С использованием оборотных ведомостей применяются два варианта учета:

- бухгалтерии открываются карточки количественно-суммового учета на каждое наименование товара (присваивается номенклатурный номер). В карточках отражается движение товаров (приход, расход) на основании первичных учетных документов (приходных, расходных, на внутренние перемещения), сдаваемых в бухгалтерскую службу складами и подразделениями;

- карточки аналитического учета в бухгалтерской службе не ведутся. Все приходные и расходные документы группируются по номенклатурным номерам, по ним подсчитываются итоговые данные за месяц отдельно по приходу и расходу, которые записываются в оборотную ведомость.

В бухгалтерии организации не осуществляется количественный и суммовой учет движения (прихода и расхода) товаров в разрезе их номенклатуры и не составляются оборотные ведомости по номенклатуре материалов. Учет движения товаров ведется в разрезе групп, субсчетов и балансовых счетов материалов бухгалтерской службой только в денежном выражении, определяемом, как правило, на основании учетных цен.

Оборотный и сальдовый методы применяются в организациях обычно в том случае, если бухгалтерский учет ведется вручную.

Причем в организации могут использоваться оба метода одновременно, когда по одним складам и подразделениям применяется оборотный метод, а по другим - сальдовый, это решается на предприятии исходя из экономической целесообразности.

Партионный метод учета товаров осуществляется таким образом:


- аналитический учет товаров ведется на специальных карточках (партионных картах), на которых учитываются поступление и расход товаров данной партии;

- партионные карты (карточки) регистрируются с присвоением номера конкретной партии товаров;

- каждая партия товара на складе размещается обособленно от товаров других партий;

- в первичных расходных документах делаются отметки об отпуске товаров из данной партии (указывается номер партионной карты);

- оборотные ведомости по товарам каждой партии составляются отдельно от других товаров;

- после полного выбытия со склада партии товаров или при наличии незначительных остатков производится инвентаризация. Выявленные в процессе инвентаризации излишки приходуются, а недостачи и потери от порчи списываются на соответствующие счета бухгалтерского учета.

Наряду с названными основными методами в организациях могут применяться партионно-сортовой учет товаров (каждая партия поступивших на склад товаров хранится отдельно; при этом внутри партии товары разбираются по наименованиям и сортам и также размещаются отдельно) и учет по наименованиям (товары одного наименования хранятся отдельно от товаров других наименований).